Дислексия, дискалькулия и дисграфия: как вовремя распознать

И что делать, чтобы они не помешали жить.

Иллюстрация Насти Железняк

Каждый любящий родитель прошел через стадию умиления своим чадом, когда оно только начинало разговаривать. Детский лепет — это так забавно! Но порой бывает так, что ребенок растет, а его речь не становится внятнее и понятнее. То «р» западает, то «л», то «ш», а то и вовсе — «каша во рту». При поступлении в школу может выясниться, что ребенок пишет «зеркально», с противоположным наклоном, не понимает смысла того, о чем читает, а еще, чего доброго, и со счетом беда.

Все это — симптомы таких логопедических нарушений, как дислексия, дискалькулия и дисграфия. Полагаться на то, что «школа научит», ребенок подрастет и все само пройдет, — значит обрекать свое чадо на непонимание со стороны учителей, неприятие сверстниками, плохую успеваемость, отвращение к учебе и дальнейшие трудности в жизни, в том числе с выбором профессии и выполнением рабочих задач.

Материал подготовлен совместно с российской благотворительной организацией Детские деревни SOS, которая с 1994 года занимается комплексным решением проблемы сиротства в нашей стране.

«Ярче всего заметны нарушения при переходе из садика в школу. Родители должны вовремя признать проблему и приложить максимум усилий для ее разрешения. Как правило, если ребенок посещал логопедическую группу, комиссия при переходе в школу рекомендует продолжить занятия с логопедом и там. Если нет специалиста в школе, обязательно нужно его найти», — убеждена Елена Леонова, руководитель программы профилактики социального сиротства и укрепления семьи благотворительной организации «Детские деревни SOS» в Орловской области.

Елена Леонова

Руководитель программы профилактики социального сиротства и укрепления семьи благотворительной организации «Детские деревни SOS» в Орловской области.

Дислексия

Признаки:

  • ребенок начал говорить позже сверстников;
  • у него возникают сложности с запоминанием и распознаванием букв и звуков;
  • он читает медленно, с ошибками, и прогресса не видно;
  • с трудом разделяет слова на отдельные звуки;
  • добавляет лишние буквы в словах;
  • не понимает прочитанного.

Из-за этого ребенок начинает избегать чтения и письма. Дислексия — это серьезное расстройство, которое влияет не только на школьные успехи, но и на эмоциональное благополучие. «Нарушения могут быть не видны до того момента, как ребенку потребуется грамотно написать „коза“, „корова“, „собака“», — говорит Елена Леонова.

Леонова вспоминает яркий случай из своей практики. В программу профилактики социального сиротства и укрепления семьи за помощью обратилась мама семиклассника — назовем ее Нина. Она сказала, что сын, назовем его Сева, совершенно не хочет учиться, прогуливает школу, у него нет друзей. Психологи программы заподозрили буллинг со стороны одноклассников Севы. Но дело оказалось совсем в другом. Нина считала, что с сыном все хорошо, не замечая, что ему требуется помощь специалиста.

«Беременность Нины протекала с осложнениями, что могло повлиять на темп речевого развития Севы после рождения. В детском саду мальчик занимался с логопедом в связи с речевыми нарушениями, но ходил туда вместе с детьми младше него. При переходе в школу комиссия предупредила Нину, что Севе необходимо продолжить занятия с логопедом, но женщина отмахнулась», — объясняет Елена Леонова.

Речь у Севы в школьные годы так и осталась нечеткой. Та самая «каша во рту». Мальчик читал крайне медленно, говорил непонятно для окружающих. И мышление у Севы сформировалось замедленным.

Но все это мама списывала на Севину медлительность. Такая уж черта характера, считала она. Учительница начальных классов была предельно терпима к особенностям мальчика: не подгоняла лишний раз, оставляла дописывать после уроков. Но при переходе в среднюю школу ребенок столкнулся с тем, что по каждому предмету — свой учитель. Его больше никто не ждал. Каждый педагог старался дать программу в отведенное на это время.

И Сева съехал на двойки. Педагоги говорили Нине, что мальчик не желает учиться, ленится, крайне невнимателен. Одноклассники стали обзывать Севу дурачком, немым, подсмеиваться над ним. Это был не буллинг, но явное исключение ребенка из классного коллектива. Севе были крайне необходимы работа с логопедом и подключение психолога. Потому что, несмотря на его крепкую психику, в нем уже созрел комплекс неполноценности. Мальчик чувствовал себя неуспешным.

«У Севы сильно страдала самооценка, складывалось неадекватное самовосприятие. Он привык защищаться, вступать в конфликтные отношения. Такого рода проблемы с самовосприятием могут приводить подростков к самоповреждающему поведению и даже к суицидальным рискам», — говорит Леонова.

Специалисты программы профилактики социального сиротства и укрепления семьи помогли Севе нагнать отставание в речевом развитии, но были упущены годы, когда можно было сделать это своевременно, не нанося ребенку психологическую травму.

Если по каким-то причинам в детстве дислексия не была скомпенсирована, человека нужно переориентировать на те занятия, в которых не сказываются его ограничения, развивать другие способности, которые позволят ребенку добиться успеха в жизни.

Всемирно известный танцовщик Сергей Полунин в одном из интервью признался, что не проходил школьные предметы. У него дислексия. Все время он посвящал оттачиванию навыков классического танцовщика. В итоге Полунин стал самым молодым премьером Лондонского королевского балета, а затем основал свой танцевальный проект, с которым гастролирует по миру.

Люди с некомпенсированной дислексией часто бывают хороши в точных науках. Из них могут получиться отличные математики и программисты.

Дисграфия

Еще одна категория трудностей связана с зонами мозга, отвечающими за слуховое восприятие. Не улавливая на слух правильное произношение слов, ребенок пишет так, как слышит. У него развивается дисграфия.

Признаки:

  • ребенку трудно копировать буквы и слова по образцу;
  • при письме происходит регулярная замена похожих по написанию букв;
  • не вырабатывается ровный, легко читаемый почерк;
  • ребенок испытывает проблемы с расположением текста на странице;
  • у него возникают трудности с запоминанием форм слов и букв.

Вот еще один случай из практики Елены Леоновой. В программу профилактики социального сиротства и укрепления семьи обратились родители девочки, назовем ее Наташей, у которой был большой процент утраты слуха. Девочка не абсолютно глухая, но очень слабослышащая. В связи с этим у нее развилась дисграфия. «Ее стремление к творчеству мы сделали помогающей историей. Наташа хотела петь и танцевать на сцене профессионально. В ее случае это было нереалистично. Я переориентировала ее на информатику, потому что в точных дисциплинах у нее все было хорошо. А творчество мы оставили как помогающее хобби в период студенчества», — делится Леонова.

В детском саду особенность ребенка, скорее всего, заметят и порекомендуют родителям отправить его на занятия с логопедом. А если ребенок в садик не ходит? Например, сидит с бабушкой. Тогда необходима группа раннего развития, где ребенку дадут необходимые навыки, обратят внимание на нарушения развития, которые подлежат коррекции, посоветуют, где найти специалиста. В дошкольном и младшем школьном возрасте дисграфию, как и дислексию и дискалькулию (о которой речь пойдет ниже), еще возможно скомпенсировать. В средних и старших классах это будет сделать гораздо труднее, а во взрослом возрасте — почти невозможно.

«Для профилактики дисграфии важно с самых малых лет заниматься музыкой, ритмикой — занятиями, при которых надо прохлопывать, простукивать, протопывать», — советует Елена Леонова.

Дискалькулия

Еще одной серьезной проблемой может быть дискалькулия.

«Если при складывании двух яблок с тремя ребенок не понимает, что это пять, а не четыре, не может оценить количество объектов „на глаз“, без подсчета на пальцах, ошибается в элементарных подсчетах — у него может быть диагностирована дискалькулия», — предостерегает Леонова.

Признаки:

  • ребенок неправильно называет цифры;
  • запоминает последовательность чисел, не понимая их сущности;
  • не может правильно определить позицию числа в числовом ряду;
  • плохо понимает математические термины;
  • не понимает, как разделить число на составляющие;
  • затрудняется в определении «больше — меньше»;
  • способен понять условия задачи только на конкретных примерах;
  • не способен оперировать сложными числовыми значениями.

Причина дискалькулии — недостаточное развитие внутритеменной борозды головного мозга. Также дискалькулию может вызвать сильный психоэмоциональный стресс, возникший во время начального изучения математики — из-за принудительных занятий и наказания за ошибки. Сопутствующим нарушением у детей с дискалькулией может быть дислексия.

Профилактические меры — обучение детей основам счета с трех лет. При этом нужно проговаривать каждое действие и его результат, показывать все это на пальцах. Важно развивать все виды памяти, пространственное восприятие, координацию движений и способность соотносить предметы с их изображениями. Необходимо выработать у детей понимание принципа: к предмету при счете по порядку может быть присоединено последовательно только одно числительное.

«С детьми, у которых имеются нарушения развития, необходимо как можно раньше идти к помогающим специалистам. Параллельно с коррекционными занятиями следует развивать творческие способности и то, что получается лучше всего, делая акцент на сильные стороны и таланты. Работа ребенка с логопедами, социальными педагогами и психологами позволит скорректировать у него ощущение, что он „не такой, как все“. Это предотвратит появление глубокой психологической травмы, которая впоследствии может не позволить ребенку стать счастливым человеком», — советует Леонова.

Ликбез «Неть!»: 10 признаков того, что ваш ребенок превратился в тоддлера
Каждый раз, когда у нас выходит мем или текст, в котором фигурирует слово «тоддлер», под ним обязательно появляется комментарий с жалобой на ...