Вторым по счету детям часто достается меньше внимания и любви.
Есть люди, которым надо обязательно всех достать, влипнуть в неприятности, устроить скандал. Сделать что угодно, лишь бы все вокруг суетились, волновались и пытались решить их проблемы. И, неважно, сколько такому человеку лет, — пять или пятьдесят, — он будет пытаться привлечь к себе внимание любой ценой. Отличаются лишь способы, которые он пускает в ход.
Почти у каждого есть такие знакомые, и от них хочется держаться подальше. Но что, если так себя ведут близкие люди: брат, сестра или даже ребенок? Поневоле приходится задуматься, что же провоцирует подобное поведение: гены, воспитание, среда?
Несомненно, каждый из нас личность и загадка, никто не может заранее предсказать, каким человеком станет ребенок. И все же, ученые обнаруживают паттерны, общие для определенных групп людей.
Например, экономист Джозеф Дойл (Joseph Doyle) провел исследование среди тысяч семей во Флориде и Дании и выяснил, что вторые по рождению дети часто отличаются сложным характером и проблемным поведением. Причем, не только в семье, но и в обществе в целом.
Исследование Дойла показало, что вторые по счету дети на 20–40% чаще имели поведенческие проблемы в школе, подвергались дисциплинарным мерам, а позже даже имели проблемы с законом.
Эта тенденция отразилась во множестве историй о «плохих парнях» в книгах и фильмах. В них часто бывает положительный старший брат и проблемный младший, который, несмотря на сложный характер и бунтарский нрав, кажется куда привлекательнее паиньки-старшего.
Специалисты считают, что все дело в недостатке внимания со стороны родителей (очередной повод почувствовать свою вину).
Несомненно, бывают исключения. И все же, недавнее исследование показало, что в период 2–4 лет родительское внимание чаще всего направлено на первенца. И даже после появления второго ребенка, время и силы родителей чаще по-прежнему сконцентрированы на старшем. Помимо заботы, родители стараются компенсировать первому ребенку стресс от того, что он больше не центр вселенной.
Таким образом, второй ребенок часто недополучает внимания и заботы, его потребностями могут пренебрегать, просто потому что их не замечают. Это приводит к тому, что у него формируются определенные черты характера и особенности поведения. Первым эту теорию сформулировал Альфред Адлер.
«Теория порядка рождения» австрийского врача Альфреда Адлера описывает черты характера старшего, среднего и младшего ребенка в семье. Согласно этой теории, очередность, в которой дети рождаются, может влиять на формирование их личности и характера.
По Адлеру, среднему ребенку труднее всего адаптироваться, так как он оказывается в неудачной позиции между успешным и любимым первенцем и избалованным младшеньким.
Стоит отметить, что эта теория неоднократно подвергалась критике, потому что в ней не учитываются такие важные факторы как возраст, пол, социальное положение и даже общее количество детей в семье.
Однако ученые продолжают изучать эту тему. Сегодня есть исследования, которые демонстрируют: средние дети чаще склонны к проблемному и опасному поведению, которое позже может привести к проблемам с законом.
Старшие дети дают родителям их первый опыт, первые родительские впечатления. С ними совершают и первые ошибки, и первые открытия. Младших окружают заботой, просто потому что они малыши.
Средним же детям трудно добиться внимания, родители часто не замечают ни их самих, ни потребностей, которые у них есть. Чувствуя себя обделенными, менее любимыми, такие дети быстро учатся угождать, стараются нравиться. При этом, получая недостаточно внимания дома, средние дети ищут его вне семьи и находят, создавая крепкие дружеские связи.
Но, несмотря на это, им трудно избежать негативных эмоций, связанных с ситуацией внутри семьи. Ревность, ощущение собственной незначительности, злость, стресс, чувство, что тобой пренебрегают. А часто еще и вынужденная роль миротворца, которому поневоле приходится улаживать конфликты между более сильными сторонами.
Ты можешь быть союзником, опорой, дополнением, но никогда не станешь центром притяжения просто потому, что ты есть.
Возможно, именно поэтому вторые дети быстро начинают использовать все способы заполучить внимание и оказаться в центре жизни семьи.
Однако есть в положении среднего ребенка и свои плюсы. Исследования показывают, что семьях с двумя детьми первенцы чаще сталкиваются с внутренними трудностями — такими как тревожность, напряжение, замкнутость, в то время как вторым детям они не свойственны.
В то же время, вторые дети чаще демонстрируют позитивные взаимодействия с матерью — они более открыты и эмоционально вовлечены. Хотя у них может быть выше риск поведенческих нарушений (например, нарушения дисциплины), они при этом, как ни странно, проявляют больше эмоциональной теплоты в отношениях с родителями.
Средние и младшие дети демонстрируют более активное развитие связей в префронтальной коре мозга — это участок, связанный с самоконтролем, принятием решений и социальной адаптацией. Это может объяснять, почему такие дети в подростковом возрасте чаще проявляют про-социальное поведение — заботу о других, умение сотрудничать, эмпатию.
Анализ данных более 700 000 человек показал, что дети из больших семей (особенно средние) — более честны, скромны и склонны к сотрудничеству.
Быть родителями бесконечно трудно, и как бы ты ни старался, ошибок не избежать. Но исследования подтверждают то, что мы и так знаем: детей надо любить. Видеть, слышать, замечать. Ведь наше внимание, время, забота — это единственное, что мы на самом деле можем им дать.
К каждому ребенку приходится искать свой подход. Когда детей несколько, помимо возраста, родителям приходится учитывать характер и темперамент, обстоятельства и здоровье. И все же есть вещи, которые каждый из нас может делать для своих детей, чтобы уберечь их от ощущения ненужности и не важности для семьи.
У ребенка есть свой уникальный набор черт, увлечений и предпочтений. Важно стараться узнать и принять его как личность, проявлять интерес к его увлечениям и вкусам. Позвольте ребенку свободно делиться с вами своими мыслями, чувствами и переживаниями. Когда вы относитесь к ребенку как к индивидуальности, он понимает, что для вас он особенный.
Важно находить моменты в течение дня, чтобы уделить ребенку полное внимание. Даже если вы побудете вместе недолго, это покажет ребенку, что вы не забываете о его потребностях и желаниях, цените ваши отношения.
Сравнения — одна из самых болезненных вещей для любого человека. Вспомните, какой вред мы причиняем сами себе, пытаясь дотянуться до идеалов из соцсетей. Если нам кажется, что сравнение не в нашу пользу, мы страдаем, а наша самооценка падает. А ведь мы взрослые. Для ребенка сравнения могут оказаться настоящей травмой и привести к развитию комплексов и психологических расстройств.
В детстве ребенок видит себя глазами значимых взрослых. Слова взрослых часто определяют, как он сам будет себя воспринимать. Если слишком часто назвать ребенка ленивым, трусливым, чувствительным, слабым, драчуном, в конце концов, сознательно или подсознательно, он начнет соответствовать этим ярлыкам. Если же не давать ребенку оценок и определений, поддерживать и мягко направлять его на пути познания самого себя, он с большей вероятностью вырастет гармоничной личностью и не будет пытаться примерить на себя созданный кем-то образ.
Еще почитать по теме
«Старшие дочери — самые крутые мужики». Колонка о детских травмах и родительских ожиданиях