Удивительная мисс Браун: что нам нужно знать об авторе книги «Баю-баюшки, луна»

Невероятно красивая, обожающая животных и охоту, всегда окруженная толпой друзей и поклонников, но так и не вышедшая замуж, очень свободная и постоянно меняющая города и страны, оставившая в наследство человечеству более 100 книг, а свои бесчисленные гонорары — 9-летнему соседу — такой была Маргарет Уайз Браун.

Писать для детей она начала в 26 лет под влиянием Люси Спрэг Митчелл — основательницы экспериментальной школы в Гринвиче, в которую Маргарет устроилась работать. Философия Митчелл, основанная на ее многолетнем опыте наблюдения за маленькими детьми, заключалась в том, что на самом деле детям не интересны все эти волшебства, феи и прочие сказочные персонажи, а читать и слушать они хотят про их мир, про то, что их окружает и происходит «здесь и сейчас». И именно с книг Маргарет Уайз Браун в американской литературе начался переход к философии «Здесь и сейчас», так что можно сказать, что в какой-то степени вся современная детская литература выросла из ее книг.

На русский язык переведены две самые важные книги Маргарет — «Как зайчонок убегал» в переводе Евгении Канищевой и «Баю-баюшки, луна» в переводе Марины Бородицкой. Разберем, в чем их особенность и такая безумная популярность среди детей во всем мире.

Во-первых, картинки, созданные иллюстратором Клементом Хердом: очень яркие, очень насыщенные, напоминающие цветовой палитрой работы Анри Матисса и так же, как и у него, передающие через цвета эмоции. Во-вторых, обе книги сделаны по принципу чередования цветных и черно-белых картинок, что развивает у малышей цветоощущение и остроту зрения. И в-третьих, в обеих книгах очень много смысла. «Как зайчонок убегал» — это история о безусловной материнской любви: кем бы ты ни был, кем бы ты ни стал, мамина любовь и поддержка всегда будут стоять за тобой, это тот бэкграунд, который дает свободу экспериментировать и не бояться осуждения. Та поддержка, которой никогда не было у самой Маргарет Уайз Браун и которой, возможно, ей не хватало на протяжении всей ее жизни. Кроме глубокого смысла, есть и поверхностный — детям двух-трех лет свойственно убегать от мамы, например на улице, и мамы часто пользуются приемом — на примере зайчонка из книжки показать, что так делать не надо).

«Баю-баюшки, луна» — это идеальная колыбельная! Ритмичность и с каждой страницей гаснущие иллюстрации усыпляют даже взрослых. А в маленьком зайчонке, который просто не может лечь спать, когда вокруг столько интересного, стопроцентно узнает себя каждый ребенок — и вместе с героем книги будет следить за воздушным шариком, медведями, мышкой, летающей коровой и котятами, желая всем спокойной ночи, пока глаза сами собой не закроются. Кроме того, это и очень детально прорисованная история — можно изучать, как постепенно меняется время, куда все время прячется маленький мышонок, в чьих домах повторяются висящие на стене картины, как постепенно поднимается луна… И в «баю-баюшки, луна» есть несколько отсылок к книге «Как зайчонок убегал», их тоже будет интересно найти. Этой книге уже 73 года и ее популярность не снижается, а переиздания перевалили за сотню.

Лайфхаки Как не стать героем мамских чатов: курс молодого отца
Если вы думаете, что ваш мужской вклад в родительство закончился на роддоме — спойлер: всё только начинается. Этот курс для тех, кто хочет остаться жив, любим и...
Ликбез «Великое возвращение»: все про месячные после родов
Когда они начнутся? От чего это зависит? Будут ли они такими же, как до беременности, станут сильнее или слабее? Можно ли забеременеть, пока их еще нет? (спойле...