Артистка расскажет, как ушла из науки в музыку, почему юмор помогает в воспитании и хорошая ли песня «Синий трактор».
Весной 2022 года мы познакомили вас с творчеством Зины Ивы — инди-поп-певицы, которая вдохновляется материнством. Недавно она выпустила клип на свой главный хит — композицию «Не поняла».
Мы решили поговорить с Зиной, которая переквалифицировалась в артистку из научной сотрудницы, о ее пути к музыке, открытиях и вызовах материнства, а также System of a down и поисках себя и своего голоса.
Для меня рождение детей тоже стало поворотным периодом. До декретов я работала научным сотрудником, изучала реакторные стали в исследовательском институте. С одной стороны, к моменту ухода в декрет была уже защищена кандидатская, с другой — накопилась усталость и смутная неудовлетворенность, я реально ждала от декрета отдыха от работы. Это не был, конечно, отдых в полном смысле слова, но от работы был — получилось не брать ее на дом.
Через какое-то время я начала думать, что надо же чем-то заниматься, стала искать и пробовать разные курсы близко к специальности — программирование, big data, но все глохло, было скучно этим заниматься. Ходила на психотерапию, слушала лекции по психологии, искала себя и какую-то опору в себе: кто я и чего хочу?
Почему-то именно появление детей актуализировало этот вопрос, раньше я об этом так целенаправленно не задумывалась.
В какой-то момент, пройдя несколько кругов поисков, я вернулась к тому, что как будто и так всегда знала, но боялась признаться себе, — я хочу заниматься музыкой, и не просто хоть как-нибудь, а писать и петь песни. Настолько это было для меня настоящим, и от этого личным, что даже и начинать было страшно. Но мысль засела, в итоге я набралась смелости и на четвертом году декретов пошла учиться в Moscow Music School (MMS) на сонграйтера, то есть автора песен.
В этом году я уже закончила курс и теперь я дипломированный сонграйтер. Карьерные перспективы в этой области, конечно, намного туманнее, чем в науке, но теперь я профессионально могу заниматься тем, что дает мне силы на все остальное в жизни.
Меня тянуло к музыке с самого детства. В пять лет я часто представляла, что я оперная певица, ходила по квартире и пела таким «круглым» голосом, а еще подолгу сидела за пианино, нажимая разные клавиши, не зная нот и каких-то правил, а просто играя в самом базовом смысле этого слова.
Когда мне было восемь лет, родители отвели в музыкальную школу, я отучилась в ней по классу фортепиано и по гитаре, хотя нравилось мне только первый год-полтора. Когда преподавательница поняла, что я подаю надежды, начались конкурсы, и я перестала справляться с большими ожиданиями от меня, а игра на инструментах стала обязанностью и мукой.
Заканчивая МГУ, я поступила в Московский колледж импровизационной музыки на джазовый вокал. Многое смогла почерпнуть там, потом был небольшой акустический состав, которым мы разучивали мои песни и пару раз участвовали в сборных клубных концертах. Потом кандидатская, декрет, и вот в MMS я по-новому взглянула на все свои знания и навыки, поняла, что они есть и они немаленькие, перестала себя ругать за неидеальность, и снова стала получать удовольствие от процессов — от пения, игры на инструментах, написания песен.
Песни я писала лет с 12, но в MMS стала писать их значительно больше. А песни про материнство увидели свет благодаря тому, что в какой-то момент я стала записывать вообще все, что приходит в голову, не анализируя, удачная ли песня. Так принесла на студию песню «Не поняла», оговариваясь, что это песня-шутка в общем-то. И уже по реакции куратора и других студентов поняла, что это на самом деле то, с чего можно начать карьеру артиста.
По моим ощущение, это скорее пока отдельные песни отдельных артистов, и я если честно сомневаюсь, что это готово вырасти в тренд или даже жанр, хотя, казалось бы, есть очевидная целевая аудитория.
Мне кажется, материнство — это довольно заряженная и вместе с тем уязвимая тема. Кто-то высказывается обтекаемо и близко к традиционной риторике, это очевидно безопасно. Но озвучить что-то не вполне популярное, например, что матери устают или что материнство — это не перманентное счастье (счастье, но не перманентное) — об этом готова петь далеко не каждая артистка, и реакции могут быть самые разные.
Интересное по теме
«Где ты, моя легкость?» Мама в декрете записала музыкальный альбом о материнстве
Был момент, когда я специально нашла и послушала песни о материнстве, перед выпуском своих. Сейчас их почему-то не переслушиваю — может, отчасти потому, что свои уже сработали как психотерапия, и многие вопросы и переживания на этом были закрыты и переработаны. Конечно, если мне попадается что-то новое на тему, я не пропускаю и с интересом слушаю.
Я бы не выделяла в плане музыки родителей в отдельную категорию, мне кажется, если речь не идет о музыке довольно специфической, поднимающей непосредственно тему родительства, то родители — такие же слушатели, как и все остальные.
Мне очень нравится, что сейчас в музыке совершенно ушел снобизм по поводу того, какие жанры слушать круто, а какие нет, и жанры многие смешиваются, поэтому ориентироваться тут можно и нужно только на свой вкус, и это здорово. Если и давать совет, то только о том, чтобы в принципе слушать новую для себя музыку и выбирать то, что понравится.
Юмор мне очень помогает не только в воспитании, но и в жизни, он очень хорошо снимает напряжение практически в любой ситуации. Можно даже вслух не шутить, достаточно про себя — и уже обнаруживается намного больше сил не орать на детей, а спокойно разбираться, что случилось и что делать.
Дети очень любят слушать поп-хиты, у них был период Супер Жорика, Артура Пирожкова, сейчас в их топе «Малиновая лада». Я сама такую музыку не слушаю, хотя понимаю, что она правда очень хорошо сделана.
Дети слышат что-то новое в садике или на дне рождения и просят включить дома. Мои песни они иногда поют, так как запоминают их, пока я дома репетирую.
Перед сном я раньше пела им колыбельную про Умку, но в какой-то момент дети попросили прекратить, и теперь мы вместе слушаем запись колыбельной на телефоне. Я немного удивилась, но не обиделась — что им больше нравится, то и мне подходит. И пока звучит колыбельная, я могу с каждым еще немного пообщаться перед сном, что приятно.
Мне кажется, в детских песнях должны быть понятные слова и темы, естественная родная речь, запоминающийся, доступный для подпевания припев — чтобы ребенок мог разобрать, понять и подпеть. Например, если в припеве слишком много слов, — настолько, что их и с пятого раза не все разберешь — это не очень удачная песня, хотя в таком случае она просто неудачная, и неважно, для детей она или ещё для кого-то.
Музыкальный вкус формируется с рождения и во многом опирается на то, что ребенок слышал и слушал в детстве. И тут, конечно, возникает соблазн проконтролировать то, что он слушает, и сформировать музыкальные предпочтения.
У меня как у родителя здесь нет иллюзий: я понимаю и просто вижу, что все, что слышат дети, мне не проконтролировать, да у меня и нет такой задачи. Как и во многих других областях, я хочу дать им услышать и узнать разное, помочь им понять различия и обнаружить, что им нравится, а что нет. Тогда у них будет представление и выбор — и это будет хорошая база для формирования собственного музыкального вкуса.
Будет ли он хороший, вряд ли я смогу оценить. Сейчас все больше людей приходят к выводу, что музыкальные вкусы не хорошие и не плохие, а у всех разные. Уже нет необходимости безоговорочно любить классику и ругаться на попсу, но хорошо бы представлять, чем одно отличается от другого.
Меня не огорчит, более того, это уже происходит. Я точно не буду называть музыку плохой только потому, что она мне не нравится. Я скорее буду рада, если дети «принесут» что-то такое, что я не слышала и особенно если объяснят, чем им это нравится. Опять же, конфликт, как мне кажется, здесь может возникать, если у родителя есть определенные ожидания от ребенка — какую музыку он должен слушать, а какую нет. Про себя могу сказать, что чем от большего количества ожиданий я избавляюсь, тем проще мне становится жить.
В детстве я слушала «Золотое кольцо», Queen (от этой группы фанатела старшая сестра), и конечно, основную попсу того времени — «Руки Вверх!». Потом «Кино», а потом стала слушать так много всего, что и не перечислить.
Родители в основном спокойно относились к тому, что я слушаю. Помню, один раз папа сказал о System of a down, что подобная музыка вредна для моей психики. Сейчас я думаю, такая музыка как раз подходила к моему подростковому возрасту, так как агрессия, которой она пропитана, практически полностью была для меня под запретом в жизни. Может, поэтому и музыка папе не нравилась. Но строгого запрета не было.
Интересное по теме
Кейпоп? Кей-поп? K-pop? Что за музыку слушают ваши подростки и кто такие айдолы
Песня — да, хорошая, и вместе с клипом она хорошо работает. Она понятна, ей хочется подпевать, она намертво заседает в голове, а это все признаки как раз хорошей песни. С глубоким ли она смыслом? Нет. Но это скорее про то, что она не для взрослых людей с большим жизненным опытом за плечами.