Аборт на экране: кино как возможность поговорить о репродуктивных правах женщины

Колонка Арины Нестеровой.

Женщина крупным планом. Кадр из фильма «Событие»
L'événement | 2021

На днях вице-спикерка Госдумы Анна Кузнецова заявила о том, что в России катастрофическая ситуация с абортами — даже по официальной статистике. По ее мнению, операций по прерыванию беременности проводится больше, чем заявляется. Кажется, пришло время для очередного разговора о репродуктивных правах женщины.

Почему репродуктивные права женщин — это важная тема для исследования, в том числе сквозь призму искусства? Почему проблема должна становиться видимой и зачем нам ее видеть? В преддверии Международного женского дня мы попросили Арину Нестерову, кураторку кинотеатра музея «Гараж» Garage Screen, поразмышлять обо всем этом на примере картины «Событие» Одри Диван.

8 марта в Музее современного искусства «Гараж» пройдет показ драмы «Событие», снятой по книге лауреатки Нобелевской премии Анни Эрно. Действие фильма происходит во Франции начала 1960-х. Юная Анна, студентка и будущая писательница, неожиданно узнает, что беременна. В то время аборты карались тюрьмой, и героине приходится самостоятельно искать способ прервать беременность.

«Событие», победитель Венецианского кинофестиваля 2021 года, становится в один ряд с другими фестивальными хитами современности о репродуктивных правах — «4 месяца, 3 недели и 2 дня» Кристиана Мунджиу, «Никогда, редко, иногда, всегда» Элизы Хиттман.

Тема абортов находится под гнетом табу, и ее репрезентация в кино неразрывно связана с мотивом борьбы. Героини, столкнувшиеся с роковой случайностью, вынуждены справляться не только с тяжелыми физическими и психологическими последствиями, но и отстаивать права на свое тело в публичном поле.

На тело женщины, которая забеременела, более активно начинает предъявлять права и государство — из экономических соображений, религиозные институты и окружение — из духовно-нравственных установок. Так, Анна, чья юность была была сосредоточена вокруг учебы, фантазий о будущей карьере, вечеринках и романтических приключениях, теперь вынуждена идти против закона. Она выбирает между своим будущем и жизнью, которую хочет жить, и своим здоровьем, поскольку подпольные аборты — это смертельный риск.

Интересное по теме

Пережить потерю ребенка. 10 фильмов на сложную тему

Общественное давление и потеря контроля над собственным телом — проблемы, с которыми женщины, решающиеся на аборт и в XXI веке, сталкиваются регулярно. Тело в обстоятельствах незапланированной беременности ведет себя непредсказуемо, переживает сложнейшие трансформации — внутри него появляется новый человек.

Беременность — событие, несравнимое с тем, что тело переживает за все время до нее. Даже если принять во внимание тот факт, что мы не всегда в состоянии целиком контролировать собственные тела сознанием — не все протекающие с организмом процессы известны его владельцу.

Существуют и более острые метафоры судьбы женского тела в кино. Скандальный триллер «Титан» Жюли Дюкорно в откровенных пост-панковских тонах построен вокруг фантастической беременности от машины. Во время вынашивания ребенка героиня сама превращается в подобие механизма. Многим матерям, прошедшим через реальность женских консультаций, эта метафора низведения женщины до функции может показаться до боли знакомой.

«Событие», по словам режиссерки фильма Одри Диван, содержит в себе элементы боди-хоррора: Анна пытается прервать беременность с помощью вязальной спицы, эта сцена неизбежно вызывает у зрителя страх перед гибелью, перед той самой невозможностью взять ситуацию под контроль и предсказать, чем она закончится.

«Событие» становятся образом ежедневной женской борьбы за свободу своего тела и своей судьбы.

Неустанно следующая за Анной камера делает нас ее ближайшими друзьями в течение нескольких летних месяцев 1963 года. Мы проживаем с ней тревоги, разговоры с подругами, споры с преподавателями, поездку на море к трусливому любовнику.

Женщины — найденные ею две единомышленницы — помогут Анне пройти сквозь это испытание и сделать то, что ее матери не удалось сделать за двадцать лет до нее — получить образование и стать писательницей.

Новости «Чувство вины преследовало меня все эти годы»: чудом выжившая мама рассказала, как 10 дней блуждала по лесу вместе с сыном
Соло-мать Мишель и девятилетний Дилан решили прогуляться в австралийском Национальном парке «Маунт-Рояль». Этот поход чуть не стоил им жизни.