Интересное по теме
Слушай тело: как мама при помощи игры учит сыновей принципу активного согласия
Как с детьми говорили о «птичках и пчелках».
Однажды любой ребенок начинает задавать родителям вопросы: «Откуда я взялся? Как я появился на свет? А как я попал маме в животик?» Родители в ответ либо проявляют подкупающую честность, либо что-то придумывают. И конечно, любопытство современных детей отнюдь не уникально: буквально с седой древности людям приходится рассказывать несовершеннолетним исследователям, откуда они берутся, как получается беременность и почему определенных действий в их возрасте надо избегать. Сегодня мы вместе с вами узнаем, как справлялись с самым смущающим разговором на свете наши далекие (и не очень) предки.
Вы будете удивлены, но ученые по останкам неандертальцев и денисовцев сделали кое-какие предположения об их брачных повадках. Наши предки совсем не так сильно отличались от нас, как мы думаем: они целовались, были в основном моногамны (но некоторые спали с кем попало), у них имелись ЗППП. Неандертальские женщины рожали позже, чем кроманьонки, но мужчины поголовно становились отцами рано. То есть это был мир, в котором юноши предпочитали дам постарше, а в остальном все как у нас.
Так откуда же подростки узнавали о сексе? Правильный ответ — отовсюду. Никаких отдельных разговоров «про это» было не нужно. Пещерная жизнь предоставляла мало возможностей для уединения. И даже если парочки куда-то отходили, чтобы заняться сексом, то шанс быть застуканными в процессе был просто огромен. Скорее всего, неандертальские дети десяток раз видели совокупляющихся сородичей, определенно наблюдали за животными, занятыми тем же самым, — короче, древнему ребенку не надо было объяснять, что такое секс.
Хотя наверняка у подрастающего поколения все же возникали вопросы, например — «Зачем?». А поскольку неандертальцы уже умели говорить, хотя не так свободно и разнообразно, как мы, пещерным родителям, скорее всего, приходилось использовать для объяснений весь свой скудный словарный запас плюс жесты.
Интересное по теме
Слушай тело: как мама при помощи игры учит сыновей принципу активного согласия
Переход к цивилизации сделал жизнь семей более обособленной, а имущественные отношения, предусматривающие наследование, превратили добрачный секс из приятной мелочи в табу. Чтобы наследники точно были твоими, невеста должна была быть девственницей, так что половая свобода женщин стала строго регулироваться. Однако секс оставался одним из главных развлечений, особенно в Древней Греции.
Помнить стоит о том, что Греция была сообществом городов-государств, в которых царили совершенно разные нравы. Афины слыли самыми чопорными, их вечная соперница Спарта имела репутацию оплота разврата. Спартанки получали образование, занимались спортом, могли жить половой жизнью довольно свободно. Главное — замуж выйти и рожать детей (от кого — вопрос десятый). Афинянки же сидели дома и не имели права выходить на улицу без сопровождения.
Однако, каким бы ни был подход к правам женщин, эллины создали мифологию и культуру, весомой частью которой был секс. В ходе празднеств люди обнажались, а в некоторых случаях даже совокуплялись. Мифы рассказывали о половых победах богов и героев. Мастурбацию даже за проступок не считали и много о ней шутили, а знаменитый Диоген публично душил своего удава в знак протеста против власти. Диогена, конечно же, ругали прохожие, но никаких правовых последствий для него эти выходки не несли. А, и давайте не забывать, что древние греки рисовали пенисы буквально везде: на посуде, на стенах, на предметах интерьера. Голые статуи, опять же.
Получается, что греческие подростки рано узнавали про секс. Мальчики чуть раньше девочек, спартанки раньше афинянок, но в целом рассказывать о том, что это такое, 14-летним грекам было не надо.
Интересное по теме
«Половое воспитание — не одноразовая акция, когда родители набрались смелости и выдали всю имеющуюся информацию»: зачем говорить с детьми о теле, сексе, гигиене и отношениях
Римляне скатали подчистую греческую мифологию и во многом переняли обычаи греков, но из-за особенностей государственности кое-что им пришлось изменить. В частности, подход к сексуальности и секспросвету.
Римляне дорожили имущественным правом больше, чем греки, поэтому в их интересах было держать детей подальше от сведений о сексе во избежание эксцессов. Дети носили особую одежду — тоги с пурпурной каймой. Эти одеяния свидетельствовали, что ребенок не достиг половой зрелости, не является законным половым партнером и что в его присутствии взрослым нельзя вести себя распутно. При детях запрещалось говорить непристойности, обнажаться и делать сексуальные намеки. Цицерон в своей речи против Квинта Апрония упоминал, что самый большой грех оппонента — танцы в голом виде на банкете, где присутствовали дети.
Когда мальчик достигал половой зрелости, он торжественно сбривал первую бороду, менял детскую одежду на взрослую и отправлялся в мир большого секса. Быть девственником в Древнем Риме считалось ужасно неприличным для мужчины, так что юноша либо завязывал отношения со слугами или рабами либо шел в лупанарий и терял невинность с опытной проституткой.
Интересное по теме
О девственности: как одна устаревшая концепция, мусор в головах взрослых и страх быть отвергнутой могут портить жизнь много лет
Девушкам сложного обряда прощания с детством не досталось. Им полагалось выходить замуж девственницами, но это не означало, что они ничего не знали о пенисах и вагинах. В конце концов, изображения половых членов в Риме были повсюду — даже на дверных колокольчиках. Фаллос считался символом плодородия и оберегом, так что в интерьерах мотив детородного органа присутствовал достаточно широко. Девушке надо было очень постараться, чтобы ни разу до свадьбы не увидеть половой член хотя бы в виде схематичного изображения.
Сам процесс подростки тоже имели возможность наблюдать, если подсмотреть за оргиями и вакханалиями. Собственно, во время праздников половина римских тинейджеров и теряла девственность, если речь шла о юношах. Девушкам распутничать до брака не полагалось. После — пожалуйста, требования к верности у римлян были довольно либеральными, а разводы разрешались.
В Индии тоже с большим почтением относились к браку, ценили девственных невест и все такое прочее. Однако древние индусы считали, что успешный брак и плодовитость пары напрямую зависят от секса, в котором должны получать удовлетворение оба партнера. Женщина, не получающая оргазм с супругом, вполне имела право найти себе любовника, потому что отсутствие сексуального удовлетворения считали причиной болезней и ссор. Соответственно, чтобы молодые люди, вступившие в брак, могли доставить друг другу удовольствие, им рассказывали о сексе и семейных отношениях заранее.
Знаменитая «Камасутра» была написана как учебное пособие для молодых людей, причем это был фундаментальный труд, описывающий все: от ухаживаний и поцелуев до отношений с родственниками супруга. Сексу там была посвящена едва ли пятая часть всей книги. В половых отношениях автор труда не усматривал ничего предосудительного, но призывал воздерживаться от него до 25-летнего возраста, дабы сосредоточиться на обучении (аналог современного «Сначала диплом защити!»). Однако он подробно и со знанием дела говорил об искусстве соблазнения, техниках, позах и прочих элементах чувственности как о совершенно необходимых вещах.
Подростки высших каст изучали «Камасутру» и проходили «устный инструктаж» у наставников, чтобы быть хорошими супругами и добропорядочными гражданами. В кастах низших секспросвету уделялось мало внимания, но он был и не нужен: стесненные условия жизни делали уединение во время секса довольно сложным, так что подростки к возрасту вступления в брак уже все видели.
Потом, в XVII веке, в Индию массово потянулись европейцы и обалдели от свободы местных нравов. После установления над Бенгалией владычества англичан британские власти начали изо всех сил бороться с «распутством». А почему?
Интересное по теме
«Аборты и демография — это не переливающиеся сосуды»: Оксана Пушкина, Татьяна Никонова и Любовь Ерофеева обсудили секспросвет и новую депутатскую инициативу о выведении абортов из ОМС
На Аравийском полуострове задолго до возникновения Великобритании зародились три крупнейшие мировые религии: иудаизм, христианство и ислам. Не будем вдаваться в обсуждение их сходств и различий, упомянем одно общее место: все три жестко регулируют и регламентируют сексуальные отношения. Сексом в их рамках считается только пенисо-вагинальный акт в законном браке, проведенный с целью зачатия детей. Все остальное — распутство и грех. Даже мастурбацию и прерванный половой акт религия резко осуждала (тут мы вспомним беднягу Онана).
Рассуждать о том, что послужило причиной такого негативного отношения к сексуальному разнообразию, можно долго. Низкая рождаемость? Стремление отмежеваться от языческих культов, в которых сексуальности уделялось довольно большое внимание? Стремление оградить верующих от споров за женщин? Любопытны результаты.
А результатом стало то, что о сексе в авраамических религиях говорить стало не принято, особенно — рассказывать о нем детям, которых считали чистыми и невинными созданиями. Естественно, что рамки детства были другими: в 16 лет достаточно многие уже выходили замуж или женились. Однако юношей и девушек старались вплоть до свадьбы держать подальше от темы секса. Даже мастурбация находилась под запретом, и люди считали, что чем позже человек выяснит, для чего ему нужны половые органы, тем лучше.
С другой стороны, исторически очень малый процент населения жил в больших домах, где имелись отдельные комнаты, но не было никакой скотины. Даже в городах людей сопровождали кошки и собаки, которые периодически совокуплялись. Даже в замках средневекового дворянства разводили лошадей, которым плевать на то, кто их видит во время случки. Простолюдины теснились в своих небольших домах, где комнат не было в принципе, и в некоторых случаях вся семья могла спать буквально в одной постели. Ну и как тут не узнать о сексе, если у тебя работают глаза и уши?
Региональная и историческая специфика могла быть разнообразной, но деревенские дети довольно многое знали о том, откуда берутся детеныши животных и младенцы. Коровы телились, женщины рожали, кошки котились отнюдь не в священном уединении. И предшествующие процессы тоже находились практически на виду.
Для совсем маленьких детей придумывали истории про аиста и капусту, но уже к восьми-десяти годам ребенок сам разбирался, что к чему.
Интересное по теме
Как говорить с ребенком на «неудобные» темы: объясняет психолог
Вообще, идея о том, что люди прошлого ничего о сексе не знали и о нем не говорили, в корне неверна. Хотя вера и запрещала рассказывать детям о сексе, в определенном возрасте необходимость беседы вставала ребром, особенно — для матерей девочек.
Представьте себе девушку-подростка, которая вообще ничего не знает о половых отношениях. Она даже не в курсе, что является сексом, а что — нет, не имеет представления, что такое девственность и как ее теряют, знать не знает, откуда берутся дети и чем мальчики отличаются от девочек. Короче, абсолютная невинность и чистота как она есть. Но вокруг такой девочки полно людей, которые о сексе знают, и, пользуясь неосведомленностью, легко могут ее склонить к любым видам половых отношений! Поэтому, чтобы девушка раньше времени не занялась сексом, мама ей все же рассказывала о том, что это такое и чего стоит избегать.
Даже в чопорном XIX веке. Даже в Викторианской Англии. Даже в дворянской среде (особенно в дворянской среде!). Такие разговоры мам с дочками не были подробными, они полнились недомолвками и иносказаниями, приносили много неловкости, но сообщали главное: с мужчиной без штанов в одном помещении до свадьбы лучше не находиться.
В 1914 году в школе Дронфилд, расположенной недалеко от английского Шеффилда, случился скандал. Директриса женского отделения школы ответила девочкам на вопрос «Откуда берутся дети?». Сначала учительница отказывалась объяснять и сказала, что об этом им должны рассказать мамы. Но девочки пожаловались, что мамы не говорят, а им хочется знать.
Тогда мисс Аутрам — так звали директрису — провела несколько занятий о половом просвещении для 12-13-летних подростков. На них она рассказывала, что ребенок зреет в утробе девять месяцев, упоминала о грудном вскармливании, говорила, что «маленькое семечко было посеяно внутри тела» их матери, и Бог открыл им дорогу в мир, а также рассказывала о важности самоконтроля и воздержания. В общем, никаких подробностей.
Так как же получилось, что в Викторианской Англии мамы предупреждали дочерей о сексе, а в Эдвардианской Англии — уже нет? Виной всему стали урбанизация и закрытые школы-пансионы. Все больше людей жили в городах, в квартирах с отдельными комнатами. Все больше детей отправлялись учиться в закрытые школы-интернаты, которые делились по половому признаку. А раз дети были изолированы от противоположного пола стенами и расстоянием, то и необходимость в предупреждениях отпала.
Конечно, существовали книги, описывающие строение человеческого организма, любовные романы и различная порнографическая литература. Но борьбу с литературными источниками знаний о сексе родители оставляли на откуп школьной администрации, а сами говорить о «птичках и пчелках» смущались. Так и получилось, что родители, рожденные в 70-80-х годах XIX века, в 1914 году яростно сопротивлялись идее даже самого схематичного секспросвета.
Интересное по теме
Обниматься в перчатках и нюхать цветы в скафандре: как мужчины объясняют нежелание пользоваться презервативами
На самом деле инерция Викторианской и Эдвардианской эпохи была настолько сильна, что вплоть до середины ХХ века активисты даже заикнуться боялись о секспросвете. Любая информация о половой жизни, преподнесенная не родителями, воспринималась в штыки. Во время и сразу после Второй мировой войны, когда заболеваемость сифилисом и гонорееей выросла до неприличных высот, школьники изучали половое размножение на примерах кроликов и растений. В 50-х, однако, в учебники биологии внесли главу о репродуктивной системе человека: так слова «пенис» и «вагина» впервые прозвучали в стенах американских и европейских школ.
В СССР все складывалось несколько иначе: в 1920-х годах свобода нравов в стране была беспрецедентной. О сексе говорили, писали учебники по половому просвещению для юношества, комсомольцам рассказывали о венерических заболеваниях и способах их избежать, натуристы устраивали голые парады. Но партийному руководству все это казалось подозрительным, и к началу 1930-х секс снова загнали под ковер. С этого момента удовлетворять свои половые потребности строители коммунизма могли только в браке, а нереализованную энергию должны были тратить на нечто более возвышенное, чем поиск отношений на одну ночь.
Только к 1960-м годам в СССР решили уделить внимание вопросу взаимоотношений полов и ввели в школьную программу курс «Основы советской семьи и семейного воспитания». Причем рассказывать про секс на этих уроках было нельзя! О чем же учителя читали лекции? О браке. Естественно, школьники страшно далеки были от желания жениться, так что курс успехом не пользовался, и в 1965 году его из программы вывели.
На западе тем временем происходили интересные вещи: в учебники биологии добавили статьи про контрацепцию и половые заболевания, а в конце 1960-х в большинстве школ ввели уроки секспросвета, направленные на устранение невежества в вопросах физиологии. Еще одной задачей этих занятий было уменьшение у детей чувства вины, смущения и тревоги при обсуждении столь деликатных вопросов.
Зачем это понадобилось? Чем больше развивалось общество, тем меньше последствий влекла за собой беременность вне брака. Соответственно, секс вне брака стал не страшной угрозой, ставящей под сомнение любое будущее, а максимум — незначительной неприятностью. Однако росло количество случаев венерических заболеваний, которые подростки не знали, как предупредить. Родители не знали, когда и как нужно начинать разговоры о сексе. Мамы и папы подростков из 1960-х сами родились в 20-30-х годах ХХ века, и если с ними и проводили какие-то разговоры, то слишком схематичные и поздние. Поэтому государство решило возложить на систему образования сохранение интимного здоровья подрастающего поколения, чтобы не множить число несовершеннолетних матерей и эпидемии ЗППП.
Не всем это нравилось: идея, что знания об устройстве тела и взаимоотношениях с противоположным полом как-то усилят интерес детей к сексу, по-прежнему витала в воздухе. В той же Америке пробовали разные подходы: пропаганду воздержания до брака, рассказы о тяготах беременности, свободное посещение уроков секспросвета… Однако с течением времени все, кажется, согласились, что невозможно оградить подростков от секса, если не рассказать им, что это такое и как оно происходит.
Интересное по теме
Родители готовы тратить от 400 рублей в месяц на развивающие приложения для детей
С 60-х годов в секспросвете многое поменялось: больше стали уделять внимания идее построения здоровых отношений, принятию решений, рассказам о разных типах сексуальности, принципу согласия и способам контрацепции. Важность последнего пункта повысилась после возникновения эпидемии ВИЧ-инфекции.
Программа и интенсивность секспросвета в США и Великобритании во многом зависит от текущего политического курса. Смена власти часто приводит к изменениям в учебном плане, поскольку влияние политики на образование там очень велико. В то же время в ряде других европейских стран есть отдельный школьный курс и учебники по нему, который смена премьер-министров и президентов никак не затрагивает. Например, в Нидерландах программа уроков секспросвета рассчитана на годы вперед, по возрастам и классам, и никакие выборы не могут помешать ее изучению в полном объеме. Неизвестно, связана ли политизированность секспросвета с ранним половым дебютом или нет, но, по статистике, подростки в Нидерландах беременеют в 10 раз реже, чем их сверстники из США.
Интересное по теме
Не работай много и не ешь один: 6 вещей, которые никогда не делают родители в Нидерландах
А у нас вышла история довольно печальная: до определенного момента в СССР «секса не было». В смысле, конечно, он был, но во многом интуитивный, и о нем было не принято говорить. Потом Советский Союз распался, а Россия в начале 90-х оказалась в ситуации, когда надо было быстро встраиваться в общеевропейскую повестку — в том числе и в культурную. К нам хлынули западные книги, фильмы и телепередачи, из которых можно было узнать более чем кое-что об интимной стороне жизни. Эпидемия ВИЧ перерастала в нечто ужасающее, а подростки рано беременели и ничего не знали о контрацепции.
В свете этих событий предпринимались отдельные попытки рассказывать подрастающему поколению о сексе заранее. Писались книги, снимались фильмы, медсестры проводили уроки полового просвещения для школьников. Но это не приносило особых плодов: разработанного и сертифицированного школьного курса, посвященного секспросвету, так и не получилось, а отдельные уроки по половой грамотности проводили слишком поздно и не во всех школах (авторка этой статьи слушала лекцию, посвященную тычинкам и пестикам, аж в 10-м классе, когда половина одноклассников уже слилась в экстазе со своими возлюбленными).
Российский секспросвет оказался тоже крайне политизированным: на теме взаимоотношений подростков и знаний о сексе паразитируют все, кто только может. В основном это выражается в разнообразных воплях: «Защитим детей от разврата!» — и приводит к созданию нелепых законов. Знания детей о собственном теле и безопасных интимных отношениях по-прежнему ужасающе неполны.
К счастью, родители в наше время стали более осознанными и гораздо больше интересуются вопросом, как говорить с детьми о сексе. Секспросвет в России, как в Англии в Викторианскую эпоху, ушел в семью, однако проводится более грамотно, без недомолвок и запугивания. Ну, мы на это очень надеемся.