«Легонький РАС»: почему в детских садах и школах детям так легко раздают диагнозы

Редактор Arzamas.academy Анна Красильщик рассказала в своих соцсетях, как в частном детском саду ее сыну без обследований поставили диагноз «легонький РАС». Как вы понимаете, больше она своего ребенка туда не повела.

Анна Красильщик выбрала детский сад для сына Феди по рекомендации знакомых. После трех посещений по три часа ей позвонила молодая девушка-куратор и ссылаясь на свой «огромный опыт» объяснила, что в садик ребенку ходить пока рано: «У него проблемы с сенсорной интеграцией, и вообще, скорее всего, легонький РАС, нужны частные занятия дома», — объявили маме. Справившись с первым шоком, Анна согласилась на частные занятия с Федей. Им пообещали проверить расписание и перезвонить. Не перезвонили.

С тех событий прошло уже полгода. За это время Федю осмотрели в Центре лечебной педагогики и подтвердили, что никакого аутизма у мальчика нет. Сейчас он ходит в садик, где «к нему относятся едва ли не нежнее, чем родная мать», пишет Анна.

Некоторое время назад подобная история произошла в семье журналистки Насти Красильниковой: педагоги частного Монтессори-сада, понаблюдав за мальчиком в течение часа, объявили о «задержке в развитии», и ни заключение невролога, ни визит в Центр лечебной педагогики не смогли их переубедить.


По закону только лечащий врач имеет право ставить диагноз, основываясь на всестороннем обследовании пациента. Почему частные образовательные учреждения — школы и сады — так легко раздают диагнозы детям?


«Есть сады, где любят детей и умеют с ними работать, понимают и чувствуют их. А есть другие сады, где Методика Правит Бал, а дети мешают — потому что они дети,  — пишет в комментариях Александра Боярская,  которая тоже столкнулась с постановкой диагноза ребенку на основании поверхностных наблюдений. — И это грустно. В таком саду классно «удобным» детям, но „неудобные» дети — это повод честно сказать «мы не умеем», а не пытаться отправить нормальных детей и их родителей к врачу».

Елена Гнедовская рассказывает историю поступления своего ребенка в первый класс: «Это кошмар какой-то, эти диагнозы. Нам в одной частной школе после собеседования с Полиной психолог в коридоре целый час со вздохами рассказывала, какой у нашей девочки сложный характер». Психолог прогнозировала ребенку сложности интеграции. Что стало основанием? «Полина от стыда из-за тупого задания, которое ей предложили сделать, вежливо попросила нас с мужем выйти в коридор (потому что побоялась, что мы будем ржать), а мы и вышли (это типа она нами управляет)», — написала Елена.

Знакомо ситуация выглядит и для москвички Ксении Ивановой: ее сына тоже не взяли в частную школу рядом с домом. Зато прислали письмо с отказом, согласно которому «в клинику для умственных инвалидов следовало лечь уже пару лет назад». «Я далека от того, чтобы с умилением думать, что мой ребенок самый умный и талантливый на свете, но все-таки есть объективные вещи. Видимо, мы этой школе не подошли, но нужно было как-то аргументировать, вот они и расстарались. Теперь искренне радуюсь, что не стала его пихать туда изо всех сил (они намекали, что через некоторое время можно снова сдать туда экзамены). Не уверена, что с таким подходом в этой школе было бы комфортно»,  — пишет Ксения.

«Считайте, что вас судьба отвела от мест, где взрослые не любят детей, — советует Елена Архангельская. — Знакомая в Америке билась за лучший садик, ребенку там было плохо, отдала рядом с домом, где всем руководили три пышных мексиканских тетки. Они были добрыми и нежными с детьми. И очень веселыми. Ребенок оттуда уходить не хотел».


А нужен ли ребенку детский сад? Почему чувство вины сопровождает родителей вне зависимости от возраста ребенка и причин, по которым его отдали в сад? И как со всем этим жить? Рассказываем в послании родителям от редакции НЭН.

Даже к лучшему на земле садику ребенку придется адаптироваться. Сколько занимает этот процесс, как понять, что ребенок успешно его прошел и когда адаптация начинает представлять угрозу здоровью ребенка — в нашей статье.

/

/