Сенаторы предложили запретить рекламу смеси

Сенаторы во главе с вице-спикером Совета Федерации Галиной Кареловой разработали проект закона, запрещающий рекламу заменителей грудного молока для детей в возрасте от рождения до года. По данным РИА Новости, законопроект уже внесен в Госдуму.

В документе говорится, что необходимо запретить рекламу «детских молочных смесей (заменителей женского молока), предназначенных для вскармливания детей в возрасте от 0 до 12 месяцев жизни, включая продвижение продукции в местах продаж, в том числе с помощью использования специальной выкладки товара, купонов на скидку, бонусных товаров, распродаж, продаж по сниженным ценам, продаж ниже себестоимости и в виде нагрузки при покупке иных товаров, а также путем раздачи образцов или иных средств продвижения товаров».

«Международный свод правил по сбыту заменителей грудного молока Всемирной организации здравоохранения содержит прямой запрет подобных действий в отношении смесей, предназначенных для самой чувствительной аудитории — малышей в возрасте от 0 до 6 месяцев. Во многих странах запреты на рекламу распространяются на смеси для возраста от 0 до 12 месяцев», — цитирует «Парламентская газета» одного из авторов законопроекта, председателя комитета Совета Федерации по социальной политике Валерия Рязанского.

Авторы проекта указали, что, в случае принятия закона о запрете коммерческого продвижения смесей, он не будет касаться рекламы, «распространяемой в местах проведения медицинских выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских работников специализированных печатных изданиях и на иную рекламу, потребителями которой являются медицинские работники».

По мнению сенаторов, принятие таких мер по ограничению маркетинговой активности вокруг смесей поможет снизить процент случаев отказа от грудного вскармливания, которое считается оптимальным способом питания младенцев. Они уверены, что часто женщины принимают необоснованное решение об отказе от ГВ под давлением рекламы смеси.


Также в законопроекте подчеркивается, что реклама любых других продуктов питания для детей до года «не должна представлять их в качестве полноценных заменителей женского молока и содержать утверждение о преимуществах искусственного вскармливания детей».

В мире действует Международный свод правил по сбыту заменителей грудного молока, разработанный Всемирной ассамблеей здравоохранения при ВОЗ. Он призван защитить грудное вскармливание от маркетинговых активностей, приводящих к отказу от него — рекламы смесей, бутылок и даже сосок. Некоторые из его положений действуют в десятках стран мира. Полностью ознакомиться с правилами можно тут.


Со своей стороны хотим сказать, что вместо того, чтобы запрещать рекламу смесей, было бы здорово начать с обновления базы знаний медицинских работников в женских консультациях, роддомах и детских поликлиниках. Очень часто именно они и их некомпетентность становятся причиной отказа женщин от ГВ: им внушается мысль об их лактационной несостоятельности, распространяются мифы о «пустоте» молока после шести месяцев ГВ, их ругают за прикладывания по требованию, их заставляют сцеживаться и мыть грудь после каждого кормления и так далее. Вот с чем действительно нужно бороться. Тем более что и сами авторы законопроекта признают, что с налаживанием ГВ в роддомах все весьма печально: «По данным ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии», раннее прикладывание к груди среди практически здоровых детей имеет место лишь в 51,6% случая». Может быть, провести образовательные мероприятия, а уже потом заниматься вопросами запретов? Глядишь, они и не понадобятся.