Плюсы, минусы и дети, которые высосут из тебя душу.
В одном из своих материалов я рассказывала о том, каково рожать и растить детей в Аризоне (кстати, о своей жизни в США я пишу вот тут!). Недавно я освоила новый иммигрантский опыт — устройство на работу. Да не куда-нибудь, а в детский сад! Так вышло, что директор садика, куда ходят наши дети, предложила мне подработку в качестве assistant teacher — нечто среднее между воспитателем и нянечкой. А в качестве бонуса — хорошая скидка на оплату сада для моих детей. Так что теперь я делаю все то же самое, что и предыдущие шесть лет, только за деньги.
Первое, что меня удивило: для трудоустройства в детское учреждение не требуется специальное образование, достаточно пройти тренинги внутри компании. Вероятно, в том числе поэтому среди персонала много мигрантов и большая текучка. Часть коллектива — молодые люди, которые параллельно получают другую профессию и, очевидно, получив ее через полгода-год, покидают заведение. Почти все сотрудники-американцы имеют опыт бэбиситтинга. А сотрудники-мигранты часто бывают с педагогическим образованием, полученным в другой стране, например, у нас в саду — в Индии, Марокко и Парагвае.
Второй поразительный факт: мне не требовалось никаких медицинских книжек и анализов. Достаточно было сдать пробу манту и подписать бумагу о том, что у меня есть необходимые прививки. Зато проводится проверка безопасности по отпечаткам пальцев.
И третье, уже не такое поразительное после первых двух: отношение к рекомендациям. Раз уж у меня не было ни нужного образования, ни опыта работы с детьми, меня попросили предоставить рекомендации буквально «хоть от соседей». Как мать, меня немного напрягает, что здесь настолько легко можно устроиться на работу в садик, но, кажется, это напрягает только меня.
Интересное по теме
Обед в родовой, нелюбовь к ГВ и маникюр после родов. Как проходят роды в Грузии
Наш сад — частное сетевое учреждение, каких здесь большинство. Существуют и государственные сады — они закреплены за районными школами, но в них есть ряд нюансов. В общем случае туда принимают детей только с трех лет, причем все дети в возрасте от трех до пяти лет находятся вместе, в одной группе. После пяти лет дети идут в школу, сначала в kindergarten — это что-то типа «подготовишки».
Так как госсады относятся к школам, они не работают на протяжении коротких каникул; а на летние каникулы организуются отдельные программы — но не везде. Еще там строгие требования насчет приученности ребенка к горшку, режима, а качество еды обычно оставляет желать лучшего.
Также существуют сады на дому — обычно этим занимаются многодетные мамы или бывшие сотрудники детских учреждений. У меня есть несколько таких знакомых, и мои дети даже недолго посещали домашний сад у соседки. Плюсы и минусы такого подхода очевидны: это дешево и рядом с домом, но обычно там нет системного подхода и развивающих занятий, а телевизор работает, не выключаясь, как в большинстве американских семей.
Интересное по теме
«Я сказала мужу, что денег, которые он мне дает, недостаточно, и он обвинил меня в меркантильности». Как устроены траты в семье в Южной Корее
Но вернемся к нашему среднестатистическому частному садику.
Атмосфера здесь в целом более расслабленная для всех участников процесса. Например, нет сменной одежды и обуви — ни для детей, ни для воспитателей, и это, конечно, облегчает процесс прихода в сад и прогулки. Кстати, площадки для прогулки есть далеко не во всех садах! Приводить детей можно в любое время в промежутке с 6:30 до 9:30 утра — и, как родитель, я могу сказать, что это очень удобно. А еще родителям можно заходить в группу — более того, в вирусный период мы просим родителей заходить в группу, чтобы мыть своим детям руки.
В частных садах воспитатели помогают тем детям, у кого процесс приучения к горшку идет дома. А в группе трехлеток инициативные воспитатели могут начать марафон отучения от памперсов, заручившись помощью родителей. Отсутствие строгости в этом вопросе иногда приводит к ситуациям, когда пятилетний ребенок продолжает посещать группу трехлеток, потому что до сих пор ходит в сад в памперсе, а в старшей группе уже нет пеленального стола для гигиены.
Кстати, переход ребенка в следующую возрастную группу происходит сразу же после дня рождения: буквально доедая свой праздничный капкейк, малыш со всеми пожитками переезжает за соседнюю дверь. Поэтому состав детских групп меняется постепенно.
Садик не держит отдельных людей на должностях повара, уборщицы или, например, педагога по музыкальной работе. Готовкой и уборкой занимаются те же сотрудники. А культуры утренников в местных садах нет — впрочем, и дети здесь совсем маленькие.
Нет отдельных помещений для приема пищи, сна, мытья рук. Как родителя с опытом жизни в другой стране, меня это немного удивляло. Но теперь, когда я взглянула на устройство детского сада изнутри, я еще и поняла, насколько это тяжело! Детям сложно переключиться на другую деятельность, оставаясь в том же пространстве, — в первую очередь это касается сна.
А воспитателям тяжело, потому что каждый раз надо раскладывать на полу и застилать кроватки, а потом повторять этот процесс в обратном порядке. После обеда — наводить чистоту прямо посреди спящих малышей под звуки колыбельных. И в любой момент оттаскивать от кранов детей, которые хотят брызгаться, мочить рукава и есть пену со дна раковины.
Мне нравится, что нет никакого пищевого давления на детей: наше дело лишь разложить еду на тарелки и подкладывать порции при необходимости. Детям с непереносимостью продуктов или специальной диетой (например, индийцы не едят говядину) приносят альтернативную пищу. До ковидных времен в старших группах использовался так называемый семейный стиль трапезы (family-style eating) — когда из большой тарелки каждый ребенок по очереди может сам положить себе порцию еды. Недавно мы начали возвращать эту практику.
При этом всю еду дают ребенку сразу: то есть на тарелке одновременно лежат, скажем, рис с бобами, овощи и ягоды черники, а рядом — стакан молока. Да, я знаю, что современные специалисты по питанию детей считают, что установка нашего детства «сначала суп, потом второе, а компот в конце» изжила себя. Но меня все равно это немного смущает, тем более что дети часто съедают только фрукты и просят к ним добавку. А у малышей в тарелке вообще все перемешивается…
Интересное по теме
«Я плачу и смеюсь одновременно, акушерка и врач копаются в плаценте, как еноты в мусорке». Как проходят роды в Литве
Наш сад посещают дети с аутизмом, но я не слышала слова «инклюзия», да и вообще на этом не заостряют внимания. Справедливости ради, эти дети спокойные и более-менее управляемые. Примерно раз в неделю приходит специалист для наблюдения за детьми с диагнозом. Кстати, в школе у старшего сына в классе тоже есть ребенок с аутизмом — при нем спецпедагог находится в течение всего дня.
Также наш сад посещают несколько приемных детей (при общем количестве около 70-80 детей). Когда я жила в России, моя реальность вообще не пересекалась с приемными семьями. Здесь же брать детей под частичную или полную опеку абсолютно в порядке вещей — из этого никто не делает тайны. Бывает, что у детей есть сиблинги, которые приходятся кровными своим родителям, и они все вместе ходят в сад. Кстати, я заметила, что в группе однолеток приемная девочка — единственная, кто забирает еду из чужих тарелок и постоянно пытается подбирать еду с пола.
Интересное по теме
Повсеместное кесарево, «папины» месяцы и хранение стволовых клеток. Как проходят роды в Румынии
Расскажу немного о своих впечатлениях от работы с детьми. Напомню, что у меня нет ни опыта, ни образования — только трое своих погодков. И самым парадоксальным оказалось, что со своими детьми было сложно в первые два года, а после двух — становилось легче. Здесь же все наоборот: самое страшное место в саду — группа двухлеток. Когда я оказываюсь там, уже через 15 минут чувствую, будто дементоры высосали из меня всю душу.
Вот одна девочка в сотый раз снимает обувь, одежду и стоит довольная посреди группы — бегу ее одевать. Слышу, что другая девочка снова включила воду, набрала ее в леечку и льет на пол — отбираю лейку, наматываю бумажные полотенца на руку и бросаюсь вытирать лужи. Тут же в другом углу группы начинается драка за кассовый аппарат — кто взял его первым, не представляется возможным выяснить, и аппарат временно покидает нас. Молчаливый мальчик лезет на шкаф — на шкаф лезть нельзя, но мальчику нужно сделать это во что бы то ни стало: вижу цель, не вижу препятствий. Новенькая девочка постоянно встает на стол, снять ее оттуда не проблема — проблема, что стОит отвернуться, как она снова играет в Рианну на Супербоуле. Как тут не вспомнить английское выражение terrible twos — ужасные двухлетки!
Где-то во всем этом хаосе ходит, не выпуская из рук своего рюкзачка, и тихонько плачет мальчик, который очень скучает по маме. А моя собственная дочь не может добиться от меня ни секундочки внимания.
Интересное по теме
«Пришлось выбирать между мужем и переводчицей. Я выбрала переводчицу». Как проходят роды в Китае
Открытием стало то, что не все дети одинаково милые. Даже маленькие, даже девочки. Раньше мне казалось, что любого малыша можно снять в рекламе памперсов, но нет! И оказалось, что невозможно ко всем относиться ровно. Есть дети, которые сами играют, не лезут на шкафы, плачут только по реальному поводу — они просто зайчики и солнышки, особенно если еще засыпают без проблем!
Есть дети, которые раздражают, к сожалению (привычками или непослушанием). Есть те, кто вызывает больше умиления и от кого получаешь отдачу. Я понимаю, что это объективация, и, конечно, никто из воспитателей этого не должен показывать, но, наверное, внутри себя каждый человек имеет право на эмоции и предпочтения.
Как родитель, я думала, что воспитатели не замечают, во что одеты дети в группе, насколько они чисты, опрятны и так далее, потому что у них и так много забот в течение дня. Но и это оказалось не так — в глаза бросается все: когда ребенок слишком долго ходит в одной и той же одежде, когда у него грязные ногти, когда девочка приходит с другой прической.
Мое самое любимое время — когда я помогаю в группе малышей до года. Во-первых, мне их немножко жалко — такие маленькие, а уже весь день без мамы, но это реальность декрета в Штатах. Во-вторых, они беспроблемные! Но, боги, как же это было неочевидно со своими детьми. В-третьих, они просто очень смешные и вкусно пахнущие, а еще их можно постоянно держать на руках с полным на то основанием.
Недавно у нас был методический день, и все сотрудники немного рассказывали о себе: из-за большой текучки и свободного графика многие даже не были знакомы друг с другом. Все мои коллеги высказывались в духе: «О, я так люблю детей», «Я сижу с детьми с 12 лет, и мне так нравится эта работа», «У меня нет своих детей, но я хочу быть к ним готовым, поэтому я здесь».
И я действительно не помню, чтобы кто-то из воспитателей орал на детей или наказывал их. Более того, недавно у нас был случай, когда опытную и ценную сотрудницу уволили с вызовом официальных служб после того, как она на пять минут закрыла ребенка в туалете. Я понимаю, что далеко не везде такое бескомпромиссное отношение к методам воспитания и что все сады не могут быть одинаково хороши, но, как родителю, мне было радостно это слышать.
Так что мне немного неловко было сообщать, что я до сих пор не могу понять, нравится ли мне работать с детьми или нет. И это я еще была толерантна! Не скрою, видеть, что малыши к тебе немного привязались и улыбаются в ответ, очень приятно, но внутри себя-то я точно поняла, что меня не вдохновляет работа с детьми, во всяком случае с маленькими и говорящими на чужом для меня языке. Но это определенно интересный, обогащающий опыт — надеюсь, он меня чему-то научит в отношениях с собственной семьей.
Еще почитать по теме
«Когда меня перевозили в палату, то накрыли простыней с головой». Как проходят роды в Саудовской Аравии