Естественные последствия — это то, что происходит с ребенком само собой без участия взрослого. Если ты будешь стоять под дождем, ты промокнешь. Если ты не будешь есть, ты проголодаешься. Эти последствия возникают как результат определенного поведения, и не требуют участия, организации или контроля со стороны родителя. Для наступления естественных последствий родители наоборот должны ничего не делать и позволить ребенку самостоятельно принимать решения, чтобы он мог научиться на собственных ошибках.
В жизни есть множество ситуаций, в которых несколько занудных нотаций можно заменить естественными последствиями и просто позволить ребенку разобраться во всем самому. Вот некоторые примеры:
Используйте метод естественных последствий только тогда, когда последствия не представляют потенциального вреда для ребенка, а также, когда ребенок достигнет того возраста, когда он сможет замечать логические связи между событиями — как правило, это происходит, начиная со среднего школьного возраста.
Этот метод не работает с маленькими детьми. Не стоит давать четырехлетнему ребенку возможность самому выбирать время отхода ко сну или собственный рацион — скорее всего, последствия будут плачевными, и — что самое главное — ребенок еще не в состоянии отследить и запомнить причинно-следственные связи между поздним отбоем вчера и дурным настроением сегодня.
Также нельзя пытаться чему-то научить ребенка при помощи метода естественных последствий в потенциально опасной ситуации. Есть другие, более безопасные способы объяснить детям, что нельзя играть в мяч на дороге, разговаривать с незнакомцами или совать пальцы в розетку.
Естественные последствия должны затрагивать только ребенка и его интересы, но не других людей. Например, не стоит разрешать ребенку бить других детей, чтобы доказать ему, что в этом случае они расстроятся или ударят его в ответ.
Еще один важный момент: естественные последствия должны наступать сразу же после определенных действий. Если вы разрешите ребенку не чистить зубы или питаться фастфудом, естественные последствия наступят далеко не сразу, а значит, не помогут ему осознать, почему его поведение неправильное и неполезное.
Родители, которые чрезмерно опекают своих детей, стремятся всеми возможными способами оберегать их от естественных последствий. В результате дети упускают множество важных жизненных уроков и испытывают затруднения, сталкиваясь с аналогичными ситуациями во взрослой жизни.
Также дети, у которых нет возможности самостоятельно увидеть естественные последствия своего поведения, часто не видят логики в правилах, которые устанавливают их родители. Например, они носят шапку зимой не потому, что холодно, а потому, что мама запрещает им ее снимать. Чем сложнее отследить логику в правилах, тем меньше желания у детей и подростков их соблюдать.
Метод естественных последствий позволяет детям не только самостоятельно исследовать мир, но и учит их прогнозировать возможные последствия своего поведения, выходить из трудных ситуаций и тренирует навык саморегуляции.
Этот метод прекрасно работает в ряде случаев, когда проще один раз показать, чем сто раз объяснить, почему что-то делать нельзя или наоборот надо. А главная прелесть естественных последствий в том, что зависят они не от вас, и произойдут в любом случае, хочется вам этого или нет. Главное — не забывайте делать поправку на возраст ребенка и его безопасность.