Где школьники теряют баллы чаще всего и на что следует обратить внимание?
До экзаменов осталось меньше месяца. Детей и родителей ждет непростое и напряженное время. Тем временем, эксперты крупнейшей образовательной онлайн-платформы для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ «Умскул» собрали самые простые и самые сложные задания, на которые стоит обратить внимание в первую очередь, а также обозначены ключевые темы по истории и обществознанию.
Согласно данным Рособрнадзора, обществознание вновь стало самым популярными предметом среди выпускников — его выбрали более 303 тысяч человек (42,37%). Что касается истории, предмет в этом году будут сдавать 102 000 человек (на 3,2% меньше, чем в 2024 г.)
По данным ФИПИ, средний тестовый балл в 2024 году составил 57, а минимальный порог в 32 балла остался неизменным. Не смогли набрать минимальный балл всего около 8,5% участников ЕГЭ 2024 г. Более 14% участников ЕГЭ показали результаты в диапазоне 81–100 баллов.
Минимальный порог в 42 тестовых балла в 2024 году остался неизменным, а выпускники в среднем набирают 55 тестовых баллов. Доля участников, не преодолевших минимального балла в 2024 г., осталась практически такой же, как в 2023 г., и составила около 22%. А более 8% участников показали результаты в диапазоне 81–100 баллов.
Наибольшие сложности в 2024 году у выпускников вызвало задание номер 5 на знание исторических личностей. Средний результат выполнения заданий в 2024 — 36%, в 2023 г. — 47%.
Большой процент невыполнения показывает задание номер 18 на установление причинно-следственных связей. В 2024 году с ним справилось 28% учащихся.
Задания на проверку умения сравнивать исторические события, явления и процессы также относятся к проблемным — в 2024 году задание номер 20 выполнили со средним результатом 24% (в 2023 г. — 25%).
Затруднения возникли в заданиях на составление сложного плана, таких как номер 24. Его выполнили только 22% учеников — на 16% меньше, чем в 2023 году.
Также выпускникам сложно работать с терминами и понятиями — им не удается выяснить значения простых слов и анализировать многозначные, а еще оценивать сложные социальные явления, разбираться в научных текстах или излагать собственные мысли.
Об этом свидетельствует низкий процент выполнения задания номер 18 — всего 37% (35,9% в 2023 году)
Ученикам с трудом удается готовить письменные работы по социальной проблематике — соотносить различные теоретические подходы, делать выводы как основываясь на теории, так и исходя из опыта. Так, задание номер 20 выполнили 29,5% в 2024 году и 32,1% — в 2023 году.
Одним из самых легковыполнимых заданий оказалось задание номер 1, на хронологию. С ним справилось 70% учеников.
Работа с картой в задании номер 11 показала 81% успешного выполнения задания
Наконец, абсолютным лидером по выполнению стало задание номер 14, на работу с текстовым источником. Оно проверяет умение анализировать документ, определять его автора, время создания, причины и последствия описанных событий, а также понимать позицию автора. В 2024 году с ним справилось 83% учащихся.
Статистика показывает, что увереннее всего выпускникам удается работать с диаграммами в задании номер 9. Зафиксирован 91% выполнения задания в 2024 году.
Также ученики хорошо справляются с заданиями на поиск информации в тексте. Задание номер 17 успешно решили 87% учеников.
И наконец, замыкает тройку задание номер 21 на анализ графика спроса/предложение — его выполнили 73% учащихся
Несмотря на стабильно высокие результаты, школьники по-прежнему сталкиваются с трудностями при сдаче ЕГЭ по истории и обществознанию. По истории особенно сложными для них остаются задания на знание исторических личностей, установление причинно-следственных связей и умение оценивать исторические явления. По обществознанию — на составление сложного плана, владение понятийным аппаратом и подготовку работ с социальной проблематикой. Поэтому стоит уделить особое внимание изучению этих тем.