The New York Times выпустили подробный гид о том, как помочь детям с их любопытством и научить выражать его максимально корректно и безопасно. Рассказываем.
Как говорит консультант по сексуальному образованию Дебора Роффман, «тело — это первый учебный класс ребенка». Звуки, которые издает наше тело, все, что оно производит — все это «бесконечно завораживает» детей, отмечает она.
Исследование собственных гениталий — это совершенно нормальное желание, которое возникает у младенцев и тоддлеров, особенно тогда, когда они остаются без подгузников. К возрасту четырех-пяти лет их действия могут стать вполне себе осознанными и преднамеренными, и это «нормально, ожидаемо и совершенно безобидно», — говорит Роффман.
Если вы с раннего возраста начинаете открыто говорить со своими детьми о теле и сексуальности, вы открываете для них канал коммуникации, который они смогут использовать по мере взросления. «Важно поддерживать вашу связь открытой, чтобы она была честной, бережной и не осуждающей», — советует профессор Университета Северной Каролины Таня Кокли.
Дети могут трогать себя или публично раздеваться по множеству разных причин. По словам Роффман, прикосновение к собственным гениталиям может приносить им удовольствие или успокаивать. Иногда дети раздеваются, потому что им так весело, иногда они таким образом проверяют границы. Но все это — в рамках здорового исследовательского интереса. Дети начинают испытывать стыд тогда, когда осознают, что они получают положительные эмоции делая то, что, как им сказали, является неправильным и плохим.
Стыд — это довольно сильная эмоция, которая может повлиять на то, как дети воспринимают себя и свое тело. Специалист по сексуальному образованию Салима Нун объясняет: «Мы хотим, чтобы дети с ранних лет знали, что чувства, связанные с сексуальностью — это нормально. Если исследуя свои гениталии они будут чувствовать, что то, что они делают — плохо и грязно, то это будет иметь негативные последствия, которые останутся с ними на всю жизнь».
Правильно выбранный язык может либо придать детям уверенности, либо, напротив, ухудшить их способность коммуницировать. Так же, как мы отличаем лицо от шеи, девочки должны уметь отличить вульву от вагины. Для этого нам стоит отказаться от использования шуточных, сленговых словечек или обезличенных выражений вроде «интимные места» для описания частей тела.
«Некоторым учителям может быть сложно сказать „пенис“», — рассказывает Роффман. — «Но в каком прекрасном мире мы жили бы, если бы перестали переживать из-за этих слов! Среди частей нашего тела нет каких-то второсортных частей».
Расстановка границ должна идти рука об руку с одобрением и поддержкой, говорит Роффман. Если ребенок трогает свои гениталии в общественном месте, вы можете сказать: «Я знаю, что тебе приятно. Твое тело хорошее, и оно приносит хорошие ощущения. Но если ты посмотришь вокруг, ты увидишь, что люди не трогают свои гениталии в присутствии других людей. Но ты можешь делать это в своей комнате или в туалете в любое время» или «Я знаю, что бегать голым — это весело, но когда мы в школе, мы играем в одежде».
Развлечения вроде «игры в доктора» возникают на почве детского любопытства по отношению к собственному телу, и родителям не стоит волноваться до тех пор, пока все участники примерно одного возраста, и все происходит добровольно. Однако если что-то подобное начало происходить, когда в гостях у вас другие дети, то лучше переключить внимание детей на другие игры и установить границу: «Когда у нас в гостях друзья, мы не снимаем одежду».
Когда разговоры о теле уже вошли в привычку, вам проще поговорить с детьми о том, какое поведение по отношению к телу является недопустимым. По данным американского центра контроля над заболеваемостью, одна из четырех девочек и один из 13 мальчиков в детстве хотя бы раз сталкиваются с сексуальным насилием. Начиная с пяти лет уже можно начинать говорить с детьми о нежелательных прикосновениях, утверждает доктор Кокли.
Есть несколько важных сообщений, которые вам надо донести до ребенка в процессе ваших разговоров. Кокли советует рассказать о том, что есть случаи, когда прикосновения взрослых к ребенку нормальны — например, когда родитель или другое ответственное лицо купает ребенка, переодевает ему подгузник, или когда врач проводит осмотр, а есть случаи, когда прикосновения недопустимы.
Вы можете сказать: «Если другой взрослый трогает твой пенис, вульву или рот по каким-то другим причинам, кроме этих, то это ненормально» или «Если кто-то прикасается к тебе или смотрит на тебя, и тебе это не нравится, надо немедленно сообщить об этом другим взрослым».
Также Кокли напоминает о том, что ребенку важно твердо знать, что взрослый никогда не должен просить его держать что-то в секрете.
Тема сексуальности и тела может вызывать тревогу у многих родителей. Чтобы разговор с вашим ребенком прошел гладко, Кокли рекомендует родителям заранее отрепетировать то, что они будут говорить, с партнером или другом, обратить внимание на слова, которые они используют, и тон своего голоса. Если вы испытываете дискомфорт, произнося слова «пенис», «мошонка», «вульва» и «вагина», потренируйтесь заранее. Чем больше вы их произносите, тем проще вам будет потом.
Несмотря на то, что такие беседы чаще проводят матери, отцы тоже могут справиться не хуже. По словам профессора и специалиста по развитию Наташи Кабрера, мужчины ведут подобные разговоры более прямо и откровенно, и им чаще удается доносить информацию без самоцензуры — такой стиль понятен и близок детям.
Сексуальность и телесность — это сложные и болезненные темы для многих взрослых, большинство из которых сами выросли без надлежащего сексуального образования. Однако наши дети растут, познают мир и себя, и наша задача здесь — восполнить пробелы в собственном образовании, отбросить стеснение и начать говорить с ними открыто, откровенно и позитивно. Это нужно, чтобы в будущем они стали людьми, которые четко осознают собственные границы и границы других людей, не боятся называть вещи своими именами и подходят к вопросу секса разумно и взвешенно.