Есть и мощные работы, в которых чувствуется сила матерей, и очаровательные произведения, отражающие будни обычных родителей. Собрали для вас несколько уникальных картин и скульптур, посвященных материнству.
Образ матери можно найти на полотнах многих художников, есть и немало картин и скульптур, показывающих роды, но Джексон Поллок выбрал необычный подход к изображению этого процесса. На картине нет различимой фигуры матери, но яркие, энергичные и хаотичные мазки кисти точно передают сложность родов.
Сначала бразильская художница делала глиняные сферы, напоминающие матки, и помещала в них небольшие предметы, а в 1979 году перешла к более масштабной работе: она сама забралась в заполненный глиной сосуд, символизирующий одновременно и погребальную урну, и матку.
Художница провела некоторое время в глине, затем разбила стенку сосуда и выбралась наружу. Этот перформанс, по словам художницы, был попыткой установить связь с ее матерью, которую она не знала.
Художники часто идеализируют матерей, поэтому такая домашняя сценка кажется глотком свежего воздуха. На автопортрете изображена Уолтон, которая осматривает своего новорожденного ребенка, пока за ней наблюдает ее старший сын, не понимающий, где его папа и откуда взялись осколки на полу.
Некоторые считают, что через название картины художница Сесиль Уолтон высмеивает романтизированные представления о женщинах и материнстве. А другие видят в названии иной смысл. В 1914 году Сесиль поспешно вышла замуж за Эрика Макбета Робертсона. Пара состояла в отношениях с еще одной художницей, Дороти Джонстон, к которой Сесиль переехала в 1923 году из-за пьянства мужа.
Этот автопортрет Сесиль Уолтон связан с предыдущей картиной художницы. На нем показано, как сын расчесывает ее волосы, пока она лежит в кровати. В этой работе Уолтон изобразила смену ролей родителей и детей, которые и сами готовы заботиться о своих близких.
Интересное по теме
А это, малыш, кубизм: выбираем книги, которые увлекательно расскажут ребенку об искусстве
Грудное вскармливание нередко появлялось на многочисленных иконах, но на этой картине Эрнеста Нейшуля изображена не Мадонна, а обычная земная мама. Мать на картине бдительно смотрит на наблюдателей, но при этом сосредоточена на кормлении ребенка.
В 1903 году художница создала несколько гравюр, изображающих женщину, сжимающую тело умершего ребенка. Художница показала, как смерть одного человека разрушает жизнь другого. Лицо ребенка на полотне светлое, спокойное и симметричное. А вот фигура матери выполнена с помощью темных экспрессивных линий, из-за чего кажется, что ее тело разрывается от горя.
На многих портретах вы можете увидеть нежных и спокойных матерей, но в этой работе Элис Нил изобразила растерянность своей невестки, которая еще не до конца осознала, что теперь ей предстоит нести ответственность за жизнь другого человека. Она кажется испуганной и усталой (эх, кажется этот растерянный взгляд в пустоту мы не раз видели в зеркале), но при этом крепко обнимает своего малыша.
Луиза Буржуа посвятила эту скульптуру своей матери. Луиза считала пауков олицетворением материнства и сравнивала с ними свою маму: «Подобно паукам она ткала. Как и пауки, моя мать была умна. Пауки дружелюбны и едят комаров. Мы знаем, что комары переносят болезни, за это их не любят. То есть, пауки полезны, они нас защищают. Такой была и моя мать». Считается, что скульптуру можно воспринимать не только как послание Луизы ее матери, но и как символ материнства вообще.