Елена Овакимян
Эксперт центра общего и дополнительного образования института образования НИУ ВШЭ.
Чем оправданы родительские страхи и как подойти к проблеме разумно.
Большинство родителей в России (65%), согласно данным опроса «Лаборатории Касперского» за 2024 год, стремятся контролировать экранное время своих детей.
Желание взрослых оградить подрастающее поколение от мониторов и гаджетов вполне объяснимо. Исследования показывают: дети, проводящие много времени за экранами, чаще сталкиваются с трудностями концентрации, проблемами саморегуляции и импульсивностью, повышенной тревожностью и раздражительностью. Из некоторых работ также следует, что чрезмерное экранное время, особенно в вечерние часы, нарушает циркадные ритмы и ухудшает качество сна. «Зависание в телефоне» способствует малоподвижному образу жизни, что увеличивает риск ожирения и других метаболических нарушений.
Но что дети? А как насчет взрослых? Им и самим нередко сложно оторваться от цифровых устройств. Согласно другому опросу, каждый второй ребенок в России считает, что его родители проводят слишком много времени со смартфонами или за компьютером. Так насколько же обоснованы родительские страхи по поводу вреда гаджетов и как к этому вопросу подойти с умом?
Экранное время — это любое время, проведенное за просмотром контента на устройствах: телевизорах, компьютерах, игровых приставках, смартфонах и планшетах. Однако в условиях мегаполисов этот перечень расширяется: экраны в кинотеатрах, интерактивные доски на уроках, световая реклама, светодиодные билборды в метро — цифровой контент буквально окружает ребенка.
Некоторые современные родители выросли уже в эпоху интернета. Но среди них есть и те, чье детство прошло без гаджетов — хотя, скорее всего, с продолжительными просмотрами телевизора. Поэтому каждый родитель ориентируется прежде всего на свой собственный опыт.
Возможно, именно поэтому большинство (67%) тех, кто ограничивает экранное время, объясняют это желанием, чтобы ребенок отдыхал без гаджетов — читал бумажные книги или играл в обычные, не цифровые игры. Каждый пятый (22%) говорит о нехватке живого общения.
Эксперт центра общего и дополнительного образования института образования НИУ ВШЭ.
«Чтобы ребенок выбирал другие виды активности, а не только пребывание в сети, ему необходима возможность такого выбора, уверенность в себе, ощущение успеха и, главное, поддержка со стороны взрослых», — отмечает Елена Овакимян.
Более половины (55%) респондентов, ограничивающих экранное время, боятся развития цифровой зависимости.
«Давайте начнем с попытки понять, почему ребенку хочется проводить много времени с гаджетами. Особенно для подростков это способ общения с друзьями, средство поддержания социальных связей и чувства принадлежности к группе, что крайне важно для их развития», — добавляет эксперт.
Еще один распространенный страх касается проблем со зрением. Его испытывают 60% родителей, ограничивающих экранное время.
Врач-офтальмолог медицинской компании СберЗдоровье.
«Единой офтальмологической рекомендации для всех возрастов нет. Однако, согласно рекомендациям ВОЗ по поддержанию здоровья, детям до года вовсе не рекомендуется находиться у экрана. Для детей 2–4 лет время взаимодействия с гаджетами не должно превышать одного часа в день — и лучше, если будет меньше», — поясняет Мария Чурганова.
Она напоминает о базовых рекомендациях: детям следует проводить на свежем воздухе не менее двух часов в дневное время и отказаться от использования гаджетов за 1–2 часа до сна. Кроме того, по ее словам, в помещении желательно использовать увлажнитель воздуха, чтобы предотвратить сухость глаз: уровень влажности должен находиться в пределах 40–60%.
При длительной работе за компьютером или другим гаджетом полезно соблюдать правило «20 на 20»: каждые 20 минут делать 20-секундный перерыв, во время которого можно, например, перевести взгляд в окно или просто осмотреться. Также важно установить комфортный уровень яркости экрана и обеспечить хорошее освещение рабочего места.
Доказанную эффективность в профилактике близорукости показывают длительное пребывание на улице и освещенность более 1000 люкс. Измерить этот показатель можно с помощью специального прибора — фотометра.
Что касается влияния синего света, то, по словам Марии Чургановой, современные исследования не подтверждают его долгосрочного негативного воздействия на зрение. Однако синий свет действительно может нарушать засыпание и ухудшать качество сна, особенно у детей, что в свою очередь негативно сказывается не только на зрении, но и на общем состоянии здоровья.
Кроме того, наблюдается устойчивая тенденция к росту числа случаев миопии. Прогнозируется, что к 2050 году каждый второй человек в мире может страдать от сниженного зрения вдаль. Основные причины — длительные и нерациональные зрительные нагрузки, недостаточное освещение и дефицит времени, проведенного на свежем воздухе.
Конкретные физиологические механизмы, лежащие в основе негативных последствий экранного времени, а также относительное влияние различных типов устройств и контента пока до конца не изучены. Тем не менее, результаты ряда исследований подтверждают: избыток экранного времени действительно способен спровоцировать разнообразные медицинские проблемы.
Так, исследование, проведенное в Канаде с 2018 по 2022 год среди более чем 28 тысяч подростков, показало: чрезмерное использование экранов может привести к хроническому недосыпанию, которое, в свою очередь, повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний, диабета, ожирения, гормональных нарушений, иммунодефицита, хронической боли и психических расстройств.
Американская академия педиатрии рекомендует ограничивать общее количество времени, проводимого за развлекательными экранами, особенно детям и подросткам.
«Есть исследования, которые показали: у дошкольников, проводивших перед экраном более двух часов в день, почти в восемь раз чаще развивался синдром дефицита внимания и гиперактивности — расстройство, начинающееся в детском возрасте и влияющее на поведение и развитие», — отмечает Мария Чурганова.
Почти треть родителей (30%) из тех, кто ограничивает экранное время, делают это из-за опасений по поводу онлайн-безопасности. Эти тревоги вполне обоснованы: детей подстерегают такие угрозы, как кибербуллинг, мошенничество, вредоносные программы, утечка персональных данных и хищение средств.
Руководитель по детской онлайн-безопасности в «Лаборатории Касперского»
«Помочь в этом вопросе может информированность и надежная цифровая защита», — считает Андрей Сиденко, руководитель по детской онлайн-безопасности в «Лаборатории Касперского».
«Если родители будут знать, с кем ребенок общается в сети, рассказывать ему о возможных схемах обмана и цифровых рисках, это значительно снизит вероятность инцидентов. В помощь семьям с детьми есть программы родительского контроля: с их помощью можно видеть, какие сайты посещает ребенок, чем он интересуется, при необходимости — ограничивать доступ к нежелательному контенту. Однако стоит учитывать, что такая защита наиболее эффективна для дошкольников и младших школьников. Если же впервые заговорить об установке подобных программ, когда ребенок уже подросток, скорее всего, понимания это не встретит».
Согласно опросу «Лаборатории Касперского», среди родителей, устанавливающих ограничения на использование гаджетов, чуть более трети (36%) отмечают, что дети спокойно воспринимают правила и не используют устройства в неположенное время. У 40% дети выражают недовольство, но все же соблюдают ограничения. Еще у 16% — обижаются и капризничают, а у 7% находят способы обойти запреты и продолжают пользоваться гаджетами.
Главное правило — объяснять причины. Запреты без объяснений лишь усиливают интерес к запретному, а гиперконтроль подрывает доверие.
«Старайтесь контролировать, что смотрит и читает ребенок в интернете, и обязательно объясняйте, почему вы против того или иного контента. Вместо сухого „Не смотри“ лучше сказать: „Этот контент может быть страшным. Давай выберем что-то другое“. Поможет также возрастная маркировка контента. Обсуждайте увиденное — это поможет ребенку учиться критически воспринимать информацию», — отмечает Андрей Сиденко.
«Ограничение экранного времени — это не просто запреты, а процесс, требующий понимания, гибкости и поддержки. Важно, чтобы ребенок чувствовал: вы на его стороне, даже когда устанавливаете правила», — добавляет Елена Овакимян.
— Устанавливайте четкие правила: когда и как долго можно использовать устройства.
— Составьте расписание вместе с ребенком — и соблюдайте его.
— Показывайте личный пример: моделируйте ответственное поведение в использовании гаджетов.
— Всегда предлагайте альтернативу, если забираете устройство: творческие занятия, прогулки, подвижные игры, танцы.
— Договаривайтесь, а не запрещайте. Исследование, проведенное в США в 2011 году, показало, что именно четкие, совместно установленные правила, согласованные с подростками, дают лучший результат. Важно, чтобы правила были не только понятными, но и донесенными в уважительной форме.
— Введите дома зоны, свободные от экранов: спальни, обеденный стол.
— Не забывайте, что экранное время может быть не только проблемой, но и инструментом развития — если подойти к нему грамотно.
Цифровая перегрузка нередко касается не только детей, но и родителей. Взрослые тоже проводят много времени с гаджетами — по работе, в быту, в свободное время. Именно поэтому, как бы сложно это ни было, начать часто стоит с себя: старайтесь чаще откладывать смартфон, особенно при общении с ребенком.
Ключ к решению проблемы экранного времени — умеренность и осознанность.
Ограничивайте экранную нагрузку у младших детей и учите подростков делать это самостоятельно. Поощряйте живое общение, игры и физическую активность. А если избежать экранов невозможно — делайте ставку на качественный образовательный и развивающий контент.