Большинство современных тенденций в родительстве связаны с теорией привязанности. Однако эта теория — не единственная из тех, что были созданы для объяснения и регуляции детско-родительских отношений. Рассказываем, какие еще подходы существуют.
Но для начала давайте разберемся с самой теорией привязанности. Мы о ней писали уже не раз (например, здесь и здесь), так что сейчас просто вспомним основные моменты.
Автором теории привязанности считается детский психиатр Джон Боулби. Во время войны он работал в лондонской больнице, где мог воочию наблюдать, какой эффект на развитие и психику ребенка оказывает разлука и потеря родителей.
Чуть позже Боулби начал работать вместе с канадским психологом Мэри Эйнсворт, и вместе они продвигали идею того, что взаимная привязанность, возникающая между матерью и ее ребенком, необходимы им для выживания.
Ключевыми ценностями в теории привязанности считаются чувствительность матери, ее внимание к ребенку, умение понимать его потребности и нужды и удовлетворять их.
В рамках теории выделяется четыре основных типа привязанности: надежная, тревожная, избегающе-отвергающая и тревожно-избегающая. Основной тип привязанности, который формируется между ребенком и родителем, в будущем влияет на отношение ребенка с другими людьми, с миром и с самим собой.
Интересное по теме
Отверженные: как привязанность на самом деле влияет на нашу жизнь, отношения и поведение
Теория привязанности оказала сильное воздействие на современный подход к родительству — именно ей мы должны быть благодарны за беззастенчивый совместный сон, кормление по требованию и право носить ребенка на руках столько, сколько нам хочется. Популярность теории привязанности в отдельных европейских странах даже повлияла на увеличение продолжительности декретного отпуска и рекомендованные нормы пребывания детей разного возраста в детском саду.
Конечно же, не обходится здесь и без критики. Основные претензии несогласных заключаются в том, что формирование крепкой и надежной привязанности является очень ресурсоемким и требует от родителей большого количества усилий и затрат, в результате чего им приходится жертвовать личным временем, желаниями и амбициями.
Теории привязанности предшествовали и сопутствовали и другие подходы к родительству и анализу детско-родительских отношений. Сейчас мы вам о них расскажем (справедливости ради хочется ометить, что далеко не все перечисленные теории напрямую связаны с родительством — некоторые из них касаются развития личности или познавательных процессов, но они тоже оказывают влияние на то, как можно подходить к воспитанию детей).
Расцвет исследований детско-родительских отношений и формирования различных систематических подходов пришелся на первую половину двадцатого века. Это не значит, что до этого никто не думал о родительстве вообще — просто раньше большинство теорий основывались на личном опыте авторов, социальных тенденциях, потребностях общества и религиозных догмах. Все разнообразие подходов и теорий родительства, не основанных на научных данных, называется ненаучными или народными теориями.
Этот пример наглядно показывает, как сильно изменился подход к родительству за это время (если вас интересует средневековое родительство, то у нас на эту тему есть целый отдельный материал).
Еще один показательный аспект — это отношение к физическим наказаниям. Австралийские психологи Питер Ньюкомб и Антония Киш в 2015 году опубликовали статью, в которой привели порядка 10 разновидностей подходов, оправдывающих физические наказания детей. Эти подходы основывались на двух основных идеях: о том, что наказания безвредны, и о том, что наказания необходимы и эффективны. Исследователи называют эти подходы «мифами», поскольку им не удалось найти им никаких научных обоснований.
Что касается религиозных догм, то здесь ярким примером является родительский подход пуритан в колониальной Америке. Они были убеждены, что дети изначально представляют собой «зло» и «грех», а потому задача родителей заключается в том, чтобы «избавиться от зла».
Автором одной из первых научных теорий развития ребенка стал австрийский психолог и психоаналитик Зигмунд Фрейд. В 1936 он представил теорию психосексуального развития личности, в рамках которой он выделил пять основных стадий: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную. В рамках своей теории Фрейд предполагал, что развитие ребенка происходит в строгом порядке.
В результате детских травм или нездоровых отношений с родителями, ребенок может начать «отставать» от своего графика психосексуального развития и фиксироваться на определенной стадии, что приведет к психологическим проблемам в будущем.
Несмотря на то, что среди ученых нашлись те, кто поддержал теорию Фрейда, последующие исследования показали ее несостоятельность, и научное сообщество отказалось от ее широкого использования. Однако в чем-то теория психосексуального развития оказалась все-таки полезна: она открыла двери для создания и разработки других научных теорий в области развития детей и детско-родительских отношений.
К классическим теориям родительства, наряду с теорией привязанности, относят поведенческую теорию, одним из основоположников которой стал бихевиорист Джон Уотсон. В основу идей Уотсона легли работы Павлова (того самого, с собачками) и Торндайка. По его мнению, ребенку можно привить совершенно любое поведение, пользуясь теми же методиками, что используются, например, при тренировке собак.
Уотсон отрицал участие внутренних переживаний, личных предпочтений и самоанализа в процессе формирования личности — он считал, что при должной методичности ребенка можно научить не только вести себя определенным способом, но и испытывать при этом определенные эмоции (так же, как собаку можно научить пускать слюни при виде лампочки).
Также он выступал против проявления чрезмерной нежности и заботы по отношению к ребенку, потому что боялся, что это может привести к «выученной нетрудоспособности». Короче, в отличие от сторонников теории привязанности, Уотсон был уверен, что ребенка можно разбаловать «ручками».
В 1930-ых годах теорию Уотсона поддержал другой ученый — основоположник радикального бихевиоризма Беррес Скиннер. Скиннер утверждал, что при помощи внешнего воздействия можно регулировать не только поведение, но также мысли и чувства человека.
Также Скиннер отмечал, что человек стремится повторять то поведение, в результате которого он получает вознаграждение, и стремится избегать того поведения, в результате которого он получает наказание. Подкрепление может быть как социальным (например, похвала), так и материальным (конфета или новая игрушка), то же касается и наказания.
Еще одна теория, а точнее, еще одно направление поведенческой теории было предложено Альбертом Бандурой и называется теорией социального научения. По мнению Бандуры, предыдущие теории фокусировались только на каких-то отдельных аспектах формирования личности человека (например, только на его окружении и внешней среде), тогда как на деле надо было учитывать все в комплексе: и внешнюю среду, и личностные факторы, и внутреннюю мотивацию самого человека.
Ребенок следит за тем, что происходит в окружающем его мире, и какие формы поведения являются в нем приемлемыми, а какие — нет и, исходя из этого, делает свой личный выбор.
Теория Бандуры подчеркивает значимость не только действий родителей, направленных на формирование у ребенка определенного поведения, но и среды, в которой он растет (это как раз про то, что нельзя пытаться скорректировать поведение ребенка, если его родители сами показывают ему обратный пример).
Несмотря на то, что теория привязанности очень популярна в современной Европе, так было не всегда. Так, например, во времена нацистской Германии родители придерживались теории «антипривязанности», популяризатором которой стала врач Джоанна Харер. В 1934 году Харер написала книгу по воспитанию детей «Немецкая мать и ее первенец», которая содержала в себе ряд рекомендаций.
Харер утверждала, что в первые 24 часа после родов младенца необходимо разделить с матерью и поместить в соседнюю комнату, чтобы мать могла восстановиться после родов, а ребенок был защищен от чужих микробов. Такая сепарация должна была продолжаться на протяжении первых трех месяцев жизни младенца — матери разрешалось навещать его по строгому графику, чтобы покормить. Кормление должно было заниматься не более 20 минут, а затем мать должна была тут же оставить ребенка — без общения, ласк и игр. По словам Харер, это было необходимо для того, чтобы с раннего возраста сформировать режим.
Согласно теории Харер, младенцы были еще «недолюдьми», и демонстрировали недостаточно признаков осознанности и разума в первые месяцы после родов. По ее словам, плач для младенцев был просто способом хоть чем-то заняться.
Все эти рекомендации были направлены на то, чтобы вырастить из детей ответственных и ценных членов общества — именно поэтому дети буквально с первых дней должны были прочувствовать на себе главенство общественного над личным и научиться ставить свои потребности и желания ниже общественных интересов.
Все перечисленные теории и подходы — это лишь меньшая часть того, что было разработано учеными за последние сто лет в попытках объяснить, что влияет на формирование личности, и на что должны обращать внимание родители в процессе воспитания ребенка.
Классическими и ведущими в современном западном обществе на данный момент считаются две теории: теория привязанности и теория социального научения. Именно они сильнее всего влияют на те решения, которые родители принимают в процессе воспитания детей. Безусловно, и тот, и другой подход имеют как свои сильные, так и свои слабые стороны, а потому однозначно говорить о том, что какая-то из теорий наиболее приемлема, нельзя.
Наверное, оптимальным подходом будет тот, который выбирают родители, исходя из своих возможностей, приоритетов, а также из особенностей своего ребенка, и с оглядкой на научные данные (и здесь отдельно хочется напомнить, что не существует научно доказанных фактов, которые бы подтверждали пользу или безопасность насилия в адрес детей, а вот факты, доказывающие его опасность и вред — есть). Помимо теорий и подходов к родительству, существуют еще и разные родительские стили — о них подробно писали здесь.
НЭН-курс