Музыка нас связала: что редакция слушала, будучи подростками, и что слушает сейчас

Постыдные секреты и шокирующие откровения в наличии!

Иллюстрация Насти Железняк

Этот материал начался так: мы задумали написать о том, что слушают современные подростки. Собственно, это должна была сделать я, Аня Кухарева. И тут мне вспомнилось, как, начитавшись подобных списков (правдивых и подробных, реально!), мама купила мне футболку с Наталией Орейро. И тетрадки с участниками «Фабрики звезд». Все бы ничего, но в то время я слушала Children of Bodom и Cradle of Filth. Я рассказала об этой истории шеф-редактору, и планы резко изменились: мы решили проследить, как меняются музыкальные вкусы со временем и меняются ли они вообще. Для начала — на примере редакции НЭН.

Анастасия Тихомирнова, шеф-редактор:

В 37 лет я обнаружила себя на концерте певицы Светы. Более того, концерт мне безумно понравился. Скажи мне в мои 12-14 лет, что спустя четверть века я буду во всю глотку орать «Твои-и-и глаза-а-а» от чистого сердца, в обнимку с другими зрителями в раменском ДК, я бы плюнула сама себе в лицо.

В подростковом возрасте вкусы мои были совершенно иными. Начало было положено покупкой кассеты «Би-2»*. А тогда еще вышел фильм «Брат», и, конечно, группа «Наутилус Помпилиус» захватила мое неокрепшее сердечко.

Лет в 14 я начала слушать всю альтернативу, которая тогда густым потоком полилась с МТВ и радио «Ультра». Guano Apes, Placebo, Muse, Rammstein тесно соседствовали в моем кассетном плеере с группами «Тараканы!» и «НАИВ».

В 14 же я начала ездить на панк-рок-концерты в ныне превратившийся в магазин «Пятерочка» клуб «Свалка». Для того чтобы попасть туда, мне надо было хорошо учиться и соблюдать ряд условий пребывания на «вражеской» территории. Из моего «панк»-образа у меня были только носки с выхинского рынка с английским флагом и подвернутые джинсы. На более радикальные перемены в своем образе я была не готова.

Где-то с 17 до 19 лет у меня был период электронной музыки, а потом меня на несколько лет плотно засосал трип-хоп. При этом панк-рок не покидал мой плейлист никогда. Правда, с годами туда стали добавляться откровенно попсовые песни и исполнители — тогда-то там и появилось что-то типа Светы и Акулы, тихо подпевали на заднем фоне «Руки вверх» и даже группа «Демо». Особой популярностью в районе 25 лет стала пользоваться группа «Стрелки». Когда мы встречались с одной моей подругой, степень нашего опьянения и загула можно было определить по треку: если начались «Стрелки» с песней «Красавчик», то все, финиш.

На сегодняшний день мои вкусы не поддаются ни одной определенной характеристике — я люблю из всех жанров разное. И классику, и панк, и попсу, и электронику, и трип-хоп, и что-то этническое.

Но лучший концерт, на котором я была после Rammstein и Prodigy, — все-таки Света.

Интересное по теме

Маленький город для широкой души. Почему я больше не хочу жить в Москве

Наташа Фокина, руководительница отдела реализации

Как говорит мой муж, у меня было тяжелое детство с усиленной учебой и музыкальной школой. МТВ врывался в мою жизнь только с приездом сестры-меломанки на летних каникулах. Тогда были и «Фактор 2», и «Ранетки»… Наверное, первые, кого я начала слушать для себя, — это Rammstein. Как раз очень отвечало подростковому мрачному настроению. И их же идеально можно слушать в темноте?

Потом уже были несравненные Nickelback. Изменились ли музыкальные вкусы сейчас? Нет. Я могу открыть для себя кого-то нового, послушать, что мне предлагает сын, даже где-то восхититься. Но если есть хиты, которые повлияли на мое становление как личности, как я могу от них уйти?

Я знаю, что в самые депрессивные моменты жизни могу включить Sixx A.M. «Tomorrow», а пока иду за дочкой в сад, в наушниках играет Nickelback и Papa Roach. Ах да, и когда мы пару месяцев назад всей семьей начали учить немецкий, то поняли, что песни Rammstein по уровню — для самых начинающих. Дочка в ресторанах вовсю распевает Allesfresser («Всеядный»). Так что в музыке я очень старовер: мой плейлист составлялся еще во «ВКонтакте» в студенческие годы.

Интересное по теме

Вместо «как прошел твой день»: 10 вопросов, которые стоит задать ребенку после дня в детском саду

Дарья Голустян, контент-менеджер:

В школьные годы я была величайшей фанаткой Андрея Губина. Я до сих пор помню, что считала, что лучше его песен ничего я уже не услышу и красивее парня на свете не найти (сейчас, конечно, забавно вспоминать, что я думала именно так). И однажды произошел классный случай: я была в школе, тут открывается дверь в класс, и мой папа вызывает учителя на пять минут. Затем меня отправляют домой, я ничего не понимаю, папа говорит о каком-то сюрпризе, а для меня уйти раньше со школы — уже сюрприз. Казалось бы, куда еще лучше! Но в итоге в этот день был какой-то городской праздник, и на центральной площади выступал угадайте кто. Папа посадил меня на шею и прошел к самой сцене. Я чуть сознание от счастья не потеряла. Потом со временем, конечно, любовь к Андрюше утихла, но воспоминания остались. Уже в подростковом возрасте я стала дружить с компанией, которая слушала Селин Дион, Рэя Чарльза, Джо Кокера, джазовую классику и так далее. Любовь к ним и их музыке со мной до сих пор.

Интересное по теме

«Если не смогу идти — буду ползти. Я не сдамся!» История Селин Дион, рассказанная ей самой

Юлия Тонконогова, генеральный директор НЭН:

Так, в подростковом возрасте я слушала радио «Максимум», Green Day, The Offspring и The Prodigy вперемешку с Queen, drum’n’bass и песнями типа Aisha, Gala. Короче, это был такой адский микс, которые перерос больше в русский рок, Земфиру*, «Ленинград», «Наутилус» и Пугачеву. Ну и в «Старые песни о главном» после иммиграции родителей в Канаду в 1999 году. Но там это нормально, хотя русская попса не очень ложилась на меня, хандра и грусть делали свое дело.

После возвращения в Россию было много всего. Дома предпочитаю джаз или кавер, в машине могу кататься под «Алису» и «Улицу роз», а еще спеть «Заколдованные сны» из фильма «Дочь рыбака».

Все сильно зависит от настроения, но вот современная американская попса не трогает за душу, так сказать. Скорее, это зависит от времени года и настроения. Диско, попса и транс — летом, что-то более уютное — зимой (типа джаза и старых добрых Синатры или Дина Мартина).

Интересное по теме

5 осенних занятий, которые помогут создать правильное настроение

Юлия Орлова, редактор:

В подростковом возрасте я очень любила Таню Буланову. Включишь «Старшую сестру» или «Не плачь» — приляжешь на пол, всплакнешь… А еще она такая красивая!

А другая часть моей личности обожала The Prodigy и особенно альбом The Fat of the Land. До сих пор помню обложку с ярко-оранжевым крабом на песчаном пляже.

Слушать русскую попсу было немодно, поэтому я стала знакомиться с роком и инди-музыкой, русской и зарубежной. «Земфира»* и «Ночные снайперы» — это святое. Любила лазить по Last.fm в поисках очередного исполнителя из категории singer-songwriter, который затронет мое сердечко.

Сегодня у меня в плейлисте адский винегрет из The Beatles, Rammstein, Аллы Пугачевой, Yael Naim, итальянских исполнителей и Баха. Кстати, пару треков Булановой и The Fat of the Land вы там тоже найдете!

Аня Кухарева, редакторка:

Мои музыкальные вкусы начинались необычно: буквально с нуля лет я обожала Высоцкого. Папе было скучно петь обычные колыбельные, в результате чего уже в год я вставала ночью в своей кровати, дергала его за волосы и говорила: «Папа, пей про Магадан!» И он пел: «Мой друг уехал в Магадан».

Со временем к Высоцкому добавилась классика — я поступила в музыкальную школу и неиронично полюбила уроки музлитературы. Попса конца 90-х прошла мимо меня, не оставив следа в сердце, так как в нашем телевизоре было ровно три канала, и слушать все это было просто негде. А потом родители купили музыкальный центр, и я пристрастилась к русскому року: «Би-2»*, Земфира*, «Наутилус», «Кино». Но эта любовь длилась тоже не очень долго.

Сразу за этапом русского рока начался этап зарубежного металла, и вот это осталось навсегда. У нас в селе было ровно три человека, слушавших такой тяжеляк: парень на год меня старше, я и наша завуч по воспитательной работе. Мы с Валеркой были всеядными, а Наталья Александровна предпочитала готик-метал и дум-метал. Я копила карманные деньги и покупала в столице края кассеты и диски, переписывала на чистые кассеты альбомы, которыми со мной делились товарищи-металлисты. Музыкальный центр перешел в мое полное владение, чтобы в гостинной ничего не рычало и не визжало в неурочное время. Домашней крысе пришлось к этому привыкнуть. Маме пришлось вынести немало разговоров о моем поведении и вкусах. Папе пришлось основательно поугарать над постоянно заглядывающим ко мне в гости Валерой.

Несмотря на то что родители, в принципе, были более чем осведомлены о том, что я слушаю, произошла та история с футболкой и тетрадями. Футболку я носила в огород, тетради обернула газетами с вырезанными фотографиями любимых исполнителей.

Время шло, и в мой плейлист просочились исполнители русскоязычного инди-рока. Я люблю хорошие стихи, изящные, может быть, немного зловещие и наполненные несколькими уровнями смыслов. Так в моем плейлисте оказались Fleur и все проекты, образовавшиеся после их распада, «Немного нервно», «Ежовы рукавицы», Princesse Angine и много кто еще. В дополнение к Высоцкому, классике, паре песен старого русского рока и металлу. Могу сказать, что мои музыкальные вкусы с подросткового возраста не изменились, но изрядно дополнились.

Интересное по теме

«Не надо преувеличивать и говорить, будто у нас была дружная семья»: отцовство Владимира Высоцкого в воспоминаниях второй жены и сына

Дина Иванова, редакторка:

Я была подростком в середине 90-х, и это говорит о многом. Безумные времена, но с привкусом чуда. Словно вдруг открылся портал, и из другого измерения в мой маленький мирок посыпались шоколадные батончики, герои сериалов типа «Беверли Хиллз 90210», MTV, видеокассеты с клипами. Я тогда влюбилась в зарубежный рок: Guns´n´Roses, Bon Jovi, Nirvana. Бегала в «Союзпечать», скупала все журналы, где можно было прочитать интервью с музыкантами, следила за выходом новых альбомов, смотрела «МузОбоз». На концерты попасть не мечтала, с таким же успехом можно было планировать полет на Марс. Просто смотрела клипы, слушала музыку. Сама с собой, это была моя личная, секретная жизнь. А на дискотеках в это время был дикий микс: «Иванушки International», «Руки вверх», «Комбинация» вперемешку с Backstreet Boys, The Prodigy, Depeche Mode. Мне кажется, песенники тогда уже были не в ходу, остались в прошлом. Зато радио слушали все, звонили, чтобы заказать песню. Сейчас, наверное, намного больше групп и исполнителей, и благодаря Spotify, YouTube любая музыка доступна всем. Но лично на меня музыка никогда не производила такого эффекта, не была символом эпохи, как в то время. Может, потому что в подростковом возрасте абсолютно все умножено на 100.

Интересное по теме

«Я никогда об этом не пожалею»: 7 вещей, которые моя дочь обо мне не знает

Екатерина Матросова, главный редактор:

Когда мне было лет пять, папа привез из командировки кассету Майкла Джексона. Я, кстати, про это рассказывала. Тогда как раз вышел новый альбом Bad. До этого я такой музыки вообще не слышала! Эти ритмы, неповторимый вокал, мотивы, которые врезаются в память навсегда! Я зафанатела. Слушала от и до нон-стоп. Мне кажется, родители быстро пожалели, что выдали мне кассету.

Надо сказать, детское увлечение не было мимолетным, как это обычно бывает. Майкла Джексона я продолжила слушать и в школе, и в универе. В школе надо мной посмеивались: тогда мир делился на рэперов и рокеров, а у меня Джексон — считалось некруто. Мне было плевать, я во многом шла не в толпе, а своим путем, и в музыке тоже.

Сейчас обожать Майкла Джексона уже не считается моветоном, скорее наоборот. Его талант восхваляют во всех странах, люди всех возрастов и профессий. Я и сейчас называю его музыку гениальной, актуальной по сей день и невероятной! Самой человеколюбивой и миротворческой, самой лиричной и зажигательной.

А еще забавный факт: мой сын с пяти лет тоже обожает творчество Джексона, вдохновляется им. Он даже музыкой и танцами начал заниматься, подражая Майклу. Когда в пять лет он мне внезапно исполнил легендарную лунную походку, я взяла человека за руку и отвела в «Тодес». Сегодня ему 12 лет, и прямо сейчас он с коллективом выступает на детской «Новой волне». Вот, называется, купил папа кассету!

Интересное по теме

Покидая своих детей: о чем на самом деле фильм Leaving Neverland

Мария Смирнова, редакторка:

Мои родители слушали классическую рок-музыку — и я вместе с ними. Так что я выросла на группах Led Zeppelin, Deep Purple и всем таком прочем. Мой протест в подростковом возрасте был такой: слушать панк. Папе это не нравилось, слишком примитивно. В 13 лет я в первый раз услышала группу «Гражданская оборона» — сейчас уже понимаю, что не особо понимала, о чем поет Летов, но энергия от этой музыки исходила под стать подростковым переживаниям. Первые сэкономленные на завтраках кассеты были как раз «Гражданки» и Янки Дягилевой. А потом началась волна популярной зарубежной альтернативы: появился телеканал A-one, где мы с друзьями смотрели на System of a Down, Slipknot, «Психею», Jane Air и весь этот 2007-й. Активно ходили на концерты, причем не только локальных групп, но к нам заезжали и популярные группы. Один из моих первых был как раз «Гражданская оборона» в 13 лет, я даже написала об этом заметку в школьную газету.

С рока в подростковом возрасте я переключилась на все подряд: от эмбиента и фолка до электронной сцены и рэпа. Сейчас я реже слушаю панк и тяжелую музыку, потому что она заставляет грустить. Недавно переслушала немногочисленные альбомы Янки Дягилевой — чистая депрессия. Не знаю, как описать свои музыкальные вкусы. Сегодня я послушала с утра k-pop, работала под ishome, потом оценила новый альбом Славы КПСС и полирнула классикой.

Роман Свойский, руководитель рекламного отдела:

Моя родная сестра на 10 лет меня старше. К счастью, ее музыкальные вкусы сильно отличались от вкусов моих сверстников, поэтому начало 90-х — для меня это: Genesis и уже вышедший из них Piter Gabriel, Dire Straits, A-ha, Sting и даже Sade. Надо всем этим великолепием возвышались Queen.

В те годы все эти ребята как будто договорились и выпустили, кажется, лучшие свои альбомы. Параллельно я открывал для себя «Кино», «Наутилус», «Аквариум»*, ДДТ. Когда я перешел в девятый класс, Aerosmith выпустили Get a Grip, и мои тощие коленки засияли сквозь дыры в джинсах. А в десятом классе я впервые услышал The Doors и Velvet Underground. Тогда я ничего не знал про «Бархатную революцию», «Венеру в мехах» и «Клуб 27», но Лу Рид и Джимбо на долгие годы поселились в моем плеере и неокрепших мозгах.

Сейчас я очень много разного слушаю, я музыку могу есть. Бах и Radiohead — могу слушать бесконечно, а так от Колтрейна до Эминема.

Интересное по теме

Эминем отказался от мирового турне, чтобы больше времени проводить с дочерью

Анна Андреева, выпускающая редакторка:

Свои подростковые годы я провела в Узбекистане в конце 90-х — начале 2000-х. Соответственно, слушала я сначала то, что слушали мама с папой, это были Фредди Меркьюри, «Битлз», Брайан Адамс, «Скорпионс», Элтон Джон, «Парк Горького», ДДТ, Валерий Меладзе и всякая мамина любимая попса. По мере взросления мой старший брат открыл мне радио и показал «продвинутые» FM-станции, а не это старье. Ну, там и понеслось: Земфира*, Кристина Агилера, Бритни Спирс, Шакира, Света, «Дискотека Авария», «Мумий тролль», «Сплин».

Когда стали показывать «Фабрику звезд», я поочередно обожала всех новеньких. Мне кажется, у меня никогда не было какого-то любимого единственного направления в музыке, которое мне нравилось, и того, что не нравилось категорически. Я сейчас уже в эмиграции, прошло лет пять, как открыла для себя сальсу, и вот начала в дополнение ко всему прочему слушать латиноамериканскую музыку. А в целом мои вкусы не особо поменялись, они расширились. Сейчас новые песни и исполнителей мне подкидывает уже моя двенадцатилетка.

Интересное по теме

«Какие все же вы, подростки, некрасивые, как гадкие утята». Как общаться с взрослеющими детьми?

Анастасия Хачатурова, издатель НЭН:

У меня было тяжелое детство в тру-интеллигентной советской семье. С мамой-музыкантом, папой — научным работником и бабушкой-искусствоведом. Можно было бы сказать, что к первому классу я превратилась в отвратительного интеллектуального сноба, который предпочитает Листа с Рахманиновым детским песенкам и плачет над «Лакримозой» Моцарта. Но…

Мне пять лет. Родители раздобыли настоящий кассетный магнитофон. И к нему прилагалась одна-единственная кассета. Это был Жан-Мишель Жарр. С композицией Souvenir De Chine. И это было первое музыкальное потрясение. Не музыка — а настоящий космос. Тогда же выяснилось, что дома есть не только пластинки с классической музыкой, но еще и «Битлз» и, прости господи, «Модерн токинг».

Мне девять лет. Соседка, с которой у моей семьи была настоящая война, донимала нас группой Queen на полную мощность. Как же истово я молилась, чтобы «война соседей» никогда не кончалась, потому что у соседки были A Night at the Opera и дуэт Фредди с Монсеррат Кабалье. С Queen началась настоящая аддикция на музыке. Я откладывала деньги, чтобы покупать кассеты, я подворовывала мелочь, чтобы покупать кассеты. Часами мучила продавцов ларьков, требуя ставить еще и еще, чтобы купить одну. Из ларьков с пиратскими кассетами я узнала о Стинге и Pink Floyd, об Уитни Хьюстон, The Cure, Pulp, «Нау» и ДДТ, Майкле Джексоне и Depeche Mode. Но именно скорая смерть Фредди и The Show Must Go On, конечно же, стали вторым глобальным потрясением в мире музыки.

Мне 12 лет. Стараниями троюродного брата в моей жизни появилась Nirvana. Конечно, я мечтала о черной футболке с плачущим Куртом, трясла головой, вырезала художественные дыры на коленках джинс, считала About a Girl лучшей песней в мире. А после переслушивала Unplagged in New York и, взращенная на классических канонах, не понимала, почему нельзя было написать чуть больше песен в духе The Man Who Sold The World (про Дэвида Боуи я узнала сильно позже). Самоубийство Курта стало третьим великим потрясением.

Мне 15 лет. Мы с одноклассниками посмотрели «Ромео+Джульетта» База Лурмана и узнали о существовании Radiohead.

Интересное по теме

Нет повести токсичнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте: почему нам пора перестать романтизировать историю трагической любви тинейджеров

Мне 18 лет. С помощью MTV в мою жизнь ворвались Muse и трип-хоп. А благодаря высокомерной страсти к авторскому кино (кто подростком не считал себя выше всего этого плебейского массового кино, у того нет сердца!) наконец узнала Дэвида Боуи. Да, если бы не «Любовники с моста Понт-Неф» Лео Каракса, я бы потеряла годы любви к Боуи. Хотя в те же 18 от души плясала на концерте «Руки вверх», (естественно, стоя спиной к сцене, чтобы не выдать свой настоящий восторг, а то еще подумают про меня всякое).

На этом мое музыкальное развитие остановилось. Что подтверждают самописные сборники СD, архивы mp3, статистика iTunes и Spotify.

Мне 43, и я все еще слушаю Radiohead, Queen, Muse, Depeche Mode, Pink Floyd, Стинга и ДДТ. Я старчески ворчу на новую музыку, хотя, если честно, новая и не нужна. Ведь есть еще классика вроде Stabat Mater Перголези и «Реквиема» Баха.

А самой прослушиваемой песней в моей жизни была и остается Life on Mars Дэвида Боуи. Только на iTunes и Spotify я послушала ее 18456 раз. А ведь есть еще и YouTube.

* — внесен Минюстом РФ в «реестр физлиц, выполняющих функции иностранного агента».