Объясняет доказательный невролог.
Недавно читательница написала нам письмо с вопросом: что современная доказательная медицина говорит о развитии речи ребенка? Есть ли у врачей, опирающихся на исследования, представление о том, что на самом деле считается речью, что делать, если ребенок не говорит и какие меры в таком случае предпринимать?
Мы обратились к нашим информационным партнерам из клинки DocDeti и попросили их стать для нас проводниками в мир речи ребенка. Представляем вам карточки, которые мы подготовили вместе с неврологом Аминой Ируговой. Она рассказала о том, как родителям наблюдать за освоением речи ребенком, когда беспокоиться и почему нужно уходить от врачей, которые пытаются лечить препаратами «неговорящего» ребенка.
Речь — это сложный навык, который ребенок начинает осваивать с самого рождения.
Развитие речи всегда происходит в строго определенной последовательности. Сначала это простая коммуникация — ребенок использует звуки и жесты для передачи информации. Затем он начинает использовать слоги-словоподражания, при этом определенные звуки использует для определенных ситуаций (и тогда мы называем эти звуки словами).
Следующий этап — простые фразы, малыш старается составлять словосочетания для передачи более сложных идей. Затем его речь усложняется и он уже может составлять предложения с грамматической структурой, может задавать вопросы и поддерживать диалог. Далее появляется способность рассказывать, передавать свой опыт. И самый крутой речевой навык — способность говорить об отвлеченном.
Да, для этого они могут пользоваться списком так называемых красных флагов, говорящих о том, что с речью ребенка не все благополучно.
— ребенок не реагирует на звуки, голос родителей;
— в шесть—девять месяцев у него нет лепета;
— в 12 месяцев не говорит «мама», «папа», обращаясь к ним;
— в 15 месяцев не использует слов или звукоподражаний (помимо «мама» и «папа»), не использует указательный жест;
— в 18 месяцев в словаре менее пяти слов, не может выполнить простую инструкцию без использования жестов, не указывает на что-то, чтобы поделиться удовольствием или волнением с другим человеком;
— в 24 месяца использует менее 50 слов, не составляет словосочетания.
Если у ребенка обнаруживается один из этих симптомов, необходимо обратиться к врачу-неврологу для проведения диагностики.
Интересное по теме
Кому помогает логопед, а кому — нет? Отрывок из книги немецкого педиатра
Для каждого возраста свое понятие речи. Например, первым проявлением речи является крик новорожденного, а затем смех, гуление, лепет. Все этапы, которые проходит ребенок на пути к полноценному развернутому повествованию, являются речью.
Когда мы говорим о ребенке одного-двух лет, словами мы будем считать любые звуки или сочетания звуков, которые всегда обозначают что-то одно (например, «ка» — это всегда «красный»). Ближе к трем годам мы ожидаем, что ребенка будут хорошо понимать окружающие, которые не являются членами его семьи.
Поэтому словами в этом возрасте мы будем считать полноценные слова, которые все окружающие могут понять. Что касается количественной нормы слов, на данный момент нет общепризнанных стандартов. Родители и специалисты могут пользоваться нормами, которые дает ресурс UpToDate (это самый достоверный источник медицинской информации на сегодняшний день).
— ребенок плачет и поворачивается на звук.
— гуление (это открытые гласные звуки «о-о-о-о-о», «а-а-а-а-а»);
— появляется улыбка;
— зрительное сосредоточение на лицах.
— лепет (повторяющееся сочетание согласных и гласных — «бабабаба», «мама»);
— реагирует на свое имя.
— произносит первые слова («мама», «папа», обращаясь к родителям);
— выполняет простую инструкцию с использованием жеста (например, вы говорите: «Дай мне мяч» и протягиваете руки);
— использует лепет с интонацией;
— подражает звукам (животных, автомобиля);
— понимает «нет», «нельзя»;
— использует указательный жест, чтобы что-то попросить;
— использует другие жесты (например, «нет», «пока-пока»).
— указывает пальцем на части тела, когда их называют;
— выполняет простую инструкцию без использования жестов;
— использует указательный жест, чтобы поделиться вниманием/удовольствием с другим человеком (а не только чтобы попросить что-то).
— использует фразы из двух слов («мама пить», «идем гулять»);
— указывает на предметы и людей, когда их называют.
— отвечает на простые вопросы («как тебя зовут?», «кто это?»);
— выполняет двухэтапную инструкцию;
— можно понять 50 процентов из того, что ребенок говорит.
— использует предложения из четырех-пяти слов;
— понимает размещение в пространстве («на», «внутри», «под»);
— использует местоимения и множественное число;
— можно понять 75 процентов из того, что ребенок говорит.
— использует полные предложения с грамматическими обозначениями (например, множественное число, окончания глаголов);
— выполняет трехэтапную инструкцию;
— понятно сто процентов из того, что ребенок говорит.
Интересное по теме
«Почему-то взрослые имеют право на характер, могут быть конфликтными, раздраженными, своенравными. А у детей это сразу считается болезнью»: о чрезмерной диагностике в неврологии
В этой ситуации выход только один — уйти от такого врача. Задачей специалиста является грамотная диагностика и составление плана помощи, но никак не запугивание. Лучше обращаться к врачам, которые в своей работе придерживаются принципов доказательности (то есть используют только те методы вмешательства, эффективность которых доказана в результате хороших исследований).
Особенно это важно в случаях речевых нарушений. К сожалению, в нашей стране очень распространена порочная практика лечения задержек речи препаратами и аппаратными методами лечения. И зачастую ребенок получает очень много всего, но не получает того, что ему действительно поможет.
Нужно запомнить всего лишь одно правило: стимулировать развитие речи препаратами невозможно. На сегодняшний день в мире нет препаратов с доказанной эффективностью, которые в состоянии повлиять на развитие речи.
И даже всеми любимые ноотропы будут неэффективны. Кроме того, многие препараты из этой группы изготавливают из головного мозга крупного рогатого скота и свиней, введение их связано с риском прионных болезней (неизлечимые заболевания мозга — прим. НЭН). Поэтому доказательная медицина против использования данных препаратов для лечения детей.
Интересное по теме
Дельфины и ноотропы: 8 методик, которые не помогут при аутизме
Наиболее распространенными сегодня аппаратными методиками являются томатис, микрополяризация, транскраниальная магнитная стимуляция. Эффективность и безопасность этих методов также не доказана, поэтому я не рекомендую своим пациентам их применение.
Развитие коммуникативных и языковых навыков является одной из важнейших задач раннего детства. Благодаря им ребенок обучается, осваивает социальные навыки. И если есть трудности с речевым развитием, это неизбежно влечет за собой целый ворох проблем с обучением, социализацией и даже поведением.
Нет. Неврология — это очень большая область медицины, и речевые нарушения составляют только небольшую ее часть.
Интересное по теме
Что делать, если ребенок просыпается ночью и кричит от страха? Отвечает детский невролог Сергей Зайцев
Это зависит от нескольких факторов. Каждый ребенок рождается со своими «заводскими настройками», на которые нельзя повлиять (генетика, структурные изменения головного мозга, нейробиология). Но есть еще факторы среды, которые мы можем изменять, чтобы сделать ее наиболее благоприятной для развития речи.
Например, мы можем создать богатую языковую среду, в которой с ребенком будут много разговаривать, где у него будет много возможностей для общения, где будет много стимулов для того, чтобы говорить.
Еще почитать по теме
«Разговаривая с малышом с первых дней его жизни, вы создаете фундамент для его дальнейшего речевого развития»: отрывок из книги «Без паники! Что делать, если ребенок не говорит»