Недавно у нас вышел материал, в котором говорилось о том, что атмосфера постоянного конфликта в семье негативно сказывается на состоянии и развитии ребенка. Авторы исследования, в результате которого это удалось выявить, рекомендовали парам научиться конфликтовать так, чтобы подавать ребенку пример здоровых и экологичных конфликтов вместо медленно тлеющих скандалов.
Комментаторы в соцсетях возмутились тем, что кроме рекомендации «научиться конфликтовать», в статье не нашлось конкретной инструкции о том, как сделать свои конфликты более продуктивными и менее травмирующими для ребенка. В связи с этим перевели для вас целый список приемчиков, которые помогут превратить скандал в диалог.
УспокойтесьПочему? Эта рекомендация звучит немного банально, однако не стоит ее игнорировать. То, как участники конфликта умеют управлять своими эмоциями и выражать их, очень важно для разрешения этого самого конфликта.
Как? Подготовьте стратегию успокоения до того, как вы окажетесь в конфликте, и используйте ее, когда почувствуете, что ситуация накаляется, а вы начинаете терять контроль над своими эмоциями. «Вы можете взять паузу, сделать несколько глубоких вдохов, предложить сделать перерыв, чтобы немного успокоиться», — предлагает семейный терапевт Сара Эпштейн (подробный список простых способов быстро успокоиться ищите здесь).
Осознанность и умение сделать перерыв, когда вы чувствуете, что ваш настрой может плохо повлиять на ход конфликта — это чрезвычайно важные качества. Сделайте паузу, разойдите по углам, отдышитесь, успокойтесь, и вернитесь к решению проблемы в более уравновешенном состоянии.
«Отзеркаливайте» то, что говорит партнерПочему? Во время конфликта людям часто кажется, что оппонент их не слышит или не понимает. Если вы будете проговаривать утверждения своего партнера и показывать, что вы его понимаете, ему будет проще почувствовать себя в безопасности и перейти от «боевых действий» к более конструктивному диалогу.
Как? Слушайте внимательно и показывайте, что вы понимаете, о чем идет речь. Например: «Я понимаю, что когда я подшутил над твоей работой, это тебя задело». Используйте те же слова, что и ваш партнер (конечно же, делать это надо осмысленно, а не просто повторять все сказанные фразы).
Слушайте эмоции, а не словаПочему? Нормальная коммуникация держится на словах, но во время конфликтов на первое место выходят эмоции. Профессиональный медиатор (это человек, который помогает другим людям решать их конфликты) Дуглас Нолл, отмечает, что в конфликтах слова имеют меньше смысла, чем эмоции: «Вы можете снизить напряжение, игнорируя слова и уделяя внимание эмоциям и чувствам, и отражая их».
Как? Для начала оцените собственные переживания. Если вы чувствуете себя злым, раздраженным и вам кажется, что вас не уважают, скажите: «Я злюсь, меня все раздражает, и мне кажется, что ты меня не уважаешь». Затем отложите все логичные доводы в сторону. Нолл утверждает, что попытка что-то исправить или решить проблему в разгар самого скандала может лишь сделать его еще сильнее. Сопротивляйтесь желанию починить все как можно быстрее. «Секрет в том, чтобы сперва снизить эмоциональное напряжение, а потом уже решать проблемы, — говорит он. — Вы снижаете напряжение, игнорируя слова и уделяя внимание эмоциям и чувствам».
Стремитесь к завершению конфликта, а не победе в немПочему? Это напоминание о том, ради чего вообще существуют конфликты. Люди вступают в них потому, что они не получают того, что им нужно: уважения, личного пространства, чистоты в доме. Но далеко не все конфликты заканчиваются тем, что люди получают то, чего они хотят. Чаще всего так бывает в конфликтах с детьми — их важно научить тому, что далеко не всегда конфликты заканчиваются тем, что каждый получает то, что хотел.
Как? Вместо «победы над противником» сконцентрируйтесь на общей цели — разрешении конфликта. Будьте гибкими, будьте готовы идти на компромиссы, но при этом четко проводите границы допустимого в этих компромиссах. Уважайте позиции друг друга и не забывайте о том, что все конфликты не могут постоянно решаться «в одни ворота», в то время как другой партнер постоянно чем-то жертвует и поступается.
Помните о соотношении «5 к 1»Что это значит? В 70-е годы прошлого века психолог Джон Готтман провел многолетнее исследование, в ходе которого он обнаружил определенный паттерн в отношениях счастливых пар. Этот паттерн заключается в том, что в коммуникации между партнерами соблюдается соотношение «5 к 1»: на один конфликт приходится пять позитивных взаимодействий — например, когда партнеры проявляют внимание и интерес друг к другу.
Как? Понятное дело, что невозможно быть идеальным партнером 24/7. Однако исследования показали, что если в подавляющем большинстве случаев вы общаетесь друг с другом в позитивном ключе, то и конфликты между вами будут проходить спокойнее и будут обладать меньшей разрушительной силой. Эксперты Института Готтмана даже рекомендуют парам вести дневник того, как они взаимодействуют друг с другом, и какие из этих эпизодов — позитивные, а какие — негативные. Брачный и семейный консультант Кэрри Кравец рекомендует партнерам вспоминать об этом соотношении прежде чем вступить в конфликт: «Когда вы хотите обсудить с партнером какие-то проблемы, снизьте интенсивность своей реакции, вспомнив минимум пять случаев позитивного взаимодействия с ним».
Начинайте с разогреваЧто это значит? Метод «разогрева» — это тоже еще один из методов конфликторазрешения, предложенных Джоном Готтманом. Он заключается в том, чтобы во время конфликта выражать свои эмоции и деликатно подталкивать своего партнера в направлении решения, которое, по вашему мнению, поможет разрешить конфликт или по крайней мере снизить напряжение между вами.
Как? Психотерапевт Дэн Снайдер-Коттер советует начинать разговор с «я-сообщений» и позитивного выражения своих потребностей. Например: «Я раздражаюсь, потому что я очень устала, а на кухне беспорядок. Не мог бы ты помочь мне и загрузить посудомойку и протереть столешницу?» или «Мне грустно, потому что ты не спросила меня, как прошел мой день. Можешь сейчас посидеть и поговорить со мной несколько минут, чтобы я мог рассказать тебе, что случилось?». В процессе разогрева вы выражаете свои эмоции простым языком и никого не обвиняете — это довольно простой и эффективный прием. «Так каждый участник конфликта может лучше понять, откуда взялась проблема, и разобраться, что с ней делать дальше», — говорит Снайдер-Коттер.
Оценивайте уровень стрессаЧто это значит? Это значит, что прежде чем начать конфликт, необходимо оценить, насколько ваш партнер (а в данном случае — оппонент) готов к этому конфликту. Усталость и стресс могут помешать конструктивному решению вопросов и превратить даже небольшое разногласие в ужасный скандал.
Как? Люди, находящиеся в состоянии стресса, в меньшей степени способны к конфликторазрешению. Клинический психолог Люси Расселл предлагает представлять стресс в виде жидкости, уровень которой может меняться. «Никогда не пытайтесь решать проблемы, когда чья-то „чаша стресса“ наполнена», — говорит она. — «Например, когда ваш ребенок приходит из школы, его нервная система перегружена от всех академических, сенсорных и социальных задач, которые он решал весь день» (с взрослыми и работой эта схема тоже работает). Дайте вашему оппоненту время отдохнуть, расслабиться и избавиться от стресса — хотя бы частично, и только затем начинайте решать проблему.
УходитеПочему? Не все битвы стоят того, чтобы в них ввязываться. И некоторые из этих бессмысленных ссор могут растягиваться надолго и превращаться в бесконечный цикл, внутри которого вы будете раздражаться еще больше.
Как? Иногда лучший способ решить конфликт (или остановить его) — это просто из него выйти. Медиатор Габриэль Хартли рекомендует сперва дистанцироваться от конфликта: «Сделайте пятиминутный перерыв, чтобы выйти из ожесточенного спора, в котором вы оказались. Прогуляйтесь немного и подумайте, действительно ли эта проблема требует вашего решения, или вы можете просто отпустить ситуацию» (Прим.ред.: есть подозрение, что здесь речь идет о тех ситуациях, когда инициатором конфликта выступаете вы сами, и вы можете самостоятельно оценивать, насколько важны и ценны для вас ваши претензии, или же они просто возникли на фоне усталости и стресса. Уходить от разговора тогда, когда ваш партнер делится с вами своей болью или обеспокоенностью, все же не стоит).
Понравился материал?

