Интересное по теме
Как научить ребенка обращаться с информацией и использовать критическое мышление
Простые решения сложной проблемы.
Все мамы на свете согласятся, что первоклассники слишком неорганизованны и незрелы, чтобы самостоятельно собирать все книги, тетради и поделки к завтрашнему учебному дню. За забытые тетрадки, пеналы и дневники ругают и родителей второклассников. И вот ты уже мама здоровенного лося-пятиклассника, которая каждое утро проверяет, не забыл ли ребенок что-нибудь важное. Стыдно! Мы решили выяснить, когда пора остановиться и делегировать сборы в школу самому ребенку, а также — каким способом это можно сделать.
Для начала психологи советуют не собирать портфель вместо первоклассника, а делать это с ним вместе.
Поначалу вы сами укладываете все необходимое в ранец, но ребенок обязательно за этим наблюдает. Затем наступает время включить ребенка в процесс сборов. Превратите это в ежевечернюю игру: положите перед ребенком кучу предметов и предложите ему выбрать, что нужно взять в школу, а что нет. Некоторые предметы в классе будут весьма полезны, но ребенок может и не знать об этом, поэтому родителю придется объяснить область применения влажных салфеток или потенциальную пользу запасной резинки для волос.
Собирайте портфель вместе исходя из завтрашнего расписания. Ребенок говорит, что у него за уроки и что для них нужно взять, и вы вместе укладываете необходимое в рюкзак. Когда совместные сборы уже идут вполне бодро, переходите к следующему этапу: ребенок собирает рюкзак сам, но у вас на глазах. Если он что-то забывает, мягко напоминайте ему об этом и объясняйте, почему эту вещь забывать не следует.
Как только этот этап пройден, можно доверить ребенку самостоятельно собирать рюкзак без вашего присутствия — при условии последующей проверки. Чтобы младшекласснику было легче ориентироваться, можно составить «список-напоминалку» того, что должно быть в рюкзаке всегда, а что — только в определенные дни недели. Проверяйте собранный портфель.
Постепенно сокращайте количество проверок, делая их не ежедневными, а только периодическими. Если вы обнаружили, что какие-то важные вещи отсутствуют, скажите ребенку, что он что-то забыл, но не говорите, что именно. Человек лучше запоминает то, до чего дошел собственным умственным трудом, так что подобная «тренировка внимательности» принесет больше пользы, чем констатация факта: «Ты забыл тетрадь по математике».
Интересное по теме
Как научить ребенка обращаться с информацией и использовать критическое мышление
Если у ребенка есть распорядок дня, в который вписано время, когда он делает уроки, а когда собирает портфель, это вырабатывает у него привычку и определенную долю ответственности. Сбор школьных принадлежностей на завтрашний день тоже стоит регламентировать: например, полезно научить ребенка сначала полностью опустошать рюкзак, выкидывать или прибирать должным образом ненужное, и только после этого складывать то, что понадобится (иначе его ранец затопят рисунки, записки, фантики от конфет и кожурки от бананов).
Помните, ребенок еще учится, его навык самоорганизации отличается от вашего. Забывчивость на первых порах вполне естественна. Не реагируйте на неудачи резко, постарайтесь объяснить, почему тщательные сборы важны. Успехи старайтесь замечать и поощрять. Не забыл дневник — уже молодец. Вспомнил, что забыл, после того, как вы на это указали, — умница.
Интересное по теме
6 способов научить ребенка справляться с гневом
Рано или поздно ребенок все равно что-то забудет и получит замечание, двойку или испорченное настроение. Это называется «естественные последствия», и родителям не нужно бояться их наступления. К этому моменту ребенок должен быть в курсе того, почему собираться в школу нужно тщательно и что его внимательность будет поощрена. Однако у этого пазла есть недостающий фрагмент: почему, если забыть что-то дома, будет плохо.
Не ругайте своего школьника — он и так расстроен. Обсудите причины произошедшего и выработайте план, как не допустить подобного в будущем.
Помните: самостоятельность не возникает на пустом месте, а вырабатывается со временем. В зависимости от особенностей вашего ребенка на освоение навыка самостоятельного сбора в школу может уйти от пары месяцев до пары лет. Но однажды вам не придется больше никогда заглядывать в портфель своего школьника — и разве это не чудесная новость?
Теперь на очереди задача приучить ребенка самостоятельно делать уроки.