Женские дни: почему 8 марта — не просто день весны, красоты и мам

Колонка о метаморфозах одного праздника.

Иллюстрация Насти Железняк

Сегодня 8 марта, а значит, всем нам, девочкам, расскажут, какое мы украшение коллектива, какие мы мягкие, добрые, заботливые (не-а!), как мы поддерживаем мужчин в их нелегкой доле и как нам следует оставаться такими же всегда-всегда. Тем, кому особенно повезет, об их исключительной женственности расскажут дети, что будет хотя бы мило. Однако 8 марта задумывался вовсе не таким праздником, поскольку таких на момент его появления в мире было пруд пруди.

Международные женские дни

Вряд ли я вас удивлю, если скажу, что в мире есть десятки, если не сотни, праздников, посвященных женщинам. Многим из них не одно столетие: День девочек в Японии, Гинайкратия в Греции, День женщин в Исландии, Дурга-Пуджа в Индии — и это только самые известные! Есть местечковые «Дни женщин», которые отмечаются не всенародно, а только в одной области. Есть государственные праздники, учрежденные правительствами, но несущие традиционную окраску, — такие, как День материнства и красоты в Армении. Короче, Дни женщин, овеянные многовековыми традициями, существуют практически повсеместно.

И отмечаются они везде похожим образом: в эти дни женщины не работают, получают подарки и поздравления, мужчины берут на себя их обязанности, а уже на следующий день все возвращается на круги своя. Есть чуть более радикальная версия празднования, когда мужчины берут на себя женскую работу, а женщины отдыхают «по-мужски»: встречаются в кафе и барах, сплетничают, пьют алкоголь.

Смысл подобных торжеств вполне понятен: женские дни по всему миру задумывались как «разрядка» в межполовых отношениях. Мужчины один день в году всячески умасливали женщин, а те, в свою очередь, весь оставшийся год спокойно переносили тяготы женской доли. Причем формальная мотивация празднования могла быть совсем иной — где-то существовало поверье, что если не праздновать, то будет холодная зима и плохой урожай, где-то утверждали, что все ради плодородия (мол, если не чествовать женщин в этот день, то родится меньше здоровых детей) и так далее. В языческих обществах женский день чаще всего был посвящен какой-либо уважаемой богине, которой воздавали почести через проявление внимания к матерям, женам, сестрам и дочерям. Но если смотреть в суть, то большинство женских дней были призваны показать, как мужчины ценят женщин и как они без них совершенно не справляются.

Ничего не напоминает? Да-да, именно так сейчас и выглядит празднование 8 марта. Но так было не всегда.

Интересное по теме

Как девчонка: 8 книг о сильных женщинах

Международный женский день

Женский день, отличный от традиционных, пытались создать давно. На рубеже XIX и XX веков суфражистки отчаянно боролись за права женщин и за то, чтобы на эти права обращали внимание.

В 1857 году в Нью-Йорке 8 марта прошла демонстрация работниц текстильной промышленности. Женщины протестовали против низких зарплат и отвратительных условий труда, кричали о равноправии и били поварешками в пустые кастрюли (это событие вошло в историю как «Марш пустых кастрюль»). Активисток, конечно, разогнали. Но женские марши и забастовки не прекратились, особенно в этом направлении усердствовали американки.

Вдохновленная опытом заокеанских коллег, немецкая социалистка Клара Цеткин в 1910 году предложила учредить Международный день солидарности трудящихся женщин в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие. До 1914 года этот праздник отмечали в разные даты и порой даже в мае.

Только в 1975 году 8 марта официально стал Международным женским днем благодаря ООН.

Идея 8 марта была вовсе не праздничной: предполагалось, что в этот день активисты, политики и обыватели должны обратить внимание на угнетенное положение женщин, неравенство, отсутствие базовых прав.

И поначалу так и было! В молодом Советском Союзе женщин чествовали как застрельщиц революции, так как именно 23 февраля 1917 года (8 марта по новому стилю) началась забастовка, переросшая в революцию. Поначалу она была преимущественно женской. Социолог Питирим Сорокин писал в своих дневниках:

«Революцию начали голодные женщины и дети, требовавшие хлеба».

Голодно в то время было всем, но женщинам платили гораздо меньше, чем мужчинам, так что они оказались настроены против правительства куда радикальнее. Женщины перекрывали дороги, бастовали на площадях и даже, по слухам, переворачивали трамваи. В результате революции советские женщины получили избирательное право и право на образование гораздо раньше, чем американки и европейки.

Интересное по теме

Письмо дочери к 8 Марта

Почивание на лаврах и призывы к миру

Из-за того, что советские женщины получили гораздо больше, чем имели их иностранные товарки, СССР очень загордился. В результате на некоторое время 8 марта превратился в день прославления справедливого коммунистического строя, который противопоставлялся косному буржуазному укладу. Хотя советские женщины и не имели равных с мужчинами зарплат, формально они обладали такими же правами и свободами, как «сильный пол». Студентки, рабочие, крестьянки — даже язык отражал веяния времени.

На официальном уровне Международный женский день отмечался как день установления справедливости в отдельно взятом государстве. При этом женщины не могли рассказать, с какими трудностями сталкиваются на местах. О массовом протесте им оставалось лишь мечтать, а государство очень строго следило за выражениями недовольства. Получалось, что в день, посвященный правам женщин, о правах говорить было нельзя, так как в СССР все УЖЕ равны. Конечно, дело обстояло совершенно не так.

К 50-м годам XX века в Советском Союзе сформировался образ женщины как «труженицы и роженицы». Этому сильно поспособствовало правительство Сталина, которое всерьез озаботилось проблемой демографии: аборты запретили в 1936 году, а пропаганду совмещения материнства и труда вели из каждого утюга. В результате к середине 50-х советская женщина должна была одновременно рожать, трудиться и прославлять справедливое устройство советского общества.

Социальный посыл праздника, впрочем, терять было жалко, так что где-то в 60-х идеология 8 марта вильнула в сторону пацифизма: в СССР устраивались женские демонстрации «За мир во всем мире», проводились международные конгрессы женщин, объединенные темой разоружения и всеобщего перемирия. Если вы достанете старые открытки времен Советского Союза, то заметите, что те из них, что посвящены Международному женскому дню, часто содержат пацифистские призывы. Однако уже к 80-м годам на праздничной полиграфической продукции появляются тюльпаны, мимозы и поздравления с «Днем весны и красоты». Это-то откуда взялось?

Интересное по теме

Как сделать 8 марта чем-то большим, чем просто «день весны и красоты»

Откат к традиции

Поскольку СССР считался государством, которое решило все проблемы женщин, а заявления о неравенстве могли воспринять в штыки, смысл праздника постепенно выветривался: ну зачем бороться с тем, чего, по официальной версии, нет? Так что постепенно 8 марта стал днем выражения признательности женщинам за их роль в обществе.

А прославление женщин в целом очень мощно апеллирует к традиции и коллективной памяти. Вы даже можете не знать, какие женские праздники и фестивали существуют в мире, но нечто глубинное будет вас подталкивать похвалить дам за красоту, деторождение и «хранение очага». Вам необъяснимо захочется поощрить женщин бездельем, взять их работу на себя, вручить подарки, наделать комплиментов. Объективно в вашем окружении могут оказаться исключительно уродины, бездетные и неряхи, но мозг все равно извлечет из коллективного бессознательного «дорогих мам и бабушек», «хозяюшек» и «украшение коллектива».

Парадокс в том, что 8 марта задумывался как полная противоположность традиционным женским дням. Он должен был обратить внимание не на прекрасные положительные качества женщин, а на нехватку у них базовых прав. Этот день должен был быть посвящен не безделью, а борьбе за равную оплату труда. Это праздник не голубок, а львиц; не мнимого чествования женщин, а признания их реального вклада в жизнь общества, выраженного материально.

По сути, мужчины, которые готовят и убираются на 8 марта вместо своих женщин, предают смысл праздника: вы не должны освобождать нас от женской работы на один день в году — «женской» и «мужской» работы по дому не должно быть в принципе. Хранение очага — это не наша заслуга, а проявление неравенства. А выражение про «украшение коллектива» не высмеял только ленивый. Вы представляете себе коллективы учителей, журналистов и медиков? Если там кто-то и выполняет роль необязательных, но симпатичных, так это мужчины. Но даже там сохраняется парадигма: «Мы работаем, а вы красивые».

Забавно, что в капиталистических странах, где 8 марта даже не был выходным днем, его использовали и используют по назначению: для того, чтобы говорить о правах женщин, неравенстве, гендерно обусловленной преступности и других проблемах.

Собственно, произошло это потому, что в этих странах сохранились традиционные женские праздники, и их смыслы не наложились на 8 марта, как в Советском Союзе. Мам чествуем отдельно, за права боремся отдельно, день женской свободы от забот и мужского кухонного рабства — тоже отдельно. В нашей же стране все свалили в одну кучу, приправили уверенностью, что у советской женщины проблем нет, добавили почтения к репродуктивной функции — и получили страшного кадавра: феминистский день памяти и протеста по задумке и патриархальный праздник поклонения женщине по содержанию.

Так что в последние годы феминистки всех мастей выступают за то, чтобы очистить 8 марта от шелухи и сделать его тем, чем он и должен быть, — днем, когда женщины вслух заявляют о своих проблемах. При этом я, как феминистка, не вижу беды в прославлении женщин и их репродуктивных функций — на то у нас есть День матери, например. И в том, чтобы освободить мам, бабушек, жен и сестер от домашнего труда, тоже нет ничего откровенно плохого: просто для этого надо выкопать из загашников истории какой-нибудь условный «День Феклы-распустехи», в который нам совсем нельзя работать, а то хорошего урожая семь лет не видать.

Международный женский день не должен превращаться в патриархальное торжество чествования всех женщин оптом — иначе его и придумывать бы не стоило. Это день работающих женщин, борющихся за свои права, а не праздник весны и красоты. Кажется, пора отделить зерна от плевел, а задумку от реализации — времена уже позволяют.