Всплеск интереса к офлайн-развлечениям.
Подходы к воспитанию детей в разных странах могут сильно отличаться друг от друга. Малыши и подростки растут в различных культурах и говорят на разных языках, это нормально.
Но несмотря на различия, кое в чем они похожи: например, играют в одни и те же игры. И нет, мы не про игру в кальмара. Собрали для вас подборку самых популярных классических подвижных игр, любимых детьми по всему миру.
Любимая игра малышей, дошкольников и даже некоторых взрослых.
Участники: от двух человек.
Суть игры: все участники прячутся, а водящий должен их найти.
Игра настолько любима в мире, что с 2010 года в Италии проводится международный чемпионат по пряткам, в котором принимают участие команды из 11 стран со всего мира. А в Японии выступили с инициативой включить прятки в список Олимпийских состязаний.
Впрочем, идея эта не нова, и поклонники труппы Монти Пайтон помнят их зарисовку из сериала «Летающий цирк Монти Пайтона», посвященную олимпийским соревнованиям по пряткам.
В прятки играют по всему миру, так что у игры появилось множество интересных локальных вариаций.
Прячется только один человек, а все остальные его ищут. Тот, кто находит спрятавшегося, присоединяется к нему. Важно никак не выдать тайное укрытие, не кричать и не смеяться. Далее в укромном месте собирается все больше игроков, нашедших спрятавшихся. В итоге детям становится тесно, как сардинам в банке. Игра продолжается, пока на площадке не останется только один ищущий. Он считается проигравшим и в следующем круге должен прятаться первым.
Водящий ищет остальных игроков и, заметив кого-нибудь из них, должен сказать: «Сорок, сорок, вижу тебя». Тогда прячущийся бежит наперегонки с водой на «базу», где начинается игра. Кто дотронется до «базы» последним, тому предстоит искать в следующей круге.
Прячущиеся игроки могут незаметно подойти к водящему и дотронуться до него, сказав при этом «даппа» или «чаппа». В такой случае водящий вынужден снова начать считать, а все участники могут перепрятаться в новые места. Водящий сменяется, как только он найдет любого из игроков.
Интересное по теме
Летние развлечения: 8 веселых (и освежающих!) игр с водой
В жмурки играли еще Древней Греции, только тогда игра называлась «медный комар». После у нее появилось множество имен с одинаковым смыслом. В Бангладеш игра называется «слепая муха», в Германии — «слепая корова», а в Испании — «слепая курица».
Участники: от двух человек.
Суть игры: водящему завязывают глаза и раскручивают его на месте, все остальные участники разбегаются в разные стороны и начинают привлекать внимание водящего громкими криками, чтобы он понимал, в каком направлении ему нужно двигаться.
Как и у пряток, у этой игры есть много интересных локальных особенностей, которые вносят разнообразие в общепринятые правила. Например, в одной версии игры водящий должен не только поймать участников, но и на ощупь угадать, кого он поймал.
В Японии жмурки можно назвать сложнейшим уроком по грациозности. Дело в том, что играли в них девочки, одетые в сковывающие их движения кимоно. Одной из них завязывали глаза и вручали в руки чашку чая. Водящая должна была поймать других девочек и при этом не расплескать чай.
В Германии распространен другой вид жмурок, при котором «слепой» водящий не только ловит остальных участников игры, но и управляет ими. Сначала он дает им команду: «Все ко мне», все подбегают к нему и дотрагиваются до него рукой. После водящий говорит: «Все от меня» — все участники отбегают от него. Водящий приказывает: «Стоп!», и все замирают на месте, а он начинает на ощупь их искать. Замершим игрокам разрешается отклоняться в стороны, но нельзя двигаться с места.
В Нигерии игра получила название «Кто ударил меня по голове?». Водящий становится в центр круга, один из игроков закрывает его глаза руками. Любой из участников подходит к водящему и легонько ударяет его по голове, а потом возвращается в круг. Водящему открывают глаза, и он должен угадать, кто его ударил. Если у него получается, то ударивший становится на его место.
Интересное по теме
Это вам не игрушки: игры для развития интеллекта ребенка
Игру называют «китайской» или «французской резинкой», так как считается, что игра появилась в Китае, оттуда попала во Францию, а после Второй мировой войны распространилась по всему миру. На территорию СССР она попала то ли из Вьетнама, то ли из Чехословакии. По крайней мере, в лагере «Артек» пионеры называли игру «чешской резинкой».
Участники: от трех человек.
Суть игры: участники по очереди или небольшой группой прыгают через эластичную резинку (китайское изобретение), скакалку или веревку, натянутую на разной высоте в с зависимости от сложности игры. Так как для этой игры важно поддержание ритма, то часто она сопровождается песнями или стишками (в Азии, Америке и Франции дети владеют широким репертуаром тематических песен).
Усложнять «прыгалки» можно не только поднимая резинку на уровень колен, талии или даже шеи игроков, но и за счет специально придуманных сложных комбинаций, в соответствии с которыми участники должны перепрыгивать через резинки.
Во Вьетнаме дети прыгают не только через веревку, но и через бамбуковые шесты. Двое игроков сводят и разводят их в разные стороны, держа параллельно земле, а остальные участники должны успеть перепрыгнуть через бамбуковые палки, соблюдая заданные правила и ритм.
Интересное по теме
Мавзолей, пуговицы и паровоз из стульев: какие игры для нас придумывали родители
Игра в классики пошла из древней Индии и была занесена в список игр, запрещенных Буддой. Есть предположения, что в классики прыгали и в Римской Империи. В Средние века они были популярны и в Европе. Доказательство этому можно найти даже в известном всем романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Участники: от одного человека.
Суть игры: на асфальте чертят мелом девять-десять больших квадратов с цифрами внутри, форма классиков варьируется в разных странах. Игрок бросается камушек на квадрат и прыгает до него, стараясь не наступить на меловой контур. Выигрывает тот, кто первым сможет проскакать все квадраты.
Как и у всех игр, у классиков имеется множество названий, принятых в разных странах. Например, в Италии это «колокольчик» (bell), в Сербии, Боснии и Хорватии — «маленькая школа» (little school), в Норвегии — «рай» (Paradise), на Кубе и в Пуэрто-Рико — «девочка-пилигрим». Интересно, что во многих названиях есть отсылка к библейской тематике. Например, в кубинском варианте каждый «класс» (круг) ассоциируется с путем паломника из чистилища в рай, описанного Данте в «Божественной комедии».
В Германии, Австрии и Швейцарии игра называется «Небо и земля» и также связана с путешествием до неба. Путь игрока начинается на первом квадрате (земля), на который он бросает камушек. Следующий квадрат — «ад», его обязательно нужно проскочить, иначе придется вернуться к началу. Игрок подталкивает камушек ногой дальше и прыгает на следующий квадрат. Его цель — добраться до «неба».
Интересное по теме
Тсс! 7 тихих игр для детей
Происхождение этой игры покрыто тайной, но существует мнение, что она появилась в XIX веке и связана с военной тематикой. Названия игры в разных странах подкрепляют ассоциацию с «войнушкой» и переводятся как «Король, нам нужен солдат!»
Участники: от восьми человек.
Суть игры: участники разбиваются на команды, которые выстраиваются в шеренги параллельно друг другу. Все участники команд крепко держатся за руки. Все вместе они называют имя одного из игроков своей команды (в другом варианте «солдата» выбирает противник), и он бежит в сторону противоположной «цепи», чтобы разбить ее. Если у него получается, то он уводит в свою команду одного из противников. Если нет, то сам присоединяется к чужой команде.
Несмотря на популярность игры, некоторые школы и детские сады в Америке запрещают своим воспитанникам играть в нее, считая ее слишком опасной для детей. И она действительно может оказаться таковой. Потому тем, кто не хочет рисковать, можно предложить безопасный вариант игры, популярный в Японии.
Дети также выстраиваются в две линии напротив друг друга. Напевая песенку, одна команда делает шаг вперед, а другая — отступает на шаг назад, когда песня заканчивается, лидеры каждой команды выходят вперед и разыгрывают между собой известные всем «камень-ножницы-бумагу». Победитель поединка возвращается к своей команде, и все вместе они решают, кого из команды противника заберут себе.
Популярность этой игры привела к тому, что она легла в основу корейского сериала «Игра в кальмара», вышедшего на Нетфликсе. Родиной оригинальной дворовой игры «замри» считается Греция, только там она называется «амальгата» или «статуя». По правилам участники, хаотично двигаясь, должны успеть встать в позы, имитируя древние статуи, а водящий, приказав им замереть на месте, угадывает, кто какую статую изображал.
Участники: от двух человек.
Суть игры: водящий отворачивается от игроков и начинает считать. В это время другие участники активно двигаются. В любой момент водящий может сказать «Стоп!» и повернуться, а все остальные должны успеть замереть на месте. Если водящий заметит движение кого-то из игроков, то последний занимает его место, и игра начинается сначала.
В России игра существует в нескольких вариациях. Самая популярная — «море волнуется раз…», когда игроки, замирая, изображают морских обитателей или любую другую фигуру. По разным правилам, водящий должен либо отгадать, кого изображает участник, либо внимательно следить, чтобы никто не пошевелился.
В Америке игра называется «светофор» или «красный свет, зеленый свет». Участники определяют игровое поле и собираются с одной стороны, с другой стороны спиной к остальным становится водящий. Он будет светофором. Когда он говорит: «Зеленый свет!», все начинают двигаться в его сторону. А когда он кричит: «Красный свет!» и оборачивается, то все замирают на месте. Если водящий замечает какое-то движение, то либо меняется с пошевелившимся игроком местами, либо исключает его из игры. Задача игроков — добраться до «светофора» незамеченными.
Интересное по теме
«Компьютерные игры помогли моему сыну выучить английский и заработать 200 тысяч рублей». Колонка мамы, которая не запрещает ребенку гаджеты
Общепринятой версии происхождения игры нет. Легенды связывают ее возникновение с пастушескими ритуалами ловли и клеймения скота. По другой версии, «засалить» человека означало заразить его страшной болезнью. В поддержку этой версии можно привести испанское название игры, звучащее как «бубонная чума».
Участники: от трех человек.
Суть игры: один участник ловит, другие разбегаются в разные стороны. Чтобы поймать игроков, водящему нужно дотронуться, «засалить» их.
У игры есть огромное количество вариантов, среди которых круговые салочки (игровое поле ограничено кругом и все бегают по его диаметру), цепные салочки (водящий ловит игрока и берет его за руку, теперь они пытаются догнать других участников вместе) и много других.
Во всех странах играют в салочки-заморозку, когда водящий, дотрагиваясь до игроков, замораживает их на месте, так что они не могут двигаться, пока их не разморозят своим касанием другие игроки.
Командные варианты игры, такие как полицейские и воры, кошки-мышки, и даже вампиры и люди также распространены во всех уголках земного шара.
Все чаще можно увидеть во дворах, играющих в пакистанский вариант салочек, который в переводе называется «вверх-вниз», а в русском варианте «салочки выше земли». Для этого варианта игры лучше выбрать детскую площадку, где много горок, лазалок, скамеек и качелей.
Смысл заключается в том, что водящий объявляет какая территория считается безопасной: на земле или над ней. В соответствии с этим, участники должны «убегать» от водящего, передвигаясь либо только по земле, либо по дощечкам, камням и лесенкам. «Засалить» игрока можно только в том случае, если он попадает на «опасную» территорию, например, спускается с горки или перебегает по земле от качели до скамейки.