В России сложилась традиция поздравлять с 23 Февраля всех мужчин без исключения. Как будто это мужской вариант Восьмого марта (кстати, настоящий Международный день мужчин отмечается 19 ноября каждого года), а потому все представители мужского пола заслужили свою порцию носков и гелей для душа, независимо от их принадлежности к защите Отечества.
Мальчикам, независимо от возраста, тоже полагаются подарки на 23 Февраля, как «будущим защитникам Отечества». Дети уже с садика начинают учить стихи о том, как они пойдут сражаться за Родину, маршируют на утренниках, вооружаются до зубов пластмассовыми автоматами и хвастаются военной формой. И хотя для многих это выглядит как естественный ход вещей (мальчик с детства готовится выполнить свое предназначение защищать родную страну), на самом деле это довольно вредная и опасная тенденция. Давайте разбираться.
Воспитание из всех мальчиков «будущих защитников Отечества» происходит из той же парадигмы, что и воспитание «настоящего мужчины», который обладает целым набором качеств. Он никогда не плачет, не ноет, не жалуется (с самого рождения, конечно же), сам справляется со своими проблемами, защищает слабых (то есть девочек и женщин), обеспечивает семью, не проявляет слабостей и всегда готов пойти с голыми руками на медведя или на танк, если тот угрожает его стране и семье.
В целом это звучит как довольно удобный набор человеческих качеств (как для родителей, которые не готовы помогать своему малышу справляться с проблемами, так и для государства, которое получает универсального солдата). Однако, как показывают современные исследования, последствия воспитания «настоящего мужчины» далеко не такие безоблачные: за твердым характером стоят подавленные страхи и детские травмы, за умением постоять за себя и желанием быть главой семьи — легализованная агрессия, за хладнокровием — низкий эмоциональный интеллект и неразвитая эмпатия.
Все эти качества, возможно, и нужны для выживания на войне, но в современном мире (где подавляющее большинство мужчин и проводят всю свою жизнь) они, скорее, мешают — в том числе строить здоровые отношения внутри собственной семьи. Универсальные правила маскулинности, которые навязываются всем мужчинам без исключения, не подразумевают того факта, что каждый мужчина является личностью со своими интересами, целями и личными качествами, что, в свою очередь, приводит к неудовлетворенности жизнью, депрессиям, неврозам, тревожности и агрессии.
По данным ВОЗ, в 2019 году Россия заняла третье место по количеству совершаемых самоубийств (после Лесото и Гайаны), причем мужчины в нашей стране совершают суицид в семь раз чаще женщин. Если брать статистику только по мужским суицидам, то здесь Россия находится на первом месте. Причины самоубийств могут быть разными, но невозможность обратиться за помощью со своими психологическими проблемами и нежелание показаться слабым (а все начинается с «мальчики не плачут», ага) — одни из них.
Также, по словам экспертов, мужчины идут на самоубийства из-за финансовых проблем (далеко не все справляются с ролью «кормильца»), психологических травм (к которым относится участие в военных действиях), алкоголизма или неизлечимых заболеваний.
Вторая проблема милитаризма (да, дети в форме на День победы — это про то же) заключается в романтизации и популяризации войны, которая превращается в веселую игру вместо реальной катастрофы. Детей учат тому, что война — это праздник, победа, игра, в которой можно громко стрелять и быстро бегать, но не говорят о том, что это огромная беда, множество потерь с обеих сторон, сотни тысяч разрушенных семей и непоправимая трагедия — как для людей, так и для страны.
Согласно исследованиям и научным работам, милитаризм и популяризация милитаристских ценностей напрямую связаны с уровнем агрессии и насилия в обществе. Так, например, Мэделин Адельман из Университета Аризоны в своей статье «Армия, милитаризм и милитаризация домашнего насилия» пишет о том, что гендерное насилие, такое, как харассмент, изнасилование и домашнее насилие очень часто происходит в семьях и сообществах военных, причем как в «мирное время», так и во время вооруженных конфликтов.
В своей работе Адельман ссылается на исследования, проведенные в Израиле — стране, где служба в армии является обязательной и всеобщей. По словам автора, напряженная обстановка в стране, военная угроза и общественная милитаризация являются питательной средой для формирования националистических ценностей, роста сексизма и агрессии.
Специалисты Американского совета по семейным отношениям утверждают, что пропаганда милитаристских ценностей помогает нормализовать насилие в массовой культуре, в результате чего дети и подростки начинают лояльнее относиться к проявлениям агрессии или актам насилия. «Развлекательные каналы показывают нам „чистую войну“ без жертв, тел и страданий, благодаря чему война выглядит стерильно и даже красиво», — пишут социологи Эрин Стойтер и Джефф Мартин. Тот образ войны, который транслируется детям в медиа и компьютерных играх (и даже на утренниках, что уж тут), заставляет их воспринимать насилие «хороших против плохих» как позитивную норму.
Но давайте вернемся к празднику. Нет, ваш ребенок не станет депрессивным маньяком-убийцей, если вы подарите ему пластмассовый танк на 23 Февраля. Проблема здесь не в конкретном празднике, который изначально задумывался как день тех, кто имеет отношение к вооруженным силам (причем это касается и мужчин, и женщин). Проблема в системе, частью которой является 23 Февраля в детских садах и школах, потому что «все мальчики — это будущие солдаты и защитники Отечества».
Перестроить систему непросто, тем более что она напрямую связана с государственной политикой и ценностями. Лучшее, что могут сделать родители в данной ситуации, — это не оставлять важный разговор о войне и патриотизме на откуп учебным заведениям.
Обсудите с детьми, что не так со стихами для утренников и нарядных фотожаб на фоне танков. Расскажите о войне не только в радостных цветах победы. В очередной раз поговорите о том, что любые эмоции — это нормально, а непоколебимые супергерои — лишь плод воображения сценаристов. И найдите другой праздник, к которому ваш ребенок будет иметь прямое отношение (например, 1 Июня или 22 Ноября), чтобы вручить в честь него подарок.