Вообще история о том, что сахар (особенно в больших дозах) действует на детей возбуждающе, очень популярна среди родителей и педагогов. Считается, что сахар в рационе детей способен сделать их нервными, истеричными, гиперактивными и непослушными. Однако исследования показывают, что прямой связи между употреблением сахара и активностью детей не существует.
Теория о том, что сахар может сделать ребенка более нервным, появилась еще в 1922 году, а свою популярность она обрела только в 70-е, когда ученые впервые стали искать причины синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей.
«Проблема этих исследований заключалась в том, что они не учитывали большое количество внешних факторов», — говорит нутрициолог Кристал Карджес.
Она отмечает, что при поиске причины проявлений СДВГ у конкретного ребенка важно учитывать множество факторов: генетическую предрасположенность, режим сна, ежедневный уровень стресса, рацион питания и множество других аспектов окружающей среды.
Концепция того, что сахар способен вести к перевозбуждению детей, была развенчана еще в 1994 году путем двойного слепого тестирования. В ходе эксперимента исследователи набрали группу обычных дошкольников и тех, кого родители считали восприимчивыми к сахару. Дети случайным образом получили лакомства — одни были с настоящим сахаром, а другие с подсластителем аспартамом, причем ни дети, ни родители, ни сами исследователи не знали, кому какие лакомства достались.
В итоге исследователи не заметили никаких явных когнитивных или поведенческих изменений ни у кого из испытуемых. Аналогичные тесты неоднократно повторялись, и результаты каждый раз были одинаковыми.
Но как отделить научные данные от субъективных наблюдений родителей?
«Наш мозг и тело могут испытывать всплеск энергии после употребления сахара, особенно если до этого мы долгое время не ели и чувствовали слабость», — объясняет кандидат медицинских наук и диетолог Анна Латц. — «Это происходит потому, что столовый сахар быстро расщепляется в нашем пищеварительном тракте и попадает в кровоток».
Но этот всплеск не обязательно трансформируется в гиперактивность или истерики. После употребления сахара, когда всплеск энергии закончился, начинается следующая фаза, при которой содержание сахара в крови снижается. В этот момент дети могут чувствовать себя усталыми, голодными или быть в плохом настроении, но — опять-таки — это не гарантирует вам истерик. «Тело каждого человека реагирует на еду по-своему. Некоторые из нас более чувствительно воспринимают снижение уровня сахара в крови, чем другие», — рассказывает Латц. — «Но все эти симптомы просто указывают на то, что вам надо еще раз поесть». Если дети, помимо сахара, едят еще белки и жиры (например, йогурт), то «сахарные» всплески энергии и последующий упадок сил проходят практически бесследно, — утверждают диетологи.
Также необходимо учитывать то, как вы говорите о еде, и какой статус она имеет в вашем доме. «Если вы говорите детям, что сахар делает их бешеными, то вы вполне можете это им внушить», — говорит семейный врач Катя Роуэлл.
Если ребенку разрешают есть сахар только по случаю особых событий, праздников или дней рожденья, когда он и так возбужден в связи с общей обстановкой и большим количеством людей вокруг, неудивительно, что день может закончится истерикой или перевозбуждением — но это совершенно не значит, что виноват в этом сахар.
Дети чувствуют, если у родителей сложились натянутые отношения с сахаром. Когда вы говорите им о том, что печеньки — это «вредно» и «плохо», напряжение вокруг сладкой еды усиливается и приводит к неприятным последствиям.
«Не стоит забывать о психологическом эффекте ограничений», — говорит Карджес. — «Когда мы ограничиваем детям доступ к сладким продуктам, логично, что они будут сильнее их привлекать, а дети будут сильнее реагировать, когда наконец смогут получить запретное».
Этого можно избежать, сделав сахар нормальной и равноправной частью вашего питания.
Латц отмечает, что важно давать детям возможность самостоятельно определять объем сладкого, который они хотят съесть. Если детей не ограничивают в еде, то им проще прислушиваться к своим потребностям и самостоятельно регулировать свои пищевые привычки.
Также Доктор Роуэлл рекомендует предоставлять детям возможность переносить сладкие блюда на другое время. Например, если в конце ужина предполагается десерт, а вы видите, что ваш ребенок уже наелся, вы можете предложить ему съесть десерт на завтрак следующего дня. Так ребенок почувствует, что может управлять вопросом употребления сладостей, и что он не обязан каждый раз съедать сладкое, когда видит его перед собой.
На всякий случай уточним: мы не пропагандируем употребление сахара. Если ваша семья решила отказаться от сладостей, то это замечательно. Однако если вы иногда едите сахар и даете детям сладкое, то будет лучше, если вы не станете делать из сладкого запретный плод и «вредную еду», а научите своего ребенка самостоятельно и спокойно регулировать свои пищевые привычки. Это непростой путь, который требует уверенности и терпения со стороны родителей, однако здоровые пищевые привычки, сформированные в детстве, способны сделать жизнь вашего ребенка намного лучше.
Что такое пищевое насилие и как не допустить его со своим ребенком
Эксперты призвали родителей разрешить детям есть руками и размазывать еду по тарелке
Заставлять малоежку есть — бесполезное занятие (ученые подтверждают)