«Игра — это лучшее, чем может заняться ваш ребенок». Людмила Петрановская объяснила, почему игры полезнее, чем уроки

Многие родители переживают, что дети вместо того, чтобы учиться, играют — в конструктор, компьютер или в куклы. В ответ психологиня Людмила Петрановская рекомендует взрослым изменить отношения к игре.

Иллюстрация Лизы Стрельцовой

В посвященном этой теме эфире в Телеграме она объяснила, что игра — это важнейший инструмент развития ребенка, который в определенном возрасте для детей куда полезнее, чем уроки. НЭН публикует главные тезисы лекции.

Игра

Если мы подумаем о том, как развивалось человечество, то увидим, что долгое время оно существовало без обязательной для всех системы образования. При этом люди получили все необходимые для развития и жизни навыки. Это происходило благодаря игре — придуманному эволюцией удивительному механизму. Дети всему учатся в игре, в процессе которой они воспроизводят действия взрослых.

Свободная ролевая игра

Дети младше трех лет играют с предметами и своим телом — карабкаются куда-то, взаимодействуют с бытовыми предметами. Дети от трех до семи лет предпочитают свободную ролевую игру. Это игра, в которой нет жестких правил, победителя и побежденного. Ее суть — это процесс и разыгрывание ролей. Например, это может быть игра в магазин, где один изображает продавца, а другой покупателя.

Переход к ролевой игре происходит в тот момент, когда ребенок перестает играть с кубиком как с деревяшкой, а начинает наделять его ролью, например, это танк, который стреляет.


Эти игры крайне полезны для детей, потому что они помогают развивать мышление. Дело в том, что вход человека в культуру основан на его способности принимать определенную роль и придавать чему-то смысл.


Вся наша культура строится на договоренности людей о том, что что-то изначально не имеющее смысла что-то значит. Например, в древности люди договорились, что определенные начертания на бумаге несут конкретное значение. Так люди создали большую систему, которая позволяет нам читать тексты, написанные за две тысячи лет до нашего рождения.

Свободная ролевая игра готовит ребенка к существованию в этой системе. Когда ваш ребенок играет в матерей, врачей, казаков-разбойников, магазин, рассаживает кукол или организует чаепитие для кошек, он готовит свой мозг к образованию.

Родители часто жалуются, что дети требуют от них участие в игре. Но вовсе не обязательно откладывать все дела в сторону. Тут ребенку можно подыграть, например, если он сегодня тигренок, то вы можете быть тигром. Для этого не обязательно оставлять все свои дела.


Можно быть тигром, варя суп или делая зарядку. Просто вы тигр, которому сейчас нужно поработать.


Ребенок будет в восторге, а вам будет гораздо проще с ним общаться. Когда ребенок и вы находитесь в роли животных, с ним гораздо проще договориться, потому что в игре дети гораздо более склонны слушать родителей.

Ничем более полезным, чем игра, ребенок дошкольного возраста заниматься не может, и никакие специальные развивающие занятия не идут в сравнение с тем, что тысячелетиями было отработано для его развития. Не относитесь к игре пренебрежительно. Любое вмешательство в нее требует уважения. Вы можете включиться в игру и создать в ней какую-то закономерную паузу, если хотите, например, позвать ребенка на обед.

Как играют дети после семи лет

После семи лет дети переходят от свободной ролевой игры к играм по правилам. Это игры с фишками, казаки-разбойники, карты, шахматы, шарады, подвижные игры. Их объединяет наличие правил, согласно которым ребенок должен пройти определенный квест, в конце которого кто-то побеждает, а кто-то проигрывает. Так ребенок учится усваивать сложные алгоритмы, по которым он в дальнейшем будет жить и работать.

Ребенок начинает усваивать, что любая деятельность реализуется благодаря последовательности действий. Он начинает следовать разным правилам и ограничениям, которые повлияют на результат. Это важнейшие мета-умения, которые необходимы для любого человека. Ребенок понимает, что правила нельзя менять, и существуют победы и поражения. Он понимает, что несет ответственность за вход в игру.


Игра — это важнейший институт конфликтологии. С ее помощью формируется нормальный, адекватный, законопослушный член общества, который понимает, что есть правила и договоренности и нельзя действовать по принципу, что у кого больше сил, тот и прав.


Опыт победы или поражения в игре тоже многому учит: если ты проиграл, то ты плачешь? Или если выигрываешь, то злорадствуешь? Перед ребенком встает много моральных выборов, которые преподносят ему такие важные уроки, какие не могут дать никакие занятия и уроки.

Если ребенок не играет

Вам стоит обеспокоиться, если ребенок совсем не играет. С этой проблемой лучше обратиться к специалисту. Это может быть признаком высокой тревожности, которая не дает ему играть. Богатство игры и ее разнообразие — это один из признаков благополучного развития ребенка.

Если ребенок играет хотя бы с вами, это уже хорошо. Многие родители пишут, что дети хотят с ними играть. Это издержки оторванности детей от сверстников.

Вообще ребенок должен играть именно со сверстниками или детьми, которые немного старше или младше. Особенно полезны для детей игры в разновозрастной группе. Дети, которые находятся на разных этапах развития, делятся своим опытом друг с другом и усваивают более богатый репертуар ролей.

Интересное по теме

Не любите играть с ребенком? На самом деле вы постоянно с ним играете. Сейчас докажем

Кризис игры

Сейчас мы наблюдаем кризис игры, которые психологи считают важной проблемой. Из городов исчезли дворы, где раньше дети могли собираться и часами играть. Теперь с ребенком гуляет бабушка или няня, которая может провести на улице всего пару часов.

Ребенок не успевает получить опыт игры также из-за занятий — подготовительной школы, музыки, уроков английского, развивающих упражнений. Но нужно помнить, что большинство из этих упражнений сводятся к тому, что все дети одновременно повторяют какие-то действия за преподавателем.

Например, все рисуют петуха по алгоритму. Это задание не даст ребенку никаких других навыков, кроме умения воспроизводить инструкцию. Хотя этот навык также очень важен, он остается очень узкой частью развития.

Все это приводит к отмиранию культуры игры и подрывает способности детей к развитию. Чтобы справиться с этой проблемой некоторые продвинутые частные школы нанимают специальных игровиков, которые на переменах учат детей играть в обычные игры.

Из-за образовавшегося кризиса у нас много детей, которые не успели наиграться к семи-восьми годам. Поэтому в этом возрасте они еще хотят быть котиком. Его не нужно ребенка за это ругать и стыдить. Дайте ему наиграться. Эта потребность удовлетворится и сойдет на нет.

Понравился материал?

Поддержите редакцию!