Собрали материалы, которые могут быть полезны в эту минуту.
22 марта в Москве произошел крупнейший за последние десять лет теракт. На момент написания этой новости известно о более сотни погибших. Количество пострадавших постоянно уточняется: под завалами сгоревшего здания могут находиться люди.
Неизвестные ворвались в концертный зал перед началом выступления группы «Пикник» и открыли стрельбу по зрителям. Среди погибших и раненых есть дети.
Утром 24 марта психологиня Людмила Петрановская выложила в своем блоге пост: «Как говорить с детьми о ситуации». «Прежде всего, давайте определимся с целями., — написала она. — Зачем мы говорим? Чтобы ребенок понимал, что происходит — в том числе состояние взрослых. Чтобы не был сильно напуган, не стал боятся вообще всего.
Чтобы объяснить ограничения, возникшие в результате ситуации».
Петрановская призвала также держать в голове цели, которые мы не ставим, говоря с ребенком о подобных трагедиях: не навешивать на него чувства вины и горя, не искать утешения и сопереживания, не создавать ощущение, что мир опасен и непредсказуем.
«Если держать в голове эти цели и не-цели, становится понятно, как говорить, — объяснила психологиня. — Честно — что сами знаете Доступно — в зависимости от возраста и развития ребенка Устойчиво — это не значит „спокойно, без эмоций“, это значит „владея собой“ — несмотря на эмоции».
«Чтобы говорить с детьми, важно самим быть устойчивыми и помочь тем взрослым вокруг, кого „кроет“», — напомнила Людмила Петрановская.
Ранее мы уже публиковали конспект ее лекции на эту же тему: как поддержать себя и ребенка в трудной ситуации?
А вот что советует психологиня Лариса Суркова: «Не пугайте ребенка. Любят у нас взрослые люди свои мысли и внутренние трагедии выливать на детей. И при этом, считая их равными по возрасту и психической устойчивости. Поэтому разговор должен быть максимально спокойный, без слез и истерик. Хорошо работает метод схем и диаграмм. Возьмите лист бумаги и рисуйте или схематично изображайте на нем то, что хотите сказать. И себя успокоите и ребенку понятнее».
Суркова советует излагать только факты, избегая оценочных и эмоционально насыщенных фраз. На вопрос, можно ли не сообщать ребенку о случившейся трагедии, психологиня ответила: «Это допустимо».
Психолог Никита Карпов пишет: «Ключевое — чувства и переживания. Любые чувства имеют право. И ваши и подростка. Тут можно слушать, акцентировать на „что чувствуешь“ и „как ты“, помогать сформулировать. Страх и гнев — две основы всего спектра переживаний. Плачет — пусть плачет, будьте рядом. Бравирует — не спорьте, будьте рядом, говорите о своих чувствах, о том, что возможно под этой бравадой».
Здесь собрали организации и телефоны горячих линий, где можно получить экстренную бесплатную психологическую помощь.
Как обсуждать с ребенком плохие новости
Выражаем искренние соболезнования всем, кого затронула эта трагедия.