Для того, чтобы разобраться в вопросе, мы воспользовались помощью подкаста The Disney Therapist (представляете, есть целый подкаст, где психотерапевты разбирают диснеевские мультики — правда на английском) — у них вышел огромный двухчастный выпуск, посвященный здоровым отношениям в диснеевских мультфильмах. И вот, что нам удалось узнать.
Для начала давайте разберемся с терминологией, чтобы понимать, что мы говорим об одном и том же. Один из ведущих подкаста, клинический терапевт Алан Ягер, характеризует здоровые отношения так: «Здоровые отношения — это те, в которых у нас много свободы, в которых мы можем быть собой, иметь недостатки, и не подвергаться из-за них нападениям и критике. В здоровых отношениях люди чувствуют себя безопасно — и это самое главное».
Отношения между людьми (а в данном случаем — между мультипликационными персонажами) могут быть разными — не обязательно романтическими. Отношения складываются между членами одной семьи, между друзьями, между учеником и наставником, между коллегами, между боссом и подчиненными. В своем подкасте психотерапевты рассмотрели несколько видов здоровых взаимоотношений, которые встречаются в мультиках компании Disney.
«Мне кажется, дружба в диснеевских мультиках изображена лучше всего», — говорит Ягер, и мы не можем с ним не согласиться.
Первая группа друзей, за которыми полезно и приятно наблюдать — это ребята из «Короля Льва»: Тимон, Пумба и Симба. Все начинается со знакомства — при встрече с хищником (маленьким Симбой) Тимон и Пумба не пытаются сразу убежать от него (хотя это самое первое, что предлагает сделать Тимон) — они спасают его, приводят в чувства, а потом пытаются подбодрить, обнаружив, что львенок из-за чего-то тоскует.
Со временем между Тимоном, Пумбой и Симбой формируется глубокая связь, состоящая из привязанности и принятия, которая объединяет их в очень необычный союз из хищника и животных, которые потенциально могли бы стать его добычей. Симба преодолевает свою природу для того, чтобы сохранять отношения со своими друзьями — он сознательно принимает решение не идти на поводу у своих инстинктов, и это невероятно ценно.
Следующий на очереди — мультик «Зверополис» об отношениях между коллегами — зайчихой Джуди Хоппс и лисом Ником Уайлдом, который тоже можно использовать как яркий пример дружеских отношений.
Там, по мнению второго ведущего подкаста, семейного терапевта Тайлера Рича, прослеживается идея, которая встречается во многих диснеевских фильмах: о том, что дружба — это непростой вызов.
«Зверополис» в данном случае является отличным примером: герои мультфильма начинают свои отношения совсем не как друзья, однако потом, по мере того, как они приобретают совместный опыт и проходят через различные испытания, они становятся ближе друг к другу и постепенно превращаются в друзей. «Я думаю, именно так мы и приобретаем друзей», — отмечает Рич. Несмотря на то, что герои мультика очень сильно различаются по своим характерам и убеждениям, в итоге они разбираются с тем, как поддерживать друг друга и сохранять связь.
«Зверополис показывает, что дружба не всегда начинается с немедленной связи типа „Мне это нравится“ — „И мне это нравится!“ — „Ого, ура, мы лучшие друзья!“… Здесь мы видим [пример того, что] мы можем принадлежать к совершенно разным мирам, но при этом мы можем понимать друг друга, и благодаря этому пониманию мы можем вступать в отношения, о которых мы раньше даже не думали», — объясняет Ягер.
По мнению Ягера, этот мультик наглядно показывает зрителям как важно и полезно иметь группу поддержки, свое «комьюнити» единомышленников, которые готовы прийти на помощь в любой момент.
Рич обращает внимание на то, что иногда хорошие друзья появляются тогда, когда ты в них нуждаешься — ты можешь их об этом даже не просить, но они просто готовы прийти на помощь, заметив, что у тебя проблемы — именно это и делают друзья Хиро, после того, как Бэймакс рассылает им уведомления о его плохом настроении.
«Это один из самых моих любимых и один из самых недооцененных диснеевских мультфильмов», — говорит Рич. Однако, по словам психотерапевта, этот мультик 2007 года стоит вспомнить и посмотреть — и вот почему. «Этот мультфильм показывает, что каждая семья уникальна, но при этом в семьях все поддерживают друг друга, принимают друг друга и все связаны друг с другом на очень глубоком уровне», — объясняет он.
В одном из эпизодов главный герой мультфильма — мальчик-изобретатель Льюис — пытается починить внезапно сломавшийся агрегат по производству арахисового масла и джема. После того, как усилия Льюиса приводят к провалу (агрегат просто обливает всех собравшихся арахисовым маслом и джемом), а он начинает ругать себя, вся семья встает на его сторону: «Ты облажался… и это было круто! Невероятно! Исключительно!», «На ошибках ты учишься, а на успехе — не особо». Робинсоны радостно объясняют Льюису, что в провалах нет ничего страшного, а ошибка — это на самом деле еще один шаг к успеху.
Еще один мультфильм, в котором, по мнению психотерапевтов, прослеживается здоровая семейная динамика — это «Моана». В семье Моаны происходят конфликты и разногласия, однако они решаются, а члены семьи при этом не теряют доверия друг к другу.
После того, как Моана возвращается домой, родители радостно ее приветствуют и — что не менее важно — прислушиваются к ее опыту, который она получила за время своих путешествий. В этом, по словам Ягера, и есть настоящая сила семьи — умение отпустить своих «птенцов» на свободу, когда они к этому готовы, а затем принять их обратно с теплотой и уважением к их личному опыту, идеям и мнениям.
В этом мультфильме можно наблюдать динамику в отношениях, которые не так часто встречаются в мультипликационных сюжетах — отношения, в которых старший сиблинг заботится о младшем (потому что по сюжету родители Лило и Нани погибли). Старшей сестре Лило приходится заботиться о ней — это дается девушке непросто, не обходится без скандалов, слез и криков, однако, несмотря ни на что, Лило и Нани остаются любящей и заботливой семьей.
«Иногда, когда нам кажется, что в неидеальном что-то „не так“, а на самом деле все „так“. Дела могут идти неидеально, и нам надо принимать эту неидеальность жизни и продолжать ей наслаждаться — мне кажется, это очень здоровый подход», — поясняет он.
Несмотря на то, что многие отношения в диснеевских мультиках кажутся оторванными от реальности и строятся на гиперболизированных стереотипах о романтике, влюбленности и любви (и заканчиваются абстрактным «долго и счастливо»), есть среди них и те, с которых хочется брать пример. (Справедливости ради хочется отметить, что тему романтических отношений ведущие подкаста затронули лишь поверхностно и рассказали далеко не о всех позитивных примерах).
Романтические отношения между ВАЛЛ-И и ЕВой примечательны тем, что они выстраиваются как в немом кино — для создания и поддержания своих отношений герои не пользуются словами, только жестами, действиями и поступками.
Любопытны отношения между этими героями еще и потому, что они принадлежат к совершенно разным мирам — ВАЛЛ-И спокойно относится к беспорядку и мусору, а ЕВА — настоящая принцесса-робот. Их история, впрочем, не обходится без романтических клише — есть там и любовь с первого взгляда, и чудесное спасение.
Однако психотерапевты отмечают здесь не это, а то, как влюбленность маленького робота, его настойчивость, внимание и старания в итоге оборачиваются взаимностью. «Это имеет отношение ко многому из того, о чем я говорил сегодня, — отмечает Ягер. — Мы видим связь, несмотря на то, какие мы разные, мы умеем ценить то, что каждый из нас может предложить, и мы уважаем ту связь, что есть между нами».
Однако Рич отвечает ему, что проблема отношений между ВАЛЛ-И и ЕВой в том, что они строятся на преследовании — распространенном диснеевском сюжете, который в жизни редко бывает здоровым и романтичным: влюбленные мужчины-преследователи редко понимают намеки и осознают, что перешли грань допустимого и приемлемого.
«Однако мне кажется, что в случае ВАЛЛ-И все немного иначе, — добавляет терапевт. — Он понимает намеки». Также он говорит о том, что в мультфильме ВАЛЛ-И преследует ЕВу не для того, чтобы завоевать ее, а просто потому, что она ему нравится, он переживает за нее и стремится ей помочь — и когда она наконец узнает об этом, то начинает отвечать роботу взаимностью.
Аналогичную динамику можно наблюдать в отношениях между Тарзаном и Джейн — он не может говорить, а потому вынужден проявлять свою симпатию другими доступными ему способами. «Здесь снова два человека, пришедшие из разных миров, которые искренне восхищаются друг другом, — говорит Ягер. — И это восхищение, и время, которое они проводят вместе, позволяет им узнать друг друга лучше, и через это — при желании — можно найти любовь».
Кроме того в отношениях между Тарзаном и Джейн присутствует загадка, какая-то тайна, которая пробуждает в них интерес друг к другу и желание узнавать друг друга на более глубинном и сложном уровне.
Можно сказать, что здоровые отношения — будь то отношения между друзьями, родственниками или романтическими партнерами — строятся на принятии (а не на идеальности), на уважении (а не на продавливании чужих границ), на любопытстве и готовности узнавать других людей (а не на попытках подогнать их под определенные стереотипы и свои ожидания).
Диснеевские мультфильмы сложно назвать идеальным образцом экологичных отношений, однако в них все же можно отыскать настоящие жемчужины, которые заслуживают нашего внимания и, возможно, более глубокого анализа. Ведь, как резонно отмечают в конце своего подкаста психотерапевты, то, какие истории мы выбираем, и то, какие сюжеты нравятся нам, многое говорят о нас самих, наших личных особенностях, предпочтениях и потребностях.
Понравился материал?