Разбираемся вместе с психологом.
Про братьев и сестер — сиблингов — болеющих детей говорят, что они находятся «в тени» — в тени ребенка, который проходит лечение. Из-за нехватки родительского внимания и тревоги за близкого человека они испытывают страх, злость, чувство вины, считают себя ненужными и брошенными.
О том, что переживают сиблинги во время болезни брата или сестры и как родители могут помочь им справиться с кризисом, рассказала клинический психолог, директор программ благотворительного фонда «Шередарь» Екатерина Тинякова.
Екатерина Тинякова
Клинический психолог, директор программ фонда «Шередарь», который работает с детьми, перенесшими тяжелые заболевания
Екатерина Тинякова
Клинический психолог, директор программ благотворительного фонда «Шередарь»
Основная трудность — потеря внимания родителей, жизнь которых начинает вращаться вокруг одного ребенка. Часто бывает, что родители разъезжаются: например, мама уезжает с заболевшим ребенком на лечение в другой город, а папа пытается в одиночку справиться с заботами по дому. В результате сиблинги чувствуют себя оставленными, брошенными. Они видят, что их жизнь — школа, успехи, проблемы — отходит на второй план, а самыми ценными для родителей становятся новости из больницы.
Нехватка внимания заставляет сиблингов испытывать злость и ревность. Дальше происходит цепная реакция. Злость на родителей и заболевшего ребенка порождает чувство вины. Дети осознают, что в такое тяжелое время эгоистично требовать от родителей излишней любви, что она нужнее брату или сестре в больнице. Некоторые ребята испытывают чувство вины, если ранее у них возникали конфликты с заболевшим ребенком. Сиблинг мог в сердцах пожелать ему что-то плохое, а затем, видя, как страдает его близкий человек, он перекладывает вину на себя.
Интересное по теме
«Родион спокойно подходил к людям и говорил: „Дуня не умеет разговаривать, она не понимает“»: как живут братья и сестры детей с аутизмом
В кризисный период сиблинги испытывают бурю сильных эмоций, и это накладывает отпечаток на их поведение. Конечно, каждая ситуация индивидуальна, но есть два основных варианта развития событий.
При первом сценарии ребенок рано взрослеет. Ему приходится чаще оставаться дома одному и заботиться о себе, или он сам хочет помочь уставшим родителям и берет на себя обязанности по дому. В фонде «Шередарь» мы часто говорим, что нужно возвращать упущенное детство ребятам, которые болели. Но их здоровые братья и сестры также упустили значимую часть детства, потому что им приходилось играть роль взрослого.
Другой вариант — привлечение внимания не через осознанное взрослое поведение, а через регрессию, при которой ребенок начинает вести себя младше своего возраста. Родители могут заметить у сиблинга неожиданные изменения в поведении, бурные эмоциональные всплески, так называемые «истерики». Негативное внимание — это тоже внимание. Ребенок думает: «Если мама с папой меня не замечают, надо взбунтоваться, тогда они будут меня ругать. Главное — они знают, что я тоже есть».
Интересное по теме
«Вы имеете право на боль и квалифицированную помощь»: монологи родителей тяжелобольных детей
Это очень индивидуально и зависит от конкретного ребенка. Но нужно понимать, что у детей помладше еще не сформировано понимание, что такое болезнь, лечение, смерть, из-за чего возникают страхи. А старшие ребята это уже осознают, они с большей вероятностью будут брать на себя роль осознанного ребенка, который заменяет взрослого, когда тот не в состоянии заботиться о семье.
Нет, потому что для того, чтобы справиться с проблемой, нужно ее заметить. Для этого у ребенка еще нет сформированных навыков. Поэтому здесь очень важно наблюдение со стороны, прежде всего родителей.
В «Шередаре» мы проводим отдельные программы для детей, перенесших онкогематологические заболевания, сиблингов и целых семей. Мы работаем с каждым членом семьи, потому что одному винтику сложно изменить систему. Безусловно, реабилитационные программы фонда оказывают терапевтический эффект, но, когда ребенок возвращается домой, его должна ждать открытая к изменениям, поддерживающая семья.
По наполнению обе программы фонда ничем не отличаются: те же мастерские, мероприятия и активности. Почему? Потому что цель нашей методики — дать участникам как можно больше возможностей себя проявить. Однако в случае с переболевшими ребятами мы делаем акцент на предоставлении им возможности попробовать то, что они упустили за время болезни, и помогаем им вспомнить, какими они были до постановки диагноза.
На программе для сиблингов мы стараемся работать с их поведением. Волонтеры стараются преобразовать их желание быть «Я» в возможность сказать: «Мы!»