Пятерки, двойки и прочие условности: что такое оценки и почему они нас так волнуют

Колонка о важном и неважном.

Иллюстрация Насти Железняк

Моей дочери уже восемь лет, и она не только учится во втором классе, но еще и карате занимается. И вот у нас на этом карате намечается экзамен. Дитя ходит и орет, роняет горькие слезы и причитает: «Вот бы заболеть с соплями и температурой, чтобы не сдавать экзамен!» При этом — никакого давления: ну не сдашь — поучишься еще немного и пересдашь. Там вся группа движется абсолютно разными темпами.

Такая нервная реакция на оценивание есть и у моей мамы, и у меня. Бабушка-педагог, в порыве нести хорошее, доброе и вечное, могла перегибать палку — в нашей семье был культ пятерок, и каждая тройка воспринималась едва ли не как конец света. Это не казалось мне странным в детстве — всех же ругают за плохие оценки, так? Ну, у нас плохая оценка — это тройка, а четверка — просто знак того, что ты недостаточно постаралась. Домой надо было нести только пятерки, и это не свело меня с ума лишь потому, что школьная программа давалась мне очень легко.

Я выросла и сама стала мамой школьницы, что привело меня к великому озарению: оценки — это не призы, не показатель умственных способностей, не гарантия дальнейших жизненных успехов. Оценки — это знаки, которые оставляет учитель, чтобы знать, как каждый из детей продвигается по программе.

Российские школы всегда были многолюдными. Никого я не удивлю, если скажу, что в моем классе был 31 ребенок, а в классе моей дочери их вообще 35. И эта многолюдность определяет все: особенности программы, систему оценок, обилие домашних заданий и контрольных, а также тягу оценивать по пятибалльной шкале даже поведение ребенка.

У нас многие родители удивляются существованию школ без оценок. Но если посмотреть на такие школы — они все как одна с маленькими классами. И учителю в таком классе несложно заметить, что Машенька сразу поняла дроби, а Петенька еще не разобрался. В принципе, педагог прямо на уроке может собрать тех, кто ничего не понял, в кучку и дообъяснить им, припахать к делу просвещения Машеньку, которая сообразила с первого раза, и в тот же день донести до родителей, что с ребенком надо позаниматься дополнительно.

Но если в классе больше тридцати человек, никакой учитель не сможет уследить за индивидуальным прогрессом каждого. А значит, нужна «напоминалка» о том, как кто продвигается, — это классный журнал. И нужны отметки о результативности продвижения — это оценки. А родителям нужен отчет о прогрессе ребенка — это дневник. Если Маша получила пятерку за дроби, а Петя — двойку, это не значит, что Маша умная, а Петя глупый. Это значит, что с Петей надо дополнительно позаниматься (в наших реалиях чаще всего — родителям).

Интересное по теме

10 вопросов о вальдорфской школе

Многолюдностью российской школы объясняется и ее «домашкоцентричность». Сколько родители ни пишут петиций о сокращении домашних заданий хотя бы у младших школьников, сколько ни стенают о перегрузке — взять и сократить домашку нельзя. А знаете почему? Потому что на уроке учитель не успевает оценить уровень знаний у тридцати с лишним детей. Но и педагогу, и родителям необходимо представлять, как ребенок продвигается по школьной программе.

Поэтому в качестве демонстрации успехов (или неудач) выступает домашняя работа. Школьники воют, родители воют, даже учителя воют из-за ее количества, но если убрать домашку, педагоги и мамы с папами не будут понимать, оседает ли в голове детей что-либо вообще.

И так мы возвращаемся к оценкам. Которые существуют не для поощрения или наказания, а для того, чтобы учитель и родители знали, у кого проблемы с ЖИ и ШИ, а кто никак не освоит таблицу умножения. То есть, если идти от целевого подхода, плохих оценок не бывает вообще. «Двойка» всего лишь означает, что кто-то ничего не понял в теме, или не сделал задание из лени, или слишком много баловался и не успел выполнить то, что должен был.

Да что за примерами далеко ходить: у меня дочь в прошлой четверти схватила две двойки по литературе, потому что поленилась выполнить задания письменно, а мне соврала, будто их задали разобрать устно. При этом эта девица любит книги, охотно читает, легко запоминает стихи и пишет сочинения по картине на «отлично». Но это не спасло ее от двух «лебедей» в журнале, потому что как не учить урок — она придумала, а вот как скрыть этот факт от учителя — нет.

Интересное по теме

Три клеточки слева: можно ли повысить мотивацию в учебе, снизив оценку за оформление тетради?

Так как же «пятерки» превратились в предмет культа? А очень просто: отличник не доставляет проблем ни учителю, ни родителям, потому что с ним не надо дополнительно заниматься. Он молодец, конечно, и хвалят его заслуженно. Двоечник, в свою очередь, требует большого количества внимания, продвинутого подхода к объяснениям, найма репетиторов и прочих затрат ценных ресурсов. Поэтому двоечника ругают.

И это абсолютно контрпродуктивно, потому что если ты чего-то не понимаешь — от ругани знаний все равно не прибавится. Орите на меня хоть неделю не переставая, но если я не знаю итальянского языка, то от ваших воплей я все равно на нем не заговорю. Чтобы заговорила — потребуются занятия, справочники по грамматике, установка приложений для изучения языка, помощь репетитора и тому подобное.

Поэтому, дорогие родители детей, которые иногда приносят «двойки», — выдохните. Расслабьтесь. Не позволяйте простому факту того, что ребенок чего-то не понял, разрушать ваши отношения. Да, родителям отличников легче. Но «двойка» — это тоже очень информативная оценка. Она показывает, что и где вы можете исправить.

Если ребенок не старается — то как-то повысить его мотивацию. Если не понимает объяснения из учебника — подберите пару-тройку других пособий (я так с дробями и разобралась: просто взяла два старых советских учебника в библиотеке — и пошло, как по маслу). А может быть, у него ужасный учитель-предметник, которого полкласса не понимает — такое тоже бывает. И эта проблема решается несколькими способами: от радикального перехода в новую школу до записи на факультативы к другому педагогу.

В любом случае усилия для преодоления учебных трудностей придется приложить. Так почему бы не сэкономить ресурсы хотя бы на скандале?

Ликбез Как устроен отпуск по уходу за ребенком в разных странах мира
Кто в него уходит, на какой срок и кому он полезен
Ликбез Клещи и прочие неприятности: что нужно знать, отправляясь с семьей за город
Как защититься от насекомых весной и летом, и что делать, если клещ вас все-таки укусил.