Шутки в сторону. Этот текст я пишу кровью, потом и слезами, потому что именно они выделяются из моего организма, когда речь заходит о вашем, читатели, взаимодействии с рекламой на сайте НЭН.
О том, что на НЭН публикуется и будет публиковаться реклама, мы честно заявили еще в самом начале нашего пути, в конце 2016 года. Вот этот текст (за исключением контактных данных в нем) не менялся с первого дня существования проекта. При этом о том, как важна для нас реклама, я впервые публично заявила всего пару месяцев назад, когда писала очередную рассылку. Но, очевидно, настало время вынести эту тему на более широкую аудиторию и обсудить ее прямо здесь и сейчас.
Почему я решила высказаться именно сейчас? Потому что количество недовольных комментариев в духе «НЭН, что это тут у тебя? Опять реклама?» достигло критической массы. Да, я знаю, что такие комменты пишут всем проектам, которые (подумать только!) изо всех сил стараются не только оставаться бесплатными для своих читателей, но и регулярно обновляться и совершенствоваться. Но дело в том, что мы очень маленькое медиа. По сравнению со многими другими, в том числе детско-родительскими СМИ, просто крохотное. И нам особенно тяжело на этом рынке. Тем более что мы прекрасно понимаем, что наша аудитория, то есть вы, это самые обычные люди с самой обычной платежеспособностью. Как и мы.
Именно поэтому мы тщательно выбираем клиентов, чтобы они не диссонировали ни с вами, ни с нами. Более того, мы регулярно отказываем компания и брендам, чьи взгляды, политика или продукты нам не близки. Из свежих примеров: недавно мы отвергли предложение одной фармкомпании — потому что мы знаем, что реклама их препарата будет стоить нам репутации в ваших глазах. Дерзость не оплачивается. Наоборот. Выбирая клиента, мы всегда держим в голове, что мы настолько малы как проект, что читатели рассматривают нас под микроскопом, а значит, видят все, что мы делаем. Но при этом частенько не замечают.
Типичный комментарий под рекламным текстом: «Это реклама, не буду тратить свое время». Спасибо, конечно, за откровенность, но нам хотелось бы наладить с вами доверительные, партнерские отношения. Если вам нравится нас читать, то почему бы вам не поддержать то, что мы делаем? Тем более что сделать это очень легко — надо просто читать рекламные тексты. Это хорошие тексты. Мы пишем их сами, мы часто спорим и отстаиваем свое видение, когда согласовываем эти материалы с заказчиками. Мы тратим на это огромное количество редакционных (и откровенно говоря, эмоциональных) ресурсов, потому что у нас нет никакого креативного отдела (и мы гордимся тем, что многие клиенты даже не представляют, какими силами делаются спецпроекты, которые выглядят не хуже, чем у наших более крупных и влиятельных коллег).
Все рекламные тексты выходят в специальной рубрике. Она называется «Спонсорский материал». Для вашего удобства она не отображается на главной странице, чтобы не бесить вас. Но она существует, и все рекламные материалы живут в ней. Соответственно, в свет они выходят с этой самой специальной рекламной пометкой — она находится прямо над заголовком, ее очень трудно не заметить. Да, с недавнего времени мы были вынуждены отказаться от тега #партнерскийматериал при публикации этих текстов в ФБ, Твиттере и Телеграмме НЭН (в ВК метка обязательна, это правило соцсети, что зачастую лишает нас просмотров — блокировщики рекламы часто просто не выводят эти статьи в ваши ленты). Все потому, что этот тег, вместо того чтобы предупреждать читателя на входе о том, что дальше он прочтет материал, публикация которого была оплачена заказчиком, стал работать против нас — видя метку, люди просто отказываются от клика. Так жить нельзя.
Возможно, вам кажется, что это мое обращение похоже на нытье. Что я прибедняюсь и жалуюсь. Это не так. Я просто считаю, что отношения между современным изданием и читателем должны быть построены на взаимной ответственности. Иначе уже просто не может быть — мы живем в новом мире, где редакциям приходится быть одновременно и СМИ, и SMM-агентством, и креативной студией, и командой продюсеров, и бессмертным пони. Так и читателям, чтобы быть уверенным в том, что завтра их любимый проект не закроется, нужно понимать, как это все работает. И если есть курсы, лекции и воркшопы для тех, кто создает медиа и делает рекламу, почему бы и тем, кто потребляет контент этих самых медиа, не знать, зачем публиковать рекламу?
Впрочем, важен не только факт публикации (но он тоже важен — клиенты приходят через рекламные агентства, рекламные агентства знают о репутации и трудностях всех площадок, а значит, влияют на выбор, который делают клиенты), но и реакция на него читательского сообщества. Важны просмотры, клики, обсуждения — все то, что происходит и с «обычными» материалами. Именно поэтому и появилась нативная реклама — формат, который по сути и форме не отличается от редакционного, но различными способами рассказывает читателю о той или иной услуге или товаре. А что плохого в услуге или товаре, в конце концов? Мы все ими пользуемся каждый день. Как и любимыми СМИ, социальными сетями и проектами.
Мы не газета в киоске, которую можно купить и выбросить, даже не обратив внимание на то, какая такая реклама там была опубликована. Все наши тексты доступны вам каждый день, вы всегда можете к ним вернуться, отправить на них ссылку друзьям или родителям, вы можете даже несколько дней не открывать НЭН. Но чтобы точно знать, что за эти несколько дней он никуда не исчезнет, нам с вами нужна реклама.