Выбор Лизы Михальченко.
Анну Старобинец давно признали лучшей фантасткой Европы, при этом сама писательница говорит, что ужасы и фантастику использует только для того, чтобы точнее рассказать о реальности. Лиза Михальченко выбрала книги, с которых стоит начать знакомство с творчеством Анны Старобинец.
«Посмотри на него» — мощнейший пересказ личной истории о потере ребенка и документальное исследование того, как система, выстроенная на бережном отношении к человеку, может помочь ему пережить травму.
На сроке 16 недель Анна узнает, что у ее ребенка несовместимая с жизнью патология, и ей предстоит принять решение — прервать или доносить эту беременность. С дотошностью журналиста (в прошлом Старобинец работала редакторкой журнала «Эксперт») и мастерством опытного писателя она описывает страшный опыт, который ей пришлось пережить.
Старобинец приходит к выводу, что в системе родовспоможения в России принято считать нормой, когда пациентка терпит боль и никто не пытается ее ослабить, помочь с ней справиться. В книге описан эпизод, в котором советский профессор Владимир Демидов, проведя врачебный осмотр, приглашает в кабинет с раздетой пациенткой 15 студентов, чтобы те своими глазами увидели «случай». Разрешения у нее он при этом не спрашивает.
Сравнивая опыт лечения в России и в Германии, куда Старобинец в в итоге отправляется на операцию, писательница наглядно показывает, как отношение к пациенткам порой может изменить жизнь всей семьи.
Читая книгу, испытываешь справедливое негодование, осознавая, что принятая в России «норма», которую «можно перетерпеть», на самом деле является нарушением границ и медицинской этики. Ну и, конечно, книга помогает понять, через какую боль проходит женщина, потерявшая ребенка.
Мы сидим и смотрим на нашего мертвого сына. Между нами — доверие. Максимальные доверие и близость, которые возможны между людьми. Где-то там, в другой жизни, в другом мире остался упрямый, чужой, перепуганный мужчина, который доказывал мне, что „это просто зародыш“ и „неудачная беременность, вот как бывает же внематочная“, и надеялся этим меня утешить. Этот, мой, настоящий, честный и смелый, — он прошел со мной все.
Точной статистики нет, но множество браков в России разваливаются после прерывания беременности на позднем сроке. И я знаю почему. Потому что мужья навсегда остаются на стадии «просто зародыша» и «неудачной беременности». Потому что мужей не пускают в женскую консультацию. И в больницу. И на роды. И посмотреть на ребенка. На мертвого ребенка. Не на зародыш.
Не пускают чиновники, потому что у них есть инструкция времен инквизиции и там четко написано, что муж и жена в этом горе должны быть не вместе, а порознь. Более того, это горе почему-то должно называться не горем, а исключительно «патологией развития плода»
Из книги Анны Старобинец «Посмотри на него».
Как только Анна Старобинец начала писать книги, критики сразу назвали ее «русским Стивеном Кингом». Сама Старобинец говорит, что никогда не увлекалась именно хоррором: хоть у нее и есть несколько рассказов в этом жанре, ее библиография им не ограничивается.
«Что касается фантастического допущения как приема — это да, мне он очень близок, и я использую его практически всегда. То есть, грубо говоря, я пишу о реальной жизни, эмоциях, ситуациях, но при этом использую специфическую оптику из арсенала фантастов. Полагаю, такой взгляд на мир был мне присущ всегда», — говорит писательница.
Старобинец сравнивает свой творческий метод с прозой Гоголя и Булгакова, у которых фантастическое скорее помогает писателю показать реальное. С использованием этого приема написаны жуткая повесть о подростке «Переходный возраст» и повесть для детей «Страна хороших девочек» (ее, кстати, интересно почитать и родителям, потому что она касается вопросов воспитания).
Вообще, смело читайте все ее повести и рассказы, Старобинец умеет писать интересно. Меня лично сильно тронула ее повесть «Пой-пой», в которой музыкант приходит на прием к психологу и рассказывает, что испытывает острое чувство вины из-за гибели своей жены.
Если ваш ребенок фанат детективов или вы хотите познакомить его с этим жанром, то «Зверский детектив» будет правильным выбором. Сама Старобинец определяет эту книгу как детский детектив, написанный по канонам нуарного жанра, в котором нет хороших персонажей.
Все герои детектива — звери, а действия происходят в выдуманной вселенной Дальнего леса, в частности — в баре «Сучок», где детектив Барсук Старший любит выпить мухито. В расследованиях ему помогает БарсуКот, который никак не может решить — барсук он или кот. В лесу то и дело что-нибудь происходит: то эпидемия загадочного кусь-вируса, то нарушение непреложного закона о вегетарианстве.
Характеры и повадки персонажей — это смесь фантазии авторки и ее наблюдений за повадками животных: работая над разными частями детектива, Старобинец изучает зоологию и ездит в экспедиции, чтобы понаблюдать за животными в их реальной среде обитания. Кстати, одну из частей «Зверского детектива» — «Хвостоеды» — Анна частично придумала в «Зверском подкасте», где она вместе с биологом Антоном Захаровым обсуждает поведение животных и параллельно делится своими писательскими замыслами.
«Мне захотелось написать такой детектив для детей, в котором бы убивали, терзали, выдергивали перья на самом деле, чтобы все было серьезно, но при этом дети не поседели бы от ужаса и не попали в клинику неврозов. Поэтому я старалась сделать детектив более жизнеподобным, вызывающим доверие, несмотря на то что героями в нем являются звери. Я не делала скидок на детей в том плане, что дети должны читать только какие-то безобидные вещи: украли картину, корзину… Я детей в этом плане не жалею. Я считаю, что дети способны воспринимать информацию, связанную с настоящими преступлениями. Любой ребенок в курсе, что бывают преступники, убийства, маньяки, сумасшедшие. Но я старалась до определенной степени смягчить уровень зверства», — рассказала Анна.
Интересно, что книгу удалось издать не с первого раза — издательства отказывались печатать ее, считая слишком пугающей для детей. В том числе из-за того, что в названии фигурировало слово «зверский», которое Анна отказалась заменять на «звериный». В результате книга вышла с усиливающими ее атмосферу гротескными, «нуарными» иллюстрациями Мариии Муравски и стала бестселлером, а в декабре 2022 года по ней даже вышел одноименный спектакль в РАМТе.
Сюжет «Лисьих бродов» Старобинец придумала много лет назад вместе со своим мужем Александром Гарросом (писатель и журналист, умер в 2017 году, — прим. НЭН). Приключенческий роман с множеством сюжетных поворотов, которые вряд ли получится предугадать, — намного глубже литературы, которую принято называть беллетристикой.
Действия разворачиваются в Маньчжурии в 1945 году в поселке Лисьи Броды, где пересекаются судьбы нескольких героев, каждый из которых что-то ищет. Бывшему циркачу Максиму Кронину стирают память обо всем, что было до войны — теперь он помнит лишь то, что у него была жена, которую он любил, и пытается найти ее. Сбежавший из тюрьмы Флинт ищет путь в Австралию, арийский мистик Юнгер — своего отца, а майор Бойко — древнее золото.
Наверное, главное, что нужно написать об этой книге — будьте готовы к тому, что от нее будет сложно оторваться.
У нас есть не только сайт
У нас есть не только сайт