«Дед увозит свою дочь от токсичной жены в лес и оставляет там замерзнуть»: сказки с точки зрения феминизма

В телеграм-канале Wrong feminism вышел пост о сказках и смыслах, которые они транслируют.

Авторка поста под ником Emma Scott убрала из домашней детской библиотеки «Русалочку» и «Морозко», потому что ее не устраивает образ женщины, который они создают. Обе истории давят на жертвенность, в случае с Русалочкой — двойную, ведь героиня становится немой и отрекается от мира, в котором выросла, чтобы быть со своим принцем.

Мне не нравится эта сказка, потому что она транслирует, что это нормально — пожертвовать своей личностью ради жениха. Подобные жертвы я не приветствую и не хочу транслировать своему ребенку.

В «Морозко» же Настеньке приходится врать, что она вовсе не замерзла, когда инеем покрыты даже ее ресницы. За готовность умереть, лишь бы не навязываться, девушка получает щедрые дары: «Я не очень понимаю, в связи с чем? Это поощрение за выбор быть удобной и не слышать себя? В угоду кому?» — возмущается Emma Scott.

Она попыталась вспомнить героинь детских книг, судьба которых не зависела от прекрасных принцев:

«Пришли на ум только Пеппи Длинный чулок и Рони, дочь разбойника. Из исторических Жанна д’Арк, еще у нас есть книги про Коко Шанель и Фриду Кало».

В комментариях рекомендуют творчество дореволюционной писательницы Лидии Чарской:

«В ее работах, конкретно в „Смольном“ цикле, великолепная репрезентация дружбы девушек разных национальностей и сословий, сильные персонажи и легкий красивый слог. Плюс неповторимая атмосфера девятнадцатого века», — рекомендует подписчица канала Лиза.

Туда же советская классика: «В книгах того периода часто девочки такие же деятели, как и мальчики. Мне очень нравилась серия про Алису Кира Булычева, в библиотеке целая полка с кей была, все прочитала и не по разу», — пишет Polina B.

Из современных авторов рекомендуют Фредерика Бакмана и его историю «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения»: «Там главная героиня очень умная девочка семи с половиной лет, чья бабушка определенно феминистка. Внучка получает квест и серьезную ответственность, потому что бабушка верит — внучка с этим справится лучше, чем кто-либо», — пишет anthesk.

Если хочется читать именно сказки, в русском фольклоре есть отличные героини:

«Мне серия про русских богатырш-поляниц нравилась Настасья Микулишна, Настасья Окульевна, Василиса Микулишна…» — пишет Софи.

В новых мультфильмах все чаще появляются сюжеты, где героиня — самодостаточна: «Меня радуют современные диснеевские мультфильмы. „Холодное сердце“, „Моана“, „Райя“ — в последних двух даже любовной линии нет! — пишет Мария Тюрина. — Из старых вспоминается „Мулан“. Все же это история о силе воли, уме и храбрости».

Кроме упомянутых в посте, в анти-топ участниц дискуссии попали диснеевская «Красавица и Чудовище»:

«Девушка исправляет Чудовище и он становится хорошим. Мне это напоминает абьюзивные отношения, где мужик бьет, пьет и ничего не делает, а женщина верит, что она сможет его изменить», — написала Monsieur.

Историю Дюймовочки назвали «краткой инструкцией о том, с какими мужиками связываться не стоит»: «Даже Эльф сомнения вызывает. Хоть и крылья подарил и безусловно принял, манипуляшечка: «откажешь — я умру».

Вызвала вопросы даже «Снежная королева», где в противоборство вступают две главные героини:

«С одной стороны, Герда сама фигачит в путь через приключения, молодчина, сильная отважная девочка. С другой, Кай как будто та самая принцесса, дождавшаяся „покровительницу“. К сожалению, отражает жизнь многих женщин, которые самоотверженно херачат за мужиками, а те принимают как должное», — считает Hjks.


Пользовательница с ником Сова иглоножка рекомендует воспринимать сказки только как любопытный экскурс в прошлое: «Если и читать, их мораль нельзя принимать за жизненное мерило, а только как опыт прошлых поколений. Поколения меняются и интересы людей тоже».

Как читать с детьми книги, где родители вывозят неугодных детей в лес, лупят розгами и вообще действуют не особо гуманно? Может, совсем не читать? Об устаревших моральных нормах в классической детской литературе недавно рассуждал сценарист Иван Филиппов. А здесь вы найдете рассуждения специалистов о том, стоит ли вообще уделять внимание сомнительным с точки зрения современной морали моментам в сказках.