Нас часто просят написать ликбез о том, как растить маленьких детей в эпоху всеобщей дигитализации. Занимаясь подготовкой этого материала, мы решили сделать небольшое лирическое отступление, обратились к опыту специалистов по воспитанию и собрали несколько цитат, имеющих отношение к теме связи детей с гаджетами. Большинство из них говорит о том, что раньше-то, конечно, все было лучше, а теперь непонятно что. Но суть происходящего проста: мы живем во времена, когда человеческие – в том числе семейные – отношения претерпевают значительные изменения под влиянием технологий.
Стивен Камарата
Технологии и интуитивное воспитание
Люди веками совершали научные открытия и внедряли их в жизнь. Темп развития технологий растет, и, воспитывая детей, было бы глупо отказываться от научных достижений. Я возражаю только против технологий, пытающихся заменить интуитивное воспитание: например, учить ребенка читать с помощью образовательной программы My Baby Can Read. Вместо этого можно поощрять естественное развитие языка, а затем учить ребенка читать, когда его мозг будет готов.
Родители, воспитывающие ребенка интуитивно, могут сделать технологии частью своего повседневного взаимодействия. Ключевые слова здесь — сделать частью повседневного взаимодействия. Родители, которые полагаются на свою интуицию, не оставляют надолго своих малышей наедине с планшетом и другими гаджетами. Обычно они играют с детьми, используя технологии. Но родителям не стоит мучиться чувством вины, если иногда их дети играют с гаджетами одни. В конце концов, у родителей полно своих дел. Однако такие игры не должны длиться подолгу и это не ежедневное развлечение.
Многие эксперты рекомендуют воздержаться или, как минимум, строго ограничить двухмерные технологии в течение первых двух-трех лет жизни ребенка. Это разумный совет: раннее знакомство с гаджетами может вытеснить естественное формирование связей и отвлечь внимание от информации, которую дают ребенку родители. В общем, слишком много двухмерных технологий в слишком раннем возрасте может «запечатлеть» в разуме ребенка технологии, а не родителей.
Технологии можно использовать после того, как нервные связи и эмоциональные привязанности сформируются и закрепятся благодаря взаимодействию с родителями. Сначала мозг ребенка должен настроиться на интерпретацию и использование трехмерной информации из реального мира, а уже потом интерпретировать двухмерную информацию. В возрасте до трех лет с технологиями ребенку лучше не знакомиться.
Эми Маккриди
В погоне за Кардашьянами, Джонсами и блог
Антисоциальные сети
Не нужно обвинять Интернет в том, что мы больше никогда не видим глаз наших детей. Он не живой, и у него нет цели отобрать у нас ребенка. Точно так же в этом не виноваты ни телевидение, ни музыкальная индустрия. Мы не должны — и на самом деле нет никакой необходимости — запрещать все это в нашем доме. В то же самое время нам нужно понять, что поколение наших детей — первое, выросшее на цифровых устройствах, и, похоже, именно сейчас эти устройства стали выходить из-под контроля.
***
Одна из наиболее распространенных проблем, связанных с соцсетями, — отношение «все для меня». Селфи, лайки, обновления статуса — грань между поддержанием связи с друзьями по летнему лагерю и откровенным нарциссизмом здесь действительно очень тонка. Мы видим это, глядя, как наши дети делятся друг с другом самыми банальными подробностями своих жизней, каждую минуту проверяют обновления статуса и в целом заявляют киберпространству: «Правда же, я крутой?!» (И, давайте уж признаемся, мы и сами порой делаем то же самое).
***
Как ни странно, из-за социальных сетей наши дети все хуже умеют общаться с людьми. Вместо того чтобы уделять время развитию нормальных отношений, они привыкают «считать головы» и таким образом лишаются одного из ценнейших жизненных сокровищ — подлинной дружбы. Но они даже не понимают, что теряют, — потому что слишком заняты перепиской с одним приятелем и игнорированием другого. Дружба строится на моментах реальной жизни, а не на комментировании постов.
***
Социальные сети внушают нам представление, будто у нас должна быть куча друзей, хотя на самом деле, если у нас есть один или два настоящих друга, это уже счастье.
Брене Браун
***
Привыкшие к общению через клавиатуру или тачскрин, многие дети просто не знают основ нормальной человеческой беседы — начиная с того, как пожать руку и представиться и заканчивая умением найти общую тему для разговора. Интернет виртуально связывает нас с большим числом людей, но при этом создает у детей дефицит социальных навыков.
Когда купить ребенку первый телефон
Хотите короткий ответ? Когда он будет ему нужен. Да, ребенок может просить о нем уже с детского сада, но на самом деле в этом возрасте телефон ему не нужен. Он действительно понадобится только тогда, когда ребенок начнет ходить на тренировки после школы или ему нужно будет ездить в разные места — а это обычно происходит только в средних классах школы (причем я говорю об обычном телефоне). Если вам предстоит расстаться с ребенком на длительное время, вы, вероятно, тоже захотите дать ему телефон, чтобы быть на связи. Разрешить ребенку пользоваться смартфоном с выходом в Интернет можно только тогда, когда он продемонстрирует достаточную ответственность в пользовании обычным телефоном. И не забывайте: пользование гаджетами — это привилегия, а не то, что ему полагается, чтобы быть не хуже друзей.
Родительский протокол: как стать мухой на стене в чате
– Сведите количество ваших постов, комментариев и лайков к минимуму. Конечно, вам наверняка захочется поздравить ребенка с днем рождения онлайн или сделать что-то подобное, но вряд ли вы хотите, чтобы он постоянно ощущал ваше присутствие. Не забывайте о том, что социальные сети предназначены для общения с друзьями, а не с родителями.
– Если вы хотите добавить в друзья кого-то из друзей вашего ребенка или отметить их на фотографии, спросите у ребенка разрешения.
– Не дружите и не связывайтесь в соцсетях с учителями вашего ребенка, тренерами и другими взрослыми на официальных постах, если только ребенок сам не скажет вам, что так можно сделать.
– Не слишком раскрывайтесь сами. Дети придут в ужас, если вы станете делиться лишними подробностями вашей жизни или постить фотографии, которые будут их смущать.
– Будьте готовы к тому, что ваши дети при общении в соцсетях будут иногда совершать ошибки, и не реагируйте чрезмерно, когда это произойдет. Лучше используйте их промахи и неверные решения как возможность для тренировки.
***
Разговоры о технологиях и гаджетах в чем-то сродни разговорам о сексе — в этом случае мы также должны как можно раньше и чаще говорить детям правду. Будьте готовы к тому, что дети могут совершать ошибки, и используйте их как повод чему-то научиться. Обсудите с детьми поведение в Сети их друзей или социальные сети в целом. Это абсолютно честная игра, имеющая важное значение для формирования здоровых привычек, которые пригодятся детям в будущей взрослой жизни. Когда они начнут демонстрировать зрелость и ответственность и принимать правильные решения как в Сети, так и за ее пределами, вы сможете дать им немного больше свободы. Помните, что Wi-Fi есть везде, так что единственный надежный путь обеспечить вашим детям безопасность и сделать их ответственными — сосредоточиться на формировании правильных привычек.
***
Как раньше мы говорили с детьми о сексе, так теперь должны вести с ними «беседы о технологиях».
Время изучать технологии
Вы уже пробовали говорить с детьми обо всяких технологических новинках — «облаках», 4G, Insta-что-то там? Голова закружилась? А дети ориентируются в этом с легкостью? Возможно, теперь и вам самим, а не только вашим детям, придется уделить время для тренировки.
Вы не можете следить за тем, чего не понимаете, а отпускать детей бродить по просторам Интернета совершенно без вашего присмотра — безответственно. В технологических вопросах знания — это точно сила, и когда вы сами их приобретете, вы сумеете помочь вашим детям пользоваться гаджетами безопасно и эффективно.
Вы должны знать все о смартфонах ваших детей, о социальных сетях, которыми они пользуются, и о самых популярных приложениях. Соберите данные об аккаунтах ваших детей, в том числе пароли. Да, дети будут протестовать, но вы должны объяснить им, что это — одно из условий пользования технологическими привилегиями. Можете заверить их, что не собираетесь читать каждое их сообщение, но оставляете за собой право время от времени без предупреждения проверять переписку. Вы также должны завести свой аккаунт, чтобы примерно представлять, чем могут заниматься в Сети ваши дети.
***
Одна из тем, которую никак нельзя обойти, — материалы сексуального характера. В исследовании, проведенном в 2014 году, 54 % студентов колледжей сообщили, что они посылали или получали непристойные тексты до того, как им исполнилось 18. Чего подростки обычно не знают, так это того, что подобные тексты с точки зрения законодательства могут считаться детской порнографией и повлечь за собой тюремное заключение или регистрацию нарушителя как сексуального преступника. Исследование показало, что простое знание этого факта могло бы заставить большинство избегать подобных сообщений. И если вы поговорите с детьми об этом щекотливом вопросе, вы сможете уберечь их от очень неприятных юридических и социальных последствий.
***
Продемонстрируйте детям их собственный цифровой след, предложив им поискать в Google информацию о самих себе. Возможно, они удивятся тому, что обнаружат, — как и тому, что сегодня приемные комиссии колледжей и работодатели все чаще используют поиск в Интернете и профили в соцсетях, чтобы получить информацию о претендентах на место.
Робин Берман
Домашняя цензура
Практически в течение жизни одного поколения мы прошли путь от восторгов в адрес технических устройств, экономящих время, до попыток ограничить их влияние на нашу жизнь, которое стало столь всеобъемлющим, что экономить время мы можем уже за счет отказа от них. Чем больше у нас способов оставаться на связи, тем более отчаянно мы мечтаем отключиться от сети.
Пико Айер, писатель и публицист
Рита, преподаватель колледжа из Чикаго, мечтала о тишине и покое после напряженного семестра, в течение которого она только и делала, что пыталась отвлечь внимание студентов от эсэмэсок и электронной почты. В конце концов, она решила отправиться на отдых в буддистский монастырь, принимавший туристов. Там они занимались дыхательными практиками, пением и медитациями. После особенно глубокой медитации Рита осторожно открыла глаза и вдруг наткнулась взглядом на мальчика лет четырех в оранжевой монашеской одежде. Он сидел, низко склонив бритую голову, освещенную солнцем. Он поразилась, глядя на то, как истово молился малыш. Но потом она поняла: мальчик вовсе не молился. Он играл в «Геймбой».
***
Игры сопровождают детей повсюду. Журнал National Geographic Kids сообщает: если все айпады и айфоны, продаваемые в течение года, сложить в линию один за другим, они наполовину опоясают земной шар!
Воспитывать или умиротворять?
Как-то, зайдя на почту, я увидела там энергичную трехлетнюю девочку с мамой. Девчушка задавала матери вопрос за вопросом, пытаясь разобраться в том, как работает почта. Дав несколько ответов, мать замолчала и продолжила возиться со свертками. Девочка, тем не менее, продолжала сыпать вопросами. В конце концов, ее мама раздраженно прикрикнула на нее. Дочка тут же ударилась в слезы. Но вместо того, чтобы извиниться и успокоить ребенка, мама сунула ей свой мобильный телефон, заявив: «Ну вот, возьми, поиграй в Angry Birds». Девочка тут же затихла. Я поразилась тому, сколь рефлекторно женщина использовала игрушку, чтобы успокоить дочку, напрочь проигнорировав чувства девочки, с которыми непременно следовало разобраться. Но еще больше меня потрясло то, что трюк сработал.
Психологические последствия использования игр вместо материнской заботы воистину разрушительны. Когда мы заглушаем детские чувства с помощью удобных для нас электронных развлечений вместо того, чтобы научить детей понимать свои чувства и справляться с ними, мы подводим их к тому, чтобы, став взрослыми, они действовали точно так же.
***
Мы уже сами не замечаем, что автоматически достаем свой верный смартфон, когда остальные родительские приемы оказываются бессильны. Я уж не говорю о периодическом использовании электронных приборов в качестве няньки. Многие родители прибегают к их помощи, когда им необходим перерыв.
Виртуальная зависимость
«Когда мы говорим о зависимости, то чаще всего представляем себе алкоголизм или наркоманию, — поясняет доктор Гарри Смол, автор книги iBrain. — В ходе игры в мозг игрока интенсивно впрыскивается допамин, вызывая чувство острого удовольствия». Таким образом, получается, что компьютерные игры «столь же опасны с точки зрения возникновения зависимости и потенциально разрушительны». Неудивительно, что по всему миру, как грибы, растут реабилитационные центры для страдающих компьютерной зависимостью.
***
По-моему, видеоигры — это что-то вроде сладостей. Родители знают, что и то и другое вредно для детей. Но в том, что касается сладостей, они твердо говорят «нет», а вот по поводу видеоигр пока не уверены. Однако они должны отбросить сомнения.
Молли, 12 лет
Детский мозг не видит разницы между реальным и виртуальным миром. Когда вы в виртуальной реальности стремительно удираете от суперзлодеев или побеждаете Коби Брайанта в борьбе за мяч под кольцом, ваше тело реагирует на происходящее так, будто все это вполне реально. Сердце бьется интенсивнее, а дыхание учащается и становится поверхностным. Для вашей нервной системы виртуальный мир вполне реален.
Поскольку ваш организм считает, что вы находитесь в критической ситуации, он автоматически начинает вырабатывать кортизол. Наиболее примитивная часть вашего мозга, мозжечковая миндалина, интенсифицирует свою работу за счет лобной коры, отвечающей за критическое мышление и способность к рассуждениям. Хотите ли вы, чтобы мозг вашего ребенка периодически отключал мыслительные функции, запуская вместо них примитивный механизм, действующий лишь в рамках парадигмы «бей или беги»?
***
Мы знаем, что мозг эволюционирует, приспосабливаясь к окружающей реальности и, насколько мы можем судить, видеоигры уже видоизменяют его систему связей. Майкл Рич, педиатр, работающий в Гарварде, руководитель Центра по изучению влияния средств массовой коммуникации на детское здоровье, в интервью New York Times заявил: «Их мозг получает вознаграждение не за способность оставаться сосредоточенным на одной задаче, а за умение перескакивать с одного на другое. Меня беспокоит то, что сегодня у нас растет поколение детей, у которых система связей в мозге будет работать совершенно иначе».
***
Готовясь к уроку, я планирую его так, чтобы удержать внимание учеников. Сегодня 45-минутные уроки уже невозможны: мне приходится обходиться 15-минутными.
Подключиться — и отключиться
К сожалению, не только дети сегодня не видят вокруг ничего, кроме своих гаджетов. Нередко можно наблюдать, как целая семья — пять человек — сидит за столом, не отрывая глаз от сотового телефона или игровой приставки, и никто даже не думает пообщаться с родными. Эта современная разновидность вечера в кругу семьи вымывает главное — ощущение близости. Зачем детям пытаться поговорить с родителями по душам, если те явственно заняты своими делами? Психотерапевт Дебра Грин, специализирующаяся на проблемах привязанности, предупреждает, что подобная отключенность от детей несет с собой целый ряд эмоциональных рисков: «Чтобы привязанность сформировалась, мы должны быть внимательны к детям и откликаться на их нужды. Если же вы постоянно смотрите в другую сторону, боюсь, это повлияет на вашу взаимную привязанность не лучшим образом».
***
Шестилетняя Шарлотта со все возрастающим нетерпением наблюдала за тем, как за семейным столом в День благодарения ее папа-брокер без конца решал по телефону какие-то деловые вопросы. Наконец она встала из-за стола, пошла в соседнюю комнату и позвонила оттуда — ему. «Пап, как тебе индейка?»
Антисоциальные сети
Однажды в кафе я услышала, как девочка-подросток жалуется: «Сегодня я потеряла семь читателей». Что ж, психотерапевт мог бы потратить целый день, разбираясь в одной этой фразе.
***
В своей выдающейся книге «Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулмен заметил, что способности к установлению эмоциональных и социальных контактов чрезвычайно облегчают достижение успеха в жизни. По его мнению, эмоциональный интеллект значит больше, чем привычный для нас IQ. Критично важный период для развития этих способностей — время от младенчества до обучения в колледже, когда формирующийся мозг обладает максимальной пластичностью. Постарайтесь убедиться в том, что ваши дети овладели этим искусством, научившись понимать эмоциональные нюансы социальных взаимодействий — такие, как выражение лица и тон собеседника, — не хуже, чем обрывочный кодированный язык электронных сообщений. В наше время это трудная задача.
Следите за содержанием!
Как рассказывается в письме, опубликованном в 2007 г. в журнале Pediatrics, Центр по изучению влияния средств массовой коммуникации на детское здоровье изучил «956 научных публикаций, практически единодушно свидетельствующих, что регулярные столкновения в СМИ с сюжетами о насилии приводят к повышению уровня страха и тревожности, проблемам со сном, нечувствительности к людским страданиям, а также более агрессивным мыслям и поведению».
Детский разум пока не может обрабатывать большие объемы информации, особенно если она касается вопросов, лежащих за пределами опыта и знаний ребенка. Избыток информации не готовит детей к жизни в нашем сложном мире, а, напротив, парализует их.
Ким Пейн, «Быть родителем — это просто» (Simplicity Parenting)
В нашу цифровую эпоху практически невозможно избежать столкновения с порнографией в Интернете. Дети любопытны, и «порно» сегодня — пятый по популярности запрос, с которым обращаются к поисковикам ребятишки от шести лет и старше.
Джеймс Стейлер, «Споры о блог» (Talking Back to блог)
Хранители
Действия, наполненные добротой и участием, — это природный антидепрессант. Поэтому внимательно следите за тем, какие средства массовой информации попадают в поле зрения ваших детей. И убедитесь в том, что их видеодиета состоит не только из заманчивых, но вредных десертов, но и из здоровой «информационной пищи», несущей позитивный настрой.
Хорошая новость заключается в том, что подобного рода родительское участие оказывает позитивное влияние. Исследования показали, что именно оно в значительной мере влияет на количество медийной информации, поглощаемой ребенком. Это существенно, поскольку исследования также доказывают, что чем меньше времени проводят дети в общении со СМИ и социальными сетями, тем выше их успеваемость в школе и уровень удовлетворенности своей жизнью в целом.
Джеймс Стейлер, «Споры о блог»
Информационная диета
Разумеется, лучший способ приучить детей к информационной диете — соблюдать ее самому. Большинство родителей даже не осознают, сколько времени они посвящают общению с электронными гаджетами. Так, когда один мальчик устал от вечных папиных замечаний о том, что нельзя целый день играть на видеоприставке, он нанес ответный удар: «А ты себя-то со стороны видел, пап? Да ты фразу не можешь закончить, не взглянув на свой мобильник!»
***
Контракт на пользование телефоном
Милая Бет,
Ты скоро будешь учиться в седьмом классе — и по этому поводу мы с удовольствием вручаем тебе смартфон. Но владение мобильным телефоном приносит не только пользу и удовольствие. Это еще и привилегия. Чтобы получать удовольствие от своего новенького смартфона, тебе придется соблюдать правила, которые изложены ниже. Это — условие, при котором ты будешь пользоваться им. Ты всегда была ответственной девочкой, и мы уверены, что ты и в этот раз нас не подведешь.
Бет (подпись)
Родители (подпись)
Ребекка Дерлейн
Как развить упорство в век моментальных результатов
Как учитель, я понимаю, что потребность в быстром, почти мгновенном получении информации пронизывает всю жизнь подростков. Смартфоны устранили необходимость куда бы то ни было ходить и что бы то ни было делать физически в поисках ответа на любой вопрос. Ребятам уже даже не надо печатать запрос в поисковой системе браузера: можно просто использовать технологию распознавания речи и задать компьютеру вопрос вслух!
Проклятие техники
Возможностью быстро находить любую информацию подростки активно пользуются. Чуть появится у них какой-нибудь вопрос, они обращаются к очередному электронному устройству и получают ответ. Мы, взрослые, тоже пользуемся этой возможностью и ценим ее. Но помните время, когда нам приходилось все самостоятельно продумывать и постоянно напрягать память? Тогда мы без всяких калькуляторов подсчитывали, во сколько нам обойдутся покупки в магазине. Мы высчитывали проценты в уме, вычисляли площадь комнаты в квадратных метрах или просто складывали или вычитали сложные числа, не пользуясь при этом никакими инструментами, кроме собственного мозга. Но сейчас детям не приходится так напрягаться. Они привычным движением достают смартфоны, включают в них калькуляторы и начинают шустро тыкать пальцами в экран. Я совершенно не хочу возражать против использования такого удобного и полезного инструмента. Как я могу обвинять подростков, если сама поступаю точно так же. Но технологии действительно влияют на способность детей самостоятельно решать задачи. Гаджеты действительно не позволяют им думать, пробовать и творить, когда они ищут решение какого-то вопроса.
***
Много лет назад я решила вовлечь учеников в интересный творческий процесс, причем действовала на их уровне – во время изучения литературы использовала музыку. Тогда я придумала хорошее задание: всякий раз, когда мы с учениками заканчивали чтение какого-нибудь романа, я предлагала им записать компакт-диск с композициями, отражающими характер главного героя. Например, Холдена Колфилда из «Над пропастью во ржи». Надо было объяснить свой выбор и подкрепить свою позицию аргументами, основанными на прочитанном тексте.
На мой взгляд, важным достоинством этого задания было вот что: поскольку оно не было обычным сочинением или рефератом, найти его в сети было невозможно. Да и сайт, где выложены краткие пересказы произведений, входящих в школьную программу, тут бы ничем не помог. Словом — полезное задание — и для меня, и для моих учеников.
Первую пару лет все было просто замечательно. Дети могли интерпретировать размышления и поступки Холдена, как им было угодно. Надо было только подтвердить свое мнение цитатами из романа. Ученики с огромной гордостью представляли свои сборники и радовались изобретательности своих приятелей.
Но однажды я заметила, что школьники — даже те, кто не был связан между собой — выбрали для своего CD одни и те же песни. Меня это удивило и обеспокоило. Я включила компьютер и набрала в поисковике: «Над пропастью во ржи музыка». Секунда – и выскочил список песен. Среди них было много из тех, что так упорно «выбирали» мои ученики.