Сейчас очень многие советуют начинать читать ребенку с рождения. Тебе близок этот подход? И если да, что порекомендуешь читать младенцу?
Ты забыла про внутриутробное чтение! Начинать читать нужно еще задолго до самого рождения ребенка. Это шутка, если что! Безусловно, авторы подобных высказываний немного перегибают палку. Чтение — это очень хорошая штука, но это не норматив, за который нам ставят оценивающие отметки. Поэтому читать или не читать младенцу, дело сугубо личное. Если вам самим это нравится, если у малыша от вашего голоса улучшается настроение, то почему бы и нет. Кстати, что именно вы будете читать, ему, мягко говоря, по фигу. Хоть «Сказку о царе Салтане», хоть потешки, хоть «Зулейха открывает глаза».
Разнообразие современных детских книг поражает — так сразу и не поймешь, с чего начать составление детской библиотеки. Как правильно это делать?
Осознанное чтение с детьми, когда малыш сам начинает активно участвовать в предлагаемой родителями игре, начинается примерно с 14-18 месяцев (с первыми детьми зачастую и раньше, примерно с 11-12 месяцев). Для того, чтобы эта игра была интересна обоим (и родителю, и ребенку), нужно ориентироваться на два пункта: привлекательность и безопасность. Первая книга должна быть яркой, легко читаемой и безопасной. Выбор подобных изданий сейчас действительно богатый. Если не знаете, с чего начать, то действуйте методом тыка. Это самый верный способ найти свою книгу.
На что обращать внимание при выборе книг? Есть какие-то принципы, которые позволят купить книгу так, чтобы она не разочаровала?
Если вы выбираете книгу для ребенка без него самого, то скорее всего вам пригодятся ваш собственный читательский опыт и предпочтения. Кто-то купит книги своего детства, кто-то высоко оценит рисунки, для кого-то будет важен посыл и направленность. Единого мнения здесь нет. Если же вы пришли в книжный вместе с детьми, то единственный верный способ попасть в точку – самоустраниться. Это их лес и их шишки. А опыт безошибочного выбора и разборчивость обязательно придут с возрастом.
Сейчас очень много разговоров вокруг детской классики, которая содержит то какие-то страшные вещи, то устаревшие установки, то непедагогические советы. Как читать классику и читать ли вообще?
Ага! Волк в «Ну, погоди!» до сих пор с сигаретой в зубах! А вообще, большинство так называемой классики писалось более 50 лет назад, а то и больше. И конечно, за это время многое изменилось. Например, многие из нас бросили курить, перестали употреблять алкоголь при детях и называть женщину другом человека. Но это не значит, что современное человечество разом стало белым и пушистым. То же самое со старыми произведениями. Например, у Корнея Чуковского кроме несчастной «Мухи-цокотухи» и «Крокодила» есть еще целая куча отличнейших стихов и рассказов: «Цыпленок», «Телефон», «Путаница» и «Федорино горе». У Самуила Маршака кроме «Звезды над кремлем» есть «Рассеянный», «Детки в клетке» и «Багаж». И тогда, и сейчас многое писалось под заказ. Поэтому дело не в самих текстах, а в их восприятии и актуальности.
Кого из современных детских авторов ты бы порекомендовала к обязательному прочтению?
Для начала давайте раз и навсегда забудем о таком понятии, как «обязательное прочтение». Обязательных книг нет и быть не может. Детская литература — это не белки и углеводы, благодаря которым детский организм растет и развивается. Она больше похожа на поливитамины, которые помогают детям стать крепче, выносливее и умнее.
А хороших детских авторов, пишущих для сегмента 0-7 лет, сейчас действительно много. Это и Ирина Зартайская, и Маша Рупасова, и Анастасия Орлова, и Анна Анисимова, и Наталия Волкова, и Юлия Симбирская, и Наталья Карпова, и Елена Ульева, и Кристина Кретова, и Ксения Валаханович, и Наталья Маркелова. И если я кого-то не перечислила, то это не значит, что они плохие. Просто для того, чтобы всех назвать, требуется отдельная публикация.
В современных книгах родителей часто смущает тот факт, что в них минимум текста. Как ты относишься к таким книгам и что думаешь об этом минималистичном подходе?
Смело могу сказать, что книжки-картинки — это тот самый сегмент, который рано или поздно спасет всю детскую литературу. Нет-нет, ни о каком крахе или вымирании здесь речь, конечно же, не идет. Жизненный цикл детской книги еще не достиг даже середины своего пути. Но именно иллюстрации и современная подача текста способны внести в нее столь долгожданные перемены.
Я сама работаю именно в этом направлении. Вкладываю в написание малышковых историй весь свой опыт и видение ситуации. Часто ориентируюсь на более продвинутый западный рынок, который давно уже пестрит яркими пикчербуками для малышей и реально увлекательными чаптербуками для дошкольников. В России этой яркости и простоты очень не хватает.
Как ты сама решила начать писать детские книги?
Точно не знаю, как, но явно не преднамеренно. То есть я не шла к этому годами и не мечтала о карьере писателя с детства. Думаю, что это естественный результат слияния накопленного родительского опыта и переизбытка профессионального общения. Просто в один прекрасный день все смешалось: и многочисленные интервью с авторами и художниками, и ежедневные публикации в социальных сетях, и российские и международные книжные выставки, и прочитанные с семьей детские книги. Все это породило вот такой взрывной эффект. Но это вовсе не означает, что каждый книжный блогер или многодетный родитель рано или поздно станет поэтом или прозаиком. Не будем забывать о звездах. Куда же без них!
Что нужно учитывать при создании детской сказки?
На мой взгляд, первичными будут ориентированность на возраст и интересы читателя, а также на действительную актуальность выбранной темы. К примеру, ты поддался модному тренду и решил написать подростковый роман или фэнтези. Но при этом совершенно не шаришь ни в молодежном сленге, ни в их образе жизни в целом. Получится ли у тебя написать бестселлер? Сомневаюсь.
Ты читаешь свои сказки детям? Как они реагируют?
Да, читаю. Как и многие авторы, я оттачиваю свое мастерство на собственных детях. Именно они мои книжные подопытные кролики. Реакция на тексты чаще всего положительная. Но бывает и так, что старшие дети делают замечания. В таких случаях я, не задумываясь, вношу правки, ориентируясь на их исключительный выбор.
Как тебе кажется, какие вызовы и сложности сейчас стоят перед детским писателем?
Самое сложное (всегда и во всем) — найти своего издателя. Но в сегодняшних условиях это особенно трудновыполнимая задача. Даже для меня — человека не с улицы — отыскать такого смельчака оказалось непросто. Как и многие другие авторы, я рассылала рукописи по редакциям, а также подолгу общалась с самими ассистентами и редакторами. Самый распространенный ответ был: «Аня, все классно. В общем и в целом нас все устраивает. Но денег на печать по-прежнему нет». Увы и ах. Безнадежность бытия, так сказать.
Какова твоя писательская миссия? Что ты хочешь донести до детей и родителей?
Сейчас мне нравится писать легкие, немного поучительные истории для малышей и дошкольников. Одни из них включают в себя стихи и песенки, другие — капельку сдержанной морали. Среди третьих есть сказки про детский страх, дружбу и семейные ценности. А еще есть сценарии для книжек-находилок и первых гляделок, и готовые тексты для иллюстрированных комиксов про гендерные стереотипы и секс-просвет, ориентированные на детей в возрасте 3-7 лет. И это не многостаночность. Это признак того, что автор — живой человек и пишет обо всем том, что его волнует.
Какая у тебя самой любимая детская книга — была в детстве и какая сейчас?
Любимых книг в детстве было очень много (огромное спасибо моей маме и бабушке за счастливое детство). Причем книги были не только в привычном бумажном формате, но и на пластинках. Это и прекрасные сказки Бианки, и знаменитые повести Чуковского, и поэмы Маршака, и стихи Агнии Барто, Ирины Токмаковой и Эммы Мошковской. Мне кажется, я тогда вообще слушала все подряд и была вполне всеядным ребенком.
Для себя читаю сейчас мало. Физически не успеваю. Времени и сил хватает только на просмотр издательских рассылок и чтение детских книг.
Что самое главное в детской сказке?
Наличие самой сказки. А еще иллюстрации. Они должны быть больше, чем просто хорошие. В детской книге рисунки говорят не менее выразительно, чем сами слова. А удачный тандем из талантливого автора и художника — на вес золота.