Дети — это не маленькие взрослые: 5 фактов о дошкольниках

Мы очень часто пишем о тоддлерах и том, как они растут и развиваются, но не менее интересным можно назвать этап детства, следующий прямо за оголтелым трехлетием. Это момент перехода ребенка к возрасту дошкольника.
Иллюстрация Настасьи Железняк

В этот период его словарный запас растет с каждым днем, а рассудительность приводит всех окружающих в восторг. Мы разговариваем с ним не только о мультиках и играх, но и о космосе, физических законах природы и прочих сложных материях. И на какое-то время забываем, что перед нами все еще ребенок, а не маленький взрослый.

Впрочем, вскоре он напомнит нам об этом, усевшись на пол и начав бить по нему ногами, сопровождая все это истошными криками и не реагируя на наши вопросы.


В такие моменты самое сложное — вспомнить о том, что каким бы рассудительным ни казался нам наш дошкольник, он все еще остается маленьким ребенком, мозг которого продолжает развиваться.


Дети отличаются от взрослых не только с точки зрения физиологииСовременные исследования в области психологии также обращают наше внимание на важность понимания когнитивного и эмоционального развития детей, видящих мир совсем не так, как их родители.

В этой статье мы выделили пять основных особенностей мировосприятия дошкольников, знание о которых поможет избежать лишнего напряжения и конфликтов в семье.

Маленькие дети эгоцентричны

По мнению швейцарского биолога и психолога Пиаже, дошкольники живут в собственном мире и оценивают все, что происходит во внешней среде с точки зрения личного опыта.

Они убеждены, что все окружающие видят мир точно так же, как и они сами. По этой причине им сложно поставить себя на место другого человека и взглянуть на различные ситуации под другим углом.

Пиаже делал такой вывод на основании эксперимента, в котором предлагал детям выбрать картинки с изображенными на них горами так, как бы эти горы видели сами дети (горы представляли собой макеты на столе), и как эти горы видели бы другие. В обоих случаях дошкольники указывали на одни и те же варианты изображения.

Концентрированность ребенка на себе и своих ощущениях — вполне нормальная стадия развития личности, которая зачастую провоцирует конфликты между ребенком и родителями.

Проступки

Ситуация: родитель заходит в комнату ребенка и видит на некогда белоснежной стене большой рисунок, намалеванный гуашью, рядом с которым стоит довольный ребенок, ожидающий похвалы.

С точки зрения родителя, ребенок совершил проступок, он испортил стену и настроение взрослым, создал лишние проблемы.


С точки зрения дошкольника, он придумал отличный подарок для родителей, который всегда будет перед глазами.


Рисуя в порыве вдохновения, ребенок ориентировался на самого себя и свой опыт: мне дарят подарок — я рад, значит, мама будет рада, если я нарисую для нее картину.

В этой непростой для родителя ситуации важно сохранить хладнокровие, спокойно и без криков объяснить ребенку, почему его поступок воспринимается с точки зрения взрослого иначе, и как можно порадовать взрослого по-другому. Ругань и наказания в этом случае лишь запугают ребенка, но не помогут ему понять, что он сделал не так.

Интересное по теме

«Наша задача — помочь детям вырасти. Но можем ли мы быть уверены, что унижения чему-то учат?»: отрывок из книги «Наказания бесполезны!»

Обман

Ситуация: ребенок совершил проступок, но говорит, что это сделал не он.

С точки зрения родителя, ребенок осознанно обманывает, чтобы избежать наказания. С точки зрения ребенка, он всей душой хочет, чтобы его не наказывали и представляет себе, что он не делал ничего плохо, действительно веря в это. Да, он выдает желаемое за действительное, но делает это неосознанно, стремится не обмануть, а показать то, как он сам видит ситуацию.

Дошкольники не умеют управлять своими эмоциями

Как и тоддлерам, детям до семи лет все еще сложно контролировать свои эмоции. Более того, им даже не приходит в голову, что эмоции вообще нужно как-то контролировать. Согласитесь, совершенно обычная ситуация: что-то происходит не так, как хочется ребенку, и он сразу же начинает кричать и ругаться, моментально выражая свое несогласие с ситуацией самым громким из возможных способов.

Интересное по теме

Что ты такое? 5 фактов о тоддлерах, которые помогут нам лучше их понимать

При этом дети к трем годам уже могут понимать свои эмоции и называть их, но физиологическая способность управлять ими, которая находится в коре головного мозга, у них все еще не сформирована. По словам детского психолога Светланы Гончаровой, мозг дошкольника напоминает собой недостроенный дом: у него уже есть фундамент и первый этаж (он уже много понимает и постоянно задает вопросы), но второй этаж и крыша еще не готовы (но не умеет структурировать свои знания и контролировать эмоции).


В этот период для ребенка важно, чтобы рядом был понимающий и спокойный взрослый, который сможет выдержать эмоциональные срывы дошкольника и раз за разом объяснять ему происходящее.


В это время психологи рекомендуют родителям уделять большое внимание развитию эмоционального интеллекта ребенка (и своего): давать эмоциям и чувствам имена, обсуждать их и показывать, как можно их проживать безопасно для себя и окружающих.

И приготовиться повторять одно и то же много раз подряд, помня о том, что пока ребенок все равно не сможет следовать предложенной вами стратегии, но обязательно вспомнит о ней тогда, когда его мозг дозреет до этого.

Дети до семи лет мыслят нелогично

Нарушение логики у дошкольников хорошо заметно при анализе их рисунков. Часто, рисуя членов своей семьи, ребенок пренебрегает реальным ростом родных, изображая миниатюрную в жизни маму намного больше двухметрового отца. Это вновь связано с эгоцентричным восприятием действительности ребенка, который в момент рисования воспринимал маму как главного члена семьи и отразил это на бумаге.

Нарушение логики у дошкольников наглядно продемонстрировал еще один эксперимент Пиаже. На этот раз детям показывали две колбы с одинаковым количеством жидкости, а потом переливали жидкость из одной колбы в емкость другой формы, спрашивая детей, где жидкости больше. Дети неизменно показывали на ту колбу, где уровень воды был выше, пренебрегая своим знанием о том, что изначально количество воды в обоих емкостях было одинаковым.

Это говорит о том, что родителям не стоит расстраиваться и воспринимать на свой счет действия детей, которые кажутся им нелогичными. Это нормально для детей до семи-восьми лет, и совершенно ничего не говорит об их интеллектуальном развитии.

Дети оценивают не результат своего действия, а факт того, что они его совершили

Часто конфликты возникают в ситуациях, когда взрослые просят детей выполнить какие-то, казалось бы, простые действия, например, убрать игрушки в комнате, и злятся, что ребенок не может довести дело до конца. При этом малыш честно идет в комнату, берет одну из игрушек и кладет ее на полку, а после отвлекается, переключаясь на что-то более интересное, и забывает об уборке. Забывает, потому что в своем сознании он уже ее сделал.

В отличие от взрослых дети воспринимают действие выполненным, ориентируясь не на результат, а на факт совершения ими этого действия.


Понятная взрослым просьба убрать игрушки, для детей все еще слишком абстрактна.


Они не понимают, какого результата ждут от них родители и следует простому принципу: меня попросили — я сделал. О том, достаточно ли этого для родителей, ребенок не задумывается.

Учитывая эту особенность, родителям достаточно скорректировать свои просьбы, не требуя от детей того, на что те еще не способны. Так, правильнее будет попросить ребенка не просто убрать игрушки, а сложить пазлы в коробки, а конструктор — в контейнер, так чтобы ребенок четко осознавал, какое действие от него ожидают, каким должен быть его результат.

Дошкольники не ориентируются во времени

Время — абстрактное понятие. Маленький ребенок не понимает, что это такое, как его можно измерить, от чего зависит его продолжительность. Когда родители просят ребенка не кричать десять минут, пока они укладывают младшего, дошкольник соглашается, ориентируясь на свое представление о том, что такое эти десять минут. Ничего удивительно, что «в его мире» десять минут превращаются в 30 секунд, после чего он чувствует себя вправе шуметь.

Ошибки в восприятии времени могут проявляться и в путанице в воспоминаниях. Так, отвечая на вопрос о том, что давали на обед в садике, ребенок может вспомнить про суп, который ему очень понравился, но вот только давали его две недели назад. Информация о том, когда конкретно он ел тот суп, для него не так важна.

До тех пор, пока дети не познакомились с устройством часов и не научились ориентироваться по ним, совершенно бесполезно просить их «посидеть спокойно десять минут» или «дать родителям три минуты, чтобы закончить дела».

Лучше обращаться к ориентирам, понятным ребенку. Например, посидеть тихо, пока мама не закончит рабочий созвон и не откроет дверь комнаты. Так ребенок будет понимать, что он вновь может пошуметь, когда увидит, что мама открыла дверь. Звонок таймера также станет отличным ориентиром для ребенка и поможет ему понять, как проходит время.