Движимые самыми добрыми побуждениями, будущие родители зачастую не представляют, сколько сил и знаний им потребуется, чтобы построить с ребенком теплые близкие отношения. Недоверие, агрессия, апатия, задержка в развитии — это лишь часть сложностей, спровоцированных травматичным опытом осиротевшего ребенка. Завоевать его любовь будет очень непросто, и будущим родителям важно это понимать.
Обучение в «Родительском мосте» состоит из нескольких этапов. Все начинается с первичного приема — одного или двух, затем следует первый групповой тренинг, а дальше — от 12 до 25 часов индивидуальной работы с психологом. В этот период психологи всегда рядом с человеком, чтобы отслеживать его эмоциональное состояние.
Такая длительная подготовка задумана неспроста: в это время специалист изучает личностные и семейные риски и ресурсы кандидата, чтобы оценить, насколько он готов принять ребенка, и в какой степени осознана его мотивация стать приемным родителем.
Около 30 процентов кандидатов на этом этапе оставляют мысль стать приемным родителем, тогда как по итогам всего обучения отсеиваются около 15 процентов.
«Индивидуальная работа с психологом до старта школы как раз дает возможность такого плавного постепенного входа, — рассказывает выпускница Школы Екатерина. — Тогда человек приходит в групповую работу с пониманием себя и представлением о будущем родительстве».
Часто в фонд обращаются родители, для которых еще не закрыта дверь в кровное родительство. Возможно, недавно они перенесли перинатальные утраты, еще не до конца их пережили и в душе еще надеются родить «своих» детей. Таким кандидатам особенно важно пройти весь путь осознания собственной мотивации, иначе приемный ребенок будет принят от безысходности, а значит, с высокой степенью сопротивления, негодования или протеста. Ему будет сложно адаптироваться в семье, да и сами родители рискуют своим психологическим здоровьем и сохранностью семьи.
В «Родительском мосте» кандидаты учатся 130 часов, в которые не входит выезд в приют или детский дом, а также часы экзаменов. В других учреждениях обучение занимает 80 часов. Однако в фонде считают, что этих часов недостаточно для глубокой работы, ведь обучение — это в первую очередь «путь к себе», который должен пройти каждый родитель.
Программа разбита на несколько блоков и распределена между специалистами: это психологическая работа кандидата с собой, теоретические знания о психологических особенностях ребенка, пережившего травму, а также юридический блок.
Однако в центре обучения всегда стоит «работа над собой». «На занятиях в Школе приемных родителей мы работаем с такими понятиями, как «персона» и «тень», — рассказывает Марина Левина, президент фонда. — Приемный ребенок во многом выступает тем самым учителем, который приходит в твою жизнь и говорит «давай меняться». Он показывает все неприятные стороны твоей личности — все твои «тени», а они таят возможности, которыми ты не пользуешься и несут в себе ту жизнь, от которой ты отказываешься».
Бывают ситуации, когда судьба ребенка решается буквально на глазах — например, у него погибли родители или их лишили родительских прав, а рядом есть близкие, готовые стать опекунами. Специально для этих случаев в фонде работает программа индивидуальной подготовки — серия встреч, в рамках которых будущие опекуны проходят все этапы обучения, но по ускоренной программе. Это помогает уберечь ребенка от попадания в детский дом или в дом ребенка и сразу передать его близким людям.
Ежегодно Школа «Родительского моста» выпускает более 80 будущих приемных родителей. Они подарят шанс жить в семье десяткам детей, лишенных родительской любви. Узнать о работе фонда и оказать ему помощь можно на официальном сайте организации.
После обучения в Школе выпускники получают диплом и психологическое заключение, которое предоставляют в органы опеки. Но на этом все не заканчивается — впереди их ждетмедицинское обследование, и только после этого они могут встать на очередь за ребенком.
Психологи фонда могут дать родителям отрицательное заключение и не рекомендовать брать ребенка, однако финальное решение всегда остается за органами опеки.
«Мы часто наблюдаем ситуации, когда мотив человека стать приемным родителем связан с какой-то болью, которую он неосознанно пытается компенсировать, — рассказывает Марина Левина. — С такими людьми мы можем работать индивидуально очень долго, вплоть до года. После этого они либо оставляют мысли о приемном родительстве, либо возвращаются через время, но уже в другом состоянии и с другой мотивацией. Если же люди приходят к мысли, что они просто хотят ребенка — не важно, кровного или приемного, — это та позитивная установка, от которой можно двигаться дальше».