реклама

«Для нашего города это был шок-контент: люди не знали, что такие школы реально существуют!»

Три истории о том, как открыть школу своей мечты.

Учительница объсняет детям материал на школьной доске. Иллюстрация НЭН

Наши герои не планировали открывать свои школы. Просто однажды у них появился ребенок, они оглянулись вокруг — и не нашли для него идеального места учебы. Поэтому они взяли дело в свои руки — о том, что из этого получилось и что им в этом помогло, читайте в нашем материале.

Елена Ксенофонтова

Выпускница школы для специалистов сферы образования School of Education, основатель частной школы в Чебоксарах.

Елена Ксенофонтова

Выпускница школы для специалистов сферы образования School of Education, основатель частной школы в Чебоксарах.

В 2006 году я закончила педагогический университет и осталась там преподавать; я мечтала учить детей и думала, что смогу изменить мир. Довольно быстро выяснилось, что в вузе всем было наплевать, как ты преподаешь, было важно, какие научные статьи ты пишешь. Тогда я нашла другую работу — в маркетинге.

Но когда родился мой старший сын, я поняла, что не хочу отдавать его в ясли ни в год, ни в два — и осталась с ним дома. Мы ходили на всякие развивашки, знакомились с другими родителями, преподавателями. Так вокруг начало собираться сообщество увлеченных родителей. Небольшой группой из трех мам мы организовывали занятия, звали на них преподавателей, которые нам приглянулись. Занимались английским, музыкой, рисованием. К пяти годам сына таких активностей у нас было уже очень много! Я начала задумываться, что было бы классно, если бы у меня получилось сделать так, чтобы моя работа была связана с воспитанием детей: тогда бы я смогла реализоваться и в профессиональной сфере, и в личной.

Интересное по теме

Сколько времени требуется, чтобы привыкнуть к работе после декрета? Отвечают ученые

Вставал вопрос со школой. Я видела много разных частных школ, некоторые даже рассматривала в качестве площадки, на которую я могла бы отправить учиться своего ребенка. Но при более близком рассмотрении оказывалось, что частные школы мало чем отличаются от обычных. Да, там меньше детей в классе, а еще ты платишь деньги. Но все остальное остается. Если ты с чем-то не справился или не разобрался, то никто не попытается понять, почему так случилось.

Это был совсем не тот формат отношений, который мне бы хотелось для своего ребенка. Я пыталась найти то, чего в нашем городе не было, поэтому я договорилась с самыми симпатичными мне московскими частными школами и отправилась в такой образовательный трип. Я объехала пять столичных школ, и все они были фантастическими! Каждая переворачивала мое представление о том, как можно и как нельзя. Я видела столько классных и крутых технологий, которые есть, которые работают. Мне понравилась атмосфера и уют, забота друг о друге и принятие. Это настолько цепляло и настолько вдохновляло, что хотелось создать что-то подобное у себя.

Фотографиями и своими впечатлениями о поездке я делилась в соцсетях. Я живу в городе с населением 470 тысяч человек. И для нашего города это был такой шок-контент: люди не знали, что такие школы реально существуют. Мне начали много писать, просить рассказать подробнее.

В итоге я предложила провести эксперимент, в успехе которого была абсолютно не уверена, — сделать свое образовательное пространство. В первом нашем классе было шесть детей. И довольно быстро стало понятно, что у нас все складывается: мы нашли классных педагогов, смогли создать доверительную атмосферу, дети к нам хотели приходить, у нас получалось не просто с ними играть, а обучать их — и делать этого очень весело.


Сначала у меня было ощущение, что я будто иду по зыбучим пескам и не знаю, куда приведет мой следующий шаг, и я понимала, что за мной идут люди, чувствовала ответственность за них.


Было очень стрессово. Но я знала, что могу обратиться к ним за советом и поддержкой. Так что в результате все получилось: и благодаря команде учителей, которые выбирали нас, потому что мы давали возможность им использовать весь их творческий потенциал, все современные наработки, о которых они раньше только читали в научных журналах. И благодаря родителям: им так хотелось, чтобы мы продолжали работать, чтобы у их детей была такая школа, которую мы создали, что они помогли нам переехать в большее помещение, инвестировали в ремонт, в новое оборудование.

Сейчас мы первый раз открываем пятый класс — так что скоро у нас будет не только начальная, но и полноценная средняя школа. Я чувствовала за это невероятную ответственность, переживала — все же речь идет уже про почти подростков, про совсем другой уровень образования. И тут мне очень помог опыт стажировки в School of Education. Я ездила на ознакомительный курс для учителей и руководителей школ в Израиль, он назывался «Экспериментальные решения в образовании Израиля»: эта выездная исследовательская школа была посвящена инновационным образовательным проектам Израиля. Мы знакомились с нашими коллегами и их альтернативными подходами к образованию: от школы без уроков до концепции города как образовательного пространства.

Интересное по теме

«Если школа не готова дать ученикам уважение, ничему хорошему она не научит»: пламенный пост о современном образовании, который стоит прочесть всем

У меня было много вопросов по организации среднего звена, и в этой поездке я увидела ответы на вопросы, которые зрели во мне давно: например, вопрос детского парламента и тому подобное. Еще очень откликнулось то количество свободы и творчества у педагогов, с которыми мы познакомились. Многое из увиденного мы уже внедрили в своей школе. Сейчас я планирую отправить на обучение в School of Education нашего академического директора: мы хотим развиваться, а это невозможно без постоянного обучения, без расширения собственных границ. Мы выбрали курс Лидерство в образовании в эпоху перемен — я думаю, что на данный момент это будет самая актуальная тема для руководителя любой школы в России.

Сейчас у нас шесть классов и две подготовительные группы для дошкольников, в общей сложности около ста человек. И огромный список ожидания: а это значит, что нам предстоит еще очень много работы и много новых открытий.

Дарья Буянкина

Выпускница курса «Мотивационный дизайн» в School of Education, основательница Speaky School, CEO в языковой школе и агентстве по образованию за рубежом StudyLab.

Дарья Иванкова

Выпускница курса «Мотивационный дизайн» в School of Education, CEO в языковой школе и агентстве по образованию за рубежом StudyLab.

Все началось, когда у меня родился ребенок и его надо было куда-нибудь водить. И в этот момент, мне кажется, многие родители понимают, что идеального места мечты для их ребенка не существует: есть огромное количество условий, которых ты хочешь для него, ищешь что-то близкое к этому — и не находишь. Параллельно ты общаешься с родителями — и у всех болит одно и то же, все хотят похожего… Так у меня возникла идея сделать место, в котором будет хорошо мне и моему ребенку — и многим другим детям и их родителям.

Я горела идеей языкового центра: я уверена, что раннее изучение языков — это жизненно необходимо для детей. Эта мысль пришла ко мне в апреле, а в сентябре я уже открыла центр. Для меня было важно то, что знание иностранного языка никогда не было моей конечной целью. Через языки я хотела передать детям многообразие нашего мира. Поэтому в нашем центре были педагоги, кажется, из всех стран мира, мы изучали взаимоотношения между людьми в этих странах, мы учили детей уважать чужую культуру и интересоваться ею, учились дружить с самыми разными людьми и понимать их. Мы открылись в 2016 году — то есть всего лишь семь лет назад нам приходилось объяснять некоторым детям, почему у этого человека другой цвет кожи!

Интересное по теме

Как вырастить билингву: отвечает преподавательница английского языка

Мне было важно создать среду, которая будет способствовать развитию — свободную и честную, а иностранный язык был ключиком к этому. Например, однажды дети заметили, что австралийский учитель трясет каждым ботинком перед тем, как надеть его. Они спросили, почему он так делает? Австралиец задумался, рассмеялся и сказал, что делает это автоматически, по привычке — чтобы вытряхнуть из ботинка змею, которая могла в него заползти. И таких мелочей, которые показывали, насколько разнообразна жизнь в разных странах, было огромное множество!

Также мы постоянно устраивали в центре различные праздники, чтобы познакомить детей с тем, как они проходят в других странах. Педагоги рассказывали о своих традициях, угощали специальной праздничной едой, мы пели песни… Так иностранный язык и его носители становились детям близкими: он давал возможность наладить контакт, узнать новое и интересное.

На курс мотивационного дизайна в School of Education я пошла, когда наш центр уже успешно работал. Мне хотелось получить новые инструменты — как сохранить и удержать подростков, как найти к ним подход, который будет им максимально интересен (и сохранить этот интерес), как удерживать их внимание на протяжении всего курса. Люди этого возраста — обычно самая сложная аудитория: малышей ты можешь привлечь развлечениями и они в принципе склонны слушаться старших, у взрослых есть внутренняя мотивация и понимание, зачем им нужно учиться. А подростков увлечь и задержать сложнее всего! Поэтому я шла за новыми знаниями: было круто, что всю новую информацию я могла применять и отрабатывать сразу, мгновенно вносить изменения в свои действующие курсы.

Интересное по теме

Ребенок не хочет ходить в школу, врет и проявляет агрессию: все, что нужно знать о тревоге у подростков

В результате обучения я полностью изменила и переработала подростковый курс, и это нам очень помогло. Мы увеличили удержание аудитории на 40 процентов! Что мы сделали:

  • Сформировали путь студента, сопоставили путь с поведением и увидели, где студенты уходят или показывают плохие результаты.
  • Поняли, что этот путь — самая академическая и сухая, где образовательный процесс был просто передачей теории от педагога к студенту, как в обычной школе. Поэтому мы убрали эту часть и сделали ее «не образованием».
  • Добавили диалог педагог–студент.
  • Дали возможность студентам самостоятельно искать и проверять информацию.
  • Ввели проектную деятельность: чем лучше ты выполнял задание, чем сильнее снижалась твоя плата за курс. У подростков появилась очень четкая мотивация, они стали стремиться к результату.
  • Добавили соревновательный элемент.

Благодаря этому в полтора раза больше студентов стали успешно заканчивать полный курс и продолжать учебу дальше. Экономически это было нам очень выгодно! Я понимала, что я быстро смогу монетезировать этот курс School of Education, но не ожидала, насколько эффективно это будет! К тому же эти знания помогают мне и в обычной жизни: и в общении с моими собственными детьми, и с коллегами: по сути, на этом курсе тебя учили учить и учиться так, чтобы это приносило удовольствие и радость.

Александр Шкуратов

Участник выездной исследовательской школы в Израиле от School of Education, основатель частной школы The Island Private School на Кипре.

Александр Шкуратов

Выпускник выездной исследовательской школы в Израиле от School of Education, основатель частной школы The Island Private School на Кипре.

В первое время после своей релокации я не мог найти на Кипре детский сад для ребенка, который бы понравился мне после нашего любимого московского. Открыл свой — юридически он был прикреплен к местной школе. Я занимался ее соцсетями и параллельно планировал открыть свою частную школу. Решил, что работать она будет по вальдорфской системе, на которую меня вдохновляли школы в Кремниевой долине. В таком подходе ребенок рассматривается целиком как личность. У взрослых нет задачи впихнуть в него знания, есть задача раскрыть его потенциал — причем не только интеллектуальный. Здесь развивают также творческие способности, эмоциональный интеллект, умение работать в команде.

Нужно понимать, что на Кипре образование обязательное, и ребенок по достижении четырех лет и восьми месяцев обязан ходить в школу. С этого возраста и до шести лет школа похожа на детский сад или подготовительные курсы — детей обучают очень мягко, в игре и в соответствии с естественным ритмом развития ребенка. Главная задача — адаптировать ребенка к школе, дать ему мягкую среду и возможность развития.

Школ тут много — есть частные британские, специализированные (русско-, франко-, немецкоязычные школы, есть армянская и израильская), государственные. Открыть школу я планировал к 2024 году, но сейчас на остров переехала большая волна семей из разных стран, так что процесс пришлось ускорять.

Интересное по теме

Личный опыт: как выбрать школу в новой стране

В министерстве образования очень старались нам помочь, оформляли все бумаги максимально быстро и глобально шли навстречу: ведь мы помогали решить проблему с огромным количеством новых детей, которые приехали за последний год! Обычно сбор всех документов для лицензии занимает год и больше, у нас все получилось за шесть месяцев. Еще — здесь нельзя открыть школу в любом подходящем здании и арендовать помещение. Тут огромное количество разных требований к образовательным учреждениям — например, на их территории обязательно должно быть спортивное поле.

Так что строиться пришлось самим. Но у меня уже был накопленный предпринимательский опыт, поэтому мы справились за 85 дней! Причем какую-то мебель и материалы для школы нам везли на пароме из Греции, что-то — на машине из Чехии, что-то — из Германии. Для местных с их размеренным и плавным темпом жизни наша скорость казалась каким-то удивительным явлением. Мы собрали коллектив из ста сотрудников и организовали две программы обучения — вальдорф и международный бакалавриат.

Мне хотелось сделать прогрессивную школу. Такую, в которой есть не только базовые академические знания, но и навыки 21 века: коммуникация и взаимодействие, проектная деятельность, креативность, гибкое мышление.


Мне кажется, что важная жизнь ребенка начинается не после выпускных экзаменов, а уже сейчас, и мы стараемся это помнить и учитывать это при планировании любых уроков и активностей.


Обучение в школе делится на две части. Первая половина дня — с фиксированным расписанием уроков: математика, английский, обязательный на Кипре греческий, «‎науки» — смесь биологии и окружающего нас мира, драма, музыка, дизайн. У ребят постарше в расписании есть проектная работа. Это может быть экологический проект, научная работа по филологии, видео, разработка дизайна — например, придуманного нового бренда конфет… А мы как школа помогаем детям всеми имеющимися у нас ресурсами. В вальдорфской программе есть и специфические уроки, на которых ученики учатся вязать, вышивать, готовить, играть на музыкальных инструментах.

Вторая половина дня — клубы и кружки. Работа по дереву, разные виды спорта, видеоблогинг, продюсирование — варианты есть почти под любой запрос. Если ученик хочет, он может оставаться в школе до шести вечера — и все это время он будет занят интересными и полезными делами.

Я понимаю, что для многих учеников смена страны и школы — большой стресс. Особенно, когда полностью меняется система и язык. Поэтому адаптация занимает какое-то время, и мы стараемся относиться к этому с пониманием: много разговариваем, в том числе с родителями, пытаемся выстроить с ними хорошие доверительные отношения. Наш опыт оказался настолько удачным, что мы планируем развивать международную сеть школ, поэтому образовательная поездка в Израиль от School of Education оказалась для меня очень полезной для понимания рынка и знакомства с местными образовательными моделями.

Наши герои — выпускники школы для специалистов сферы образования School of Education. Все они искали образовательные учреждения для своих детей, потому что не видели подходящих существующих вариантов. Может быть, вы тоже чувствуете в себе потенциал и планируете начать свою карьеру учителя или основателя школы, но не имеете педагогического образования.

School of Education — это место, в котором можно попробовать себя! Совершенно не важно, какое у вас образование было до этого. Неважно, кем вы работали и сколько вам сейчас лет. Здесь есть программы для начинающих и практикующих учителей, методистов, продакт-менеджеров, руководителей и других специалистов сферы образования. Эксперты-практики много лет изучали существующие подходы, методики и инструменты, адаптируя их под меняющийся мир. Накопленными знаниями они делятся со своими студентами: учат на реальных кейсах, обеспечивают классной и интересной практикой, помогают собрать портфолио. Делают все, чтобы каждый человек смог попасть в мир образовательного опыта. И смог изменить его к лучшему!

Реклама. ООО «Универсальный Университет», ИНН 9709042984, u.university