Современные родители живут с мыслью о том, что у ребенка должен быть широкий выбор всего — от блюд на завтрак до возможностей. Однако, по мнению психолога, маленькие дети не готовы справляться с той свободой и ответственностью, которые неизбежно сопровождают любой выбор. Да, у детей должно быть право выбора, но сам его диапазон необходимо мудро сокращать. У малышей сначала должна быть лишь иллюзия выбора, соразмерная уровню их эмоционального развития: «груша или яблоко», «красные колготки или оранжевые», а уже потом «возьмешь с собой мишку или машинку», «будем гулять или рисовать» и так далее по нарастающей — давать свободу выбора можно тогда, когда ребенок уже освоил сам принцип принятия того или иного решения.
Многие родители хвалят детей за все, что бы они ни сделали. Похвалу малыши получают за самостоятельное использование горшка по назначению, за съеденную ложку каши, за убранные игрушки, за выключенный по просьбе взрослых свет. Безусловно, положительное подкрепление очень важно для ребенка и его отношений с родителями и окружающим миром, но иногда мы перебарщиваем с похвалой, делая малышей буквально зависимыми от нее. Со стороны это похоже на дрессировку щенка.
Как пишет Лири, дети сами должны учиться быть счастливыми, поскольку источник счастья заключен в них самих (конечно, во многом их благополучие зависит от того, насколько прочную связь с нами они установят в раннем детстве), однако заставить их испытывать это ощущение мы никак не можем.
Многие родители внушают детям мысль о том, что получение желаемого всегда приводит к удовлетворению и даже счастью (хотя мы сами прекрасно знаем, что это далеко не всегда так). Это заставляет ребенка постоянно гнаться за недостижимым идеалом (как ослика — за морковкой на веревочке), что грозит развитием зависимостей и компульсивных влечений.
Особенно спортивные. Родители полагают, что занятия и тренировки отвлекают детей от ужасов и опасностей реального мира, но часто погруженность в «дополнительные занятия» и развивашки приводит к тому, что ребенок попросту выгорает или пытается выплеснуть накопленные в связи со стрессовыми ситуациями негативные эмоции с помощью буллинга и агрессии.
Внушение ребенку мысли о том, что интеллектуальное превосходство над другими откроет ему дорогу в жизнь, часто приводит к развитию высокомерия, надменности и пренебрежительного отношения к окружающим. Более того, Лири уверен, что такие дети склонны к притворству, манипуляциям и считают всех вокруг глупее себя (прямо как многие из героев «Карточного домика»!).
Религиозные родители считают, что если ребенок будет придерживаться определенной веры, он вырастет высокоморальным человеком с определенным набором ценностей, которые оградят его от неверных решений и поступков. Беда в том, что на примере родителей он довольно быстро увидит, что религиозность далеко не всегда ведет к счастливой и добродетельной жизни — одного необдуманного поступка в исполнении религиозного родителя будет достаточно для того, чтобы ребенок начал сомневаться в нем, а заодно и в том, чему его учили.
Некоторые родители (даже в XXI веке) уверены, что замалчивание и отказ от обсуждения серьезных и сложных тем — секса, смерти, наркотиков — поможет оградить детей от всевозможных ужасов, сопряженных с этими явлениями. Конечно же, это не так.
Наши дети втянуты в гонку за идеальное все — от внешнего вида до образования, и мы часто гоним их вперед, используя для этого далеко не самые гуманные методы. Более того, мы считаем, что жесткая критика, а часто и ругань за допущенные ошибки и произошедшие неудачи способны закалить ребенка, сделать его сильнее. Это приводит к тому, что ребенок, не находящий в родителях поддержки в нужный момент, злится, переживает и в отдельных случаях может начать наносить себе физический вред вплоть до самоубийства.
Есть такая категория родителей, которая все еще использует в своем лексиконе выражения в духе: «Не будешь есть кашу, мама тебя разлюбит». Это одна из самых страшных ошибок родителя — ребенок никогда не должен сомневаться в вашей любви, никогда не должен испытывать страха ее потерять.
В неблагополучных семьях довольно сильно распространено явление парентификации — ситуации, когда ребенок берет на себя роль взрослого. Однако в легкой форме подобные вещи происходят и в обычных семьях, где считают, что в четыре года малыш должен уметь жарить яичницу, самостоятельно мыть голову и заботиться о младшем брате. Часто такие дети вырастают неспособными к близким отношениям, отказываются от идеи завести семью, не считают свои потребности чем-то существенным.
Постоянное сидение у телека не только вредно для здоровья глаз, но и нарушает вашу связь с ребенком. Понятно, что иногда эти два часа мультфильмов способны здорово восстановить ресурс, но в режиме «воспитание телевизором» на постоянной основе ничего хорошего нет.
Психологи постоянно говорят о том, что современные родители одержимы идеей о том, что ребенок постоянно должен быть включен в какую-то деятельность — пусть даже пассивно. Это неправильно. Иногда ребенку очень полезно поскучать — это стимулирует развитие фантазии, развивает творческие способности, а также помогает ребенку научиться планировать собственное время.
Многие так делают — пытаются создать вокруг ребенка безопасное пространство, в котором нет места неудачам. Все должно быть хорошо, иначе он травмируется — и физически, и морально. Неудивительно, что потом из таких детей вырастают люди, которые ни во что не ставят окружающих. Наша родительская задача состоит в другом: мы должны объяснить им, что провалы и падения — это еще один способ познать жизнь, стать более мудрым и получить ценный опыт.
С самого раннего детства дети должны испытывать себя на прочность. Они должны залезать на все странные конструкции на детских площадках, карабкаться по ступенькам, падать с разбегу, делать то, от чего вам хочется схватиться за сердце и поседеть. Но дайте им возможность познать окружающий мир вот так — это пойдет им на пользу. Доказано, что дети, которые ковыряются в грязи, лазают по деревьям и носятся босиком, реже болеют, растут самостоятельными и хорошо приспосабливаются к самым разным жизненным ситуациям.
По словам Лири, в семье должен быть ритуал, предшествующий отходу ко сну, — вы должны спрашивать у ребенка, как прошел его день (если он еще маленький, можете сами рассказывать, что сегодня было интересного). Это не только помогает ребенку лучше спать и чувствовать себя любимым, но и дает ему понять, что вам интересны события его жизни.
Читать ребенку можно и нужно с рождения. Это обогащает его словарный запас, развивает фантазию, помогает сосредотачиваться, порождает интерес к жизни и ее проявлениям, стимулирует любознательность и, конечно, помогает наладить связь с родителями, особенно если у них плотный рабочий график.
Мы часто ведемся на чужие замечания из серии: «Такой большой мальчик, а все еще с соской!» и начинаем действовать против интересов ребенка, лишь бы наша семья не выглядела «как-то не так» в глазах общественности. На самом же деле у всех детей разные темпы развития, именно поэтому не нужно спешить с горшком или пустышкой — постепенно ваш ребенок научится первому и откажется от второго. Только не угрожайте и не орите!
Все знают, но на всякий случай напоминаем: бить детей нельзя. Это не дает никакого воспитательного эффекта, даже если вам кажется, что да (если он замолчал или испугался, это не значит, что вы его воспитали с помощью шлепка по заднице).