Пеппа в кисло-сладком соусе: как китайцы полюбили главную свинью современности

Первая серия «Свинки Пеппы», созданная компанией Entertainment One, вышла в эфире в Великобритании в 2004 году. Мультфильм довольно быстро набрал популярность и завоевал любовь малышей в 180 странах мира. Шоу, состоящее из пяти сезонов, смотрят и любят до сих пор — истории семейства свиней и их друзей не устаревают. Впрочем, пару дней назад кое-где вышли новые серии «Пеппы».


Премьера «Пеппы», в которой помимо привычных героев появилась еще парочка новых персонажей — панды-близняшки, 5 февраля состоялась в Китае. Показ мультфильма в кино был приурочен к началу Китайского Нового года, года Свиньи по восточному календарю.

И если вы думаете, что китайская «Свинка Пеппа» — какая-то подделка, искусно скопированная с оригинала, то вы ошибаетесь. Китайскую версию мультика совместно создавали компании Entertainment One и Alibaba Pictures Group.

Показу новой серии (над ней работала международная команда режиссеров) под названием «Пеппа празднует Китайский Новый год» предшествовала массивная кампания, в рамках которой устраивались семейные шоу с ростовыми куклами, а также демонстрировался мини-фильм под названием «Что еще за Пеппа?».

Фильм, который снял Чжан Дапэн, рассказывает историю пожилого китайца, который по дышащему на ладан мобильнику звонит внуку и спрашивает, что тот хотел бы в подарок от деда. Мальчик отвечает: «Пеппу!», и дед начинает расследование, пытаясь выяснить, что это еще за Пеппа такая.

Он ищет ответ в словаре, спрашивает у жителей деревни по громкоговорителю, интересуется у знакомых, в итоге ему советуют обратиться к женщине, которая работает няней в городе, и она объясняет ему, что Пеппа — это такая «свинка в красном». Дедуля собирается перекрасить живую свинью в красный цвет, но вовремя получает информацию о том, что Пеппа все-таки не обычная свинья. В итоге дедушка мастерит из металла стим-панк скульптуру, изображающую голову Пеппы, и отправляется в гости к сыну и его семье. Металлическая Пеппа становится центральным подарком вечеринки.


Пятиминутная лента, премьера которой состоялась в середине января, на YouTube набрала около 130 тысяч просмотров, но это не должно вводить вас в заблуждение: основной видеоплатформой в Китае является Youku, где «Что еще за Пеппа?» была показана 200 миллионов раз. Это позволяет назвать ролик, пожалуй, самым удачным примером локализации иностранного контента на китайском медиарынке.

Более того, мейнстрим-успех Пеппы в Китае стал, как считают некоторые СМИ, результатом работы властей, решивших взять под свой контроль неуправляемую любовь местной молодежи к британской свинье и направить ее в выгодное для себя русло.

В Китай мультики про Пеппу попали в 2015 году и довольно быстро стали популярными. Настолько, что породили целую субкультуру, противопоставленную образу молодого китайца, транслируемому официальными источниками и партией. Считается, что в качестве символа сопротивления Пеппу первым использовал местный стример на платформе Kuaishou.


Каким-то образом идея о том, что Пеппа символизирует протест против насаждаемых властями идеалов и ценностей, стала одним из жизненных кредо так называемых shehuiren, онлайн-сообщества молодых людей из низших слоев китайского общества. Свою любовь к Пеппе они выражают с помощью переводных татуировок с ее изображением, смешных, гипертрофированно детских пластиковых часов в стилистике знаменитого мультсериала и так далее.

Shehuiren — это в основном молодые люди 17-23 лет без постоянной работы и официально одобряемых жизненных целей, но среди них есть и девушки, отличительным внешним признаком которых (помимо собственно аксессуаров с Пеппой) являются выбеленные волосы и короткие юбки. Общаются представители субкультуры в основном онлайн, распространяя по видеоплатформе Douyin ролики с Пеппой.

Ношение нелепых аксессуаров с изображением Пеппы стало своеобразной формой самоиронии — да, мы не можем себе позволить дорогие часы и золотые цепи, как настоящие гангстеры, но как и они, мы находимся вне общественных норм и не хотим подчиняться правилам для всех.


К весне 2017 года это соцпанк-движение стало настолько мощным, что с ним решили бороться — хотя бы на его собственной территории, то есть в Сети. В апреле 2017 года с Douyin было удалено около 30 тысяч видео с хэштегом #PeppaPig. Пеппа пала жертвой бана наряду с видео со сценами курения, распития алкоголя, кросс-дрессинга, религиозных практик и оскорбления правительства. Никаких комментариев от платформы на этот счет тогда распространено не было.

При этом в соцсетях началось бурление на тему Пеппы и хайпа вокруг нее — одни пользователи были возмущены решением администрации Douyin подвергнуть ролики со свиньей цензуре, другие удивлялись тому, что она вообще каким-то странным образом стала столь популярной среди явно не ее целевой аудитории.

Газета Global Times писала, что популярность Свинки Пеппы в Китае говорит не только о стремлении к поиску разнообразных источников вдохновения, но также свидетельствует о том, что чрезмерное погружение в субкультурный контекст может отрицательно сказаться на местной молодежи.

Так или иначе, в 2018 году Китай заставил Пеппу повернуться к себе светлой стороной. Тот самый фильм, «Что еще за Пеппа?», например, был создан в том числе и как социальная реклама, призывающая китайцев проводить праздники вместе, звать к себе старших родственников из деревень, давать им возможность видеться с внуками. В мини-фильме предлагают пойти на премьеру нового мультфильма всей семьей. В рекламе мультика также подчеркивается особая роль старших родственников в жизни молодых семей.


Мультфильм «Пеппа празднует Китайский Новый год» на китайском языке, к слову, решили показать не только в Китае — его показ запланировали и в 65 американских кинотеатрах с английскими субтитрами. Кроме того, Entertainment One подготовила две тематические серии о том, как Пеппа отмечает наступление нового года по восточному календарю для зрителей не из Китая. Их показали по телевидению в Новой Зеландии, Австралии, Канаде, Южной Африке и некоторых странах Европы.

В 2019 году в Китае ожидается открытие тематического парка развлечений для поклонников Пеппы. Интересно, смогут ли себе позволить билеты представители shehuiren.

Мнения «Моя жена умерла. Я так одинок»: женщина включила ноутбук покойного мужа — и узнала много нового о себе и о нем
Вдова обнаружила пикантные переписки, тайные знакомства, платные аккаунты на порносайтах и тому подобное.
Новости «Извините, но я умер»: самые опасные челленджи из ТикТока
Экстремальные дыхательные упражнения, мятный бальзам на веках и другие безумные задания, которые вирусятся среди детей и подростков.