«Бренная пена морская» Марина Цветаева: 10 малоизвестных впечатляющих фактов о поэтессе

26 мая в кинотеатре «Каро Октябрь» состоялась премьера третьего сезона уникального киноальманаха «Живые Мемории».

Марина Цветаева | Фотограф: Петр Шумов, 1925

Новая тема — «Отцы и дети» — получилась особенно пронзительной: через анимацию, архивные кадры и живое слово актеров зрители словно переносятся в прошлое и слушают, как звучит история.

Одной из героинь сезона стала Марина Цветаева. Поэтессу озвучила Юлия Снигирь, которая прочла воспоминания Марины о дне открытия Пушкинского музея — того самого, которым заведовал ее отец. Мы же решили вспомнить и рассказать вам 10 редких и удивительных фактов из жизни Цветаевой, которые раскрывают ее с новой стороны — живой, уязвимой, детской и дерзкой.

Малышка-полиглотка

Марина Цветаева проявила свою поэтическую натуру с поразительно ранних лет. Уже в четыре года малышка, только-только освоившая чтение, начала экспериментировать с рифмами. Ее мать, Мария Александровна, с удивлением отмечала в дневнике: «Четырехлетняя моя Маруся ходит вокруг меня и все складывает слова в рифмы, — может быть, будет поэт?»

К шести годам юная Цветаева уже вовсю сочиняла стихи, причем делала это на нескольких языках. Марина свободно говорила на французском и немецком, соответственно, и вирши легко складывала на всех трех. Способности к языкам во многом развивались из-за обилия переездов — семья колесила по Европе, меняя один пансион за другим в Швейцарии, Италии и Германии. Эти путешествия были вынужденными: родители искали лучших врачей и подходящий климат для матери Марины, страдавшей от туберкулеза.

Несостоявшаяся пианистка

Мама Цветаевой видела свою дочь исключительно за роялем. Талантливая пианистка сама, она с фанатичной настойчивостью начала музицировать с четырехлетней Мариной — по строгому расписанию: два часа утром и два вечером. И надо признать, у девочки были все задатки для блестящей музыкальной карьеры: редкий абсолютный слух, необычайно гибкие пальцы и врожденная дисциплинированность. В шесть лет маленькая вундеркинд уже переступила порог Общедоступного музыкального училища В. Ю. Зограф-Плаксиной, где с 1899 по 1902 год усердно осваивала фортепианное мастерство. Однако после безвременной кончины матери в 1906 году рояль постепенно умолк. Как позже признавалась сама Цветаева в одном из своих произведений: «Мать — залила нас музыкой. (Из этой Музыки, обернувшейся Лирикой, мы уже никогда не выплыли — на свет дня!)». Жила бы мать — жила бы и пианистка в Цветаевой. Впрочем, музыка уступила место поэзии, но никогда полностью не покидала ее стихи, сохранившись в их неповторимом ритме и мелодичности.

Кулинарные страсти

Интернет пестрит рецептами так называемого Цветаевского яблочного пирога. И это странность, поскольку мнения современников о Марине-хозяйке разделились. Кто-то вспоминает, что она могла смело взяться даже за сложные блюда, а в голодные революционные годы умудрялась печь пироги из лебеды или варенье из лепестков роз и одуванчиков. А кто-то (например, актриса Мария Кузнецова) уверяет, что поэтессе не нравилось готовить. Да и в целом к еде она была равнодушна: даже в сытые времена Цветаевой было все равно, что есть. Она рано вставала и весь день проводила за работой. Впрочем, считается, что знаменитый яблочный пирог Марина помнила с детства, когда угощение для всей семьи готовили деревенские девушки, а затем она повторила рецепт для своей дочери Ариадны Эфрон.

Мужская профессия

В 1918 году, оставшись без средств, устроилась переводчицей в Наркомнац — редкий случай, когда женщина занимала официальную должность при советской власти. Официально ее позиция звучала солидно — «помощник заведующего русским столом», но реальные обязанности были куда скромнее: составление архива газетных вырезок, в том числе из зарубежных изданий. В анкете при приеме на работу Цветаева указала в графе об опыте: «Отзывы о книгах в журнале „Северные записки“». Однако это было некоторым преувеличением — в действительности она публиковала там только стихи и переводы, но не критику. Переводила она при этом действительно много, открывая русскому читателю произведения Федерико Гарсиа Лорки, Иоганна Вольфганга Гете, Вильяма Шекспира, Герша Вебера и других. Примечательно, что работала она в обе стороны: как на русский, так и с русского. Например, известно, что Цветаева очень ценила творчество Маяковского и даже перевела на французский его стихотворение «Сволочи» (1922) — резкую отповедь о голоде в Поволжье.

Прага, я люблю тебя

Марина обожала чешскую столицу, где провела в свое время неполных три года. В тот период жизни Цветаева особенно любила холм Петршин, вдохновивший ее на создание «Поэмы Горы» — страстного посвящения искусствоведу Константину Родзевичу, с которым случился стремительный и болезненный роман. Бродила она и по Карлову мосту, где ее внимание привлекла скульптура рыцаря Брунцвика. Поэтессе показалось, что каменный лик имеет с ней сходство, что вылилось в стихотворение «Пражский рыцарь». Особое очарование для Цветаевой представляли и Мальтийская площадь, и Влтавская набережная, запечатленные в «Поэме Конца», и белоснежные башни храма св. Йиржи, который она называла «святым Георгием под снегом», и куранты на Староместской площади. Именно в Праге в 1924 году родился ее пронзительный поэтический диптих — «Поэма Горы» и «Поэма Конца», где восторг любви к Родзевичу переплелся с горечью расставания. Любопытно, что первое свидание влюбленных произошло… в анатомическом театре Праги.

Мир полон ужаса

Фобии Марины Цветаевой всплывают в воспоминаниях самых разных людей. И часто они даже не повторяются. Кажется, что поэтессу преследовал целый комплекс необычных страхов, формировавших ее повседневные привычки. Она испытывала настоящую панику перед современными городскими реалиями: говорят, Цветаева патологически боялась лифтов (опасаясь застрять), эскалаторов и автомобилей. В метро она заходила только в первые вагоны, считая их безопаснее. Переход улицы превращался для нее в испытание — крепко вцепившись в руку спутника, она шептала: «Сейчас меня раздавят». Среди ее необычных фобий была боязнь червяков — дочь вспоминала, как мать вздрагивала при их виде. Многоэтажные здания и толпа также вызывали у нее тревогу.

Душа важнее

Марина Цветаева с юности сознательно отвергала общепринятые нормы женственности, создавая собственный, узнаваемый образ. Несмотря на серьезные проблемы со зрением, она категорически отказывалась носить очки, предпочитая размытый мир четким контурам — эта особенность стала своеобразной творческой метафорой. Ее отношение к внешности было последовательно бунтарским. В подростковом возрасте она сначала радикально изменила цвет волос, а затем и вовсе побрилась налысо. Полностью игнорировала косметику, считая ее проявлением зависимости от мужского мнения. Демонстративно не ухаживала за руками, сохраняя следы никотина и чернил как «знаки поэтического ремесла». Особое место занимал ее «фирменный» стиль в одежде — Цветаева предпочитала мужской крой, что объяснялось как особенностями фигуры, так и мировоззренческой позицией. Однако этот аскетизм она умело балансировала выразительными деталями: массивными кольцами, часами в мужском стиле и другими неожиданными аксессуарами.

Брак по собственному предсказанию

В личной жизни поэтессы сочетались романтические жесты и сумасбродные поступки, а ее страсть всегда граничила с жестокостью. Легендарной стала история ее знакомства с будущим мужем: Сергей Эфрон угадал ее любимый камень — сердолик, преподнеся бусину во время крымской поездки. А поэтесса всегда говорила, что выйдет за того, кто угадает ее любимый камень. Так и произошло. Но трогательный момент предвосхитил весьма непростые семейные отношения. Цветаева многократно изменяла мужу — как в мыслях, так и на деле, причем и с мужчинами, и с женщинами (она действительно пережила бурный роман с поэтессой Софьей Парнок в 1914 году, едва не разрушивший брак — Эфрон даже собирался вызвать соперницу на дуэль). За 29 лет супружества ее многочисленные измены и эмоциональные бури создавали напряженную атмосферу в семье. А масла в огонь подливало и неоднозначное отношение к детям.

Дети — цветы не для каждой

Страницы, связанные с материнством Цветаевой, действительно особенно трагичны. В 1919 году, отчаявшись прокормить дочерей, Цветаева поместила их в подмосковный приют под видом сирот. Этот отчаянный шаг привел к гибели трехлетней Ирины от голода — Ариадну удалось спасти, вовремя забрав обратно. Современники отмечали непростой характер Марины в общении с любыми детьми. Сохранился показательный эпизод: на званом ужине, когда чья-то шаловливая девочка пыталась поменять гостям туфли, только Цветаева сохранила свою пару — призналась, что уколола ребенка булавкой. Эти противоречивые поступки рисуют сложный портрет женщины, в которой поэтический гений соседствовал с непростым, порой жестким характером.

Пророчество о смерти

Предсказала поэтесса не только свой брак, но и свою смерть. Не в точности, но в ощущении. Казалось бы, Цветаева начала писать о смерти слишком рано: еще в 1913 году, когда была молода, прекрасна, богата и счастлива. Тогда эта тема будто возродила ее дар (спасибо знаменитому «Реквиему»:

«Уж сколько их упало в эту бездну,

Разверзтую вдали!

Настанет день, когда и я исчезну

С поверхности земли…»).

Но более поздние стихи поэтессы о смерти уже не философские, бесплотные размышления в романтическом ключе, а сбитые, как натянутые нервы, комки мрака. Конечно, когда в 1939 году, накануне рокового возвращения в СССР, она создает стихотворение Douce France, в нем проступают намеки на насильственную смерть: «Меня убьют, казнят».

И хотя формально пророчество не сбылось (поэтесса покончила с собой), его суть оказалась пророческой — система действительно «казнила» ее морально, доведя до отчаяния. Но были и другие предзнаменования. Смертельные мотивы достигли кульминации в последнем стихотворении «Все повторяю первый стих…», написанном за несколько месяцев до самоубийства. Как отмечает графолог Светлана Семенова, Цветаева словно «примеряла» смерть в последние годы — ее творчество стало хроникой постепенного ухода, где каждая строчка приближала трагическую развязку. Это была не внезапная трагедия, а растянутое прощание с жизнью через поэзию.

Лайфхаки Как не стать героем мамских чатов: курс молодого отца
Если вы думаете, что ваш мужской вклад в родительство закончился на роддоме — спойлер: всё только начинается. Этот курс для тех, кто хочет остаться жив, любим и...
Ликбез «Великое возвращение»: все про месячные после родов
Когда они начнутся? От чего это зависит? Будут ли они такими же, как до беременности, станут сильнее или слабее? Можно ли забеременеть, пока их еще нет? (спойле...