Что происходит с ГВ во время гуманитарных катастроф?

Грудное вскармливание во время боевых столкновений пока что изучено не очень масштабно. Но несколько исследований о том, как меняется эта практика, если в регионе проживания происходят вооруженные действия, есть. О том, какие данные удалось получить о лактации в Ираке, какова ситуация в Йемене и в других странах — в нашем разборе.

Фото: juan-jose-porta / unsplash.com

Теория

В теории глобальные конфликты могут повлиять как на ухудшение, так и на усиление и укрепление практики грудного вскармливания. С одной стороны, к досрочному завершению лактации может привести сильный стресс, несбалансированное питание самой кормящей женщины (ей может недоставать даже воды) и невозможность обратиться к специалисту для налаживания кормления.

Кроме того военные действия меняют семейную динамику — например, если отец ушел на фронт, то на плечи матери ложатся дополнительные обязанности и, возможно, она просто не сможет больше кормить ребенка, потому что ей нужно будет организовывать эвакуацию и заниматься обеспечением безопасности ребенка. Плюс женщина в ситуации стресса скорее будет сомневаться в том, хватает ли у нее молока, и если у нее есть возможность перейти на смесь, то она с большой вероятностью сделает этот шаг, чтобы не причинить вред ребенку.

С другой стороны, когда во время вооруженного конфликта у семей нет доступа к смесями и продуктам питания для детей, ГВ остается «экономически» выгодной стратегией, и порой единственной возможностью прокормить ребенка в это время.

Безусловно, есть и множество других факторов, оказывающих влияние на лактацию, которые не связаны напрямую с переживанием военного положения. Например, женщина, у которой уже была одна успешная лактация, скорее будет кормить и своего последующего ребенка грудью.

В Ираке (и в некоторых других странах, например, в Индии) заметна еще одна тенденция — женщины с большей вероятностью будут кормить грудью сыновей, нежели дочерей (а сама лактация для сыновей будет более длительной) из-за распространенного в этих регионах гендерного неравенства.

Ирак

Авторы американского исследования 2017 года сравнили распространенность грудного вскармливания среди женщин, которые жили в районах Ирака с разным уровнем интенсивности военных конфликтов в период с 2006 по 2011 год.

Исследователи обнаружили, что в районах с высоким уровнем конфликтов примерно 60 процентов женщин кормили грудью, в то время как в районах с более низким уровнем конфликтов показатель кормящих матерей достигал 68 процентов.

Авторы работы также сопоставили эти данные с результатами других исследований влияния боевых столкновений на грудное вскармливание: анализ грудного вскармливания в Хорватии в годы войны с 1991 по 1996 год; исследование грудного вскармливания среди женщин в зоне конфликта в Украине в 2014–2015 году и исследование ГВ среди матерей в Ираке в 2003 году.

«Наши результаты показали снижение на 8,5 процента и соответствовали результатам других исследований, которые выявили снижение уровня грудного вскармливания на четыре-семь процентов», — говорит один из авторов работы, Майкл Мэлкольм, в комментарии изданию npr.

Хорватия

Исследование, проведенное в Хорватии в 2000 году, показало, что военный конфликт снижает как процент кормящих женщин, так и длительность лактации. Если средняя продолжительность грудного вскармливания в Хорватии составляла в это время 3,45 месяца, то в прифронтовых районах она составила лишь 2,7 месяца, и была на месяц меньше, чем в свободных зонах.

Исследователи частично связывают это с тем, что во время конфликтов международные организации в качестве гуманитарной помощи стремятся выдать людям продукты для новорожденных — в том числе смеси.

Украина

Что стало основной причиной прекращения грудного вскармливания, по словам матерей из Восточной Украины во время обострения конфликта в 2014–2015 годах? Если следовать данным работы Эйми Саммерс и Олега Белухи, матери, прекратившие грудное вскармливание, когда их детям было меньше шести месяцев, чаще всего винили в этом стресс (45,7 процента).

Но при этом важно отметить, что когда матерей спрашивали о том, когда следует прекращать грудное вскармливание, почти половина респонденток (46,9 процента) ответили, что они не должны кормить грудью после 12 месяцев. Только треть из опрошенных матерей считали, что им следует продолжать грудное вскармливание до двухлетнего возраста ребенка — как рекомендует, например, ВОЗ.

Исследователи выявили также несколько субоптимальных практик в Восточной Украине — например, допаивание ребенка водой и другими жидкостями до достижения им шестимесячного возраста (что современная педиатрия делать не рекомендует). Впрочем, эти же практики были выявлены и у более широких слоев населения Украины до конфликта.

Йемен

На тяжелые условия для продолжения лактации во время вооруженных конфликтов обращают внимание и представители организации «Врачи без границ». В этом видео одна из неонатологов в больнице Йемена говорит, что женщины часто обращаются за помощью к медикам с младенцами, которые недоедают, — матери не могут кормить их грудью по требованию, а делают это всего около трех раз в день. Женщинам рекомендуют пить больше воды, но некоторые из них говорят, что до источников очень далеко, и они не могут принести домой достаточно жидкости.

Состояние недоедающих и болезненных младенцев, попадающих в больницу в Йемене, почти всегда можно стабилизировать за несколько дней, а их матерей отправляют домой более осведомленными о грудном вскармливании. Женщинам нужны знания о лактации, чтобы наладить грудное вскармливание. Им нужна еда. Им нужна вода. Им нужна поддержка. Им нужен мир.

Исследователи полагают, что чтобы смягчить последствия конфликтов и улучшить здоровье детей, необходимо помочь матерям справиться со стрессом — нужны программы поддержки психического здоровья матерей и психосоциальной поддержки. Кроме того, гуманитарная деятельность должна поддерживать и поощрять женщин продолжать кормить грудью. И, конечно же, предоставлять им дополнительные средства, если лактация оказалась невозможной.

Мнения Соляные столпы нравственности: почему общество отказывает учителям в праве на личную жизнь
Каким мы хотим видеть учителя и что об этом думают родители, психологи и сами учителя?