Феномен Эрика Карла: из чего сделана «Голодная гусеница» и в чем ее секрет

Эрик Карл — всемирно известный детский писатель и иллюстратор, которому летом этого года исполнится 91 год. Свою карьеру художника № 1 для детей он начал довольно поздно и довольно неожиданным образом: известный американский писатель Билл Мартин, увидев в случайном ресторане необычно нарисованного лангуста, нашел автора картинки, а им оказался дизайнер из «Нью-Йорк таймс», и попросил проиллюстрировать его книгу «Мишка, бурый мишка». И с этого момента, более пятидесяти лет назад, Карл начал свою новую жизнь — в мире детей и детских книг.

Во всех книгах Эрика Карла помимо ярких красочных картинок есть очень много разнообразных обучающих и развивающих моментов: знакомство со всевозможными животными, счет, цвета, дни недели, фрукты, противоположности, формы и многое другое. И именно поэтому они так нравятся родителям.

Но когда Эрик Карл только начал создавать свои книги, родители еще не так были увлечены ранним развитием, и главными поклонниками его творчества стали дети. Они готовы были по миллиону раз перечитывать «Очень голодную гусеницу».

В одном интервью Эрик Карл сказал, что только когда «Гусенице» исполнилось 50 лет, он осознал, что все эти годы ее удерживали на рынке дети. И вот почему.

Эрик Карл перенял подход к созданию детских книг у Билла Мартина: он сначала придумывает ритм и напевает его без слов и уже только потом придумывает слова. Поэтому все его книги до единой невероятно ритмичны, и в них огромное количество повторов, что нравится всем детям без исключения.

Все его рисунки нарочито простые и даже немного аляповатые, и, глядя на эти картинки, ребенок заряжается уверенностью, что может так же. И у него поднимается самооценка. Именно поэтому по его книгам разработано такое количество мастер-классов, ведь нарисовать гусеницу или шимпанзе, как у Эрика Карла, может любой ребенок. Но вообще-то техника, в которой Карл создает свои рисунки, совсем не такая простая: все его изображения — это коллажи, выполненные из папиросной бумаги. Он красит папиросные листы разными оттенками, накладывает друг на друга, и это придает всем его рисункам объем (можно попробовать  сделать самим),

Все книги Карла — всегда не просто книги. Это игры. И опять же всегда разные игры, поэтому они никогда не надоедают: в книгу про гусеницу можно засовывать пальчики, вместе с героями «От головы до ног» — делать зарядку, вместе с «Мечтательным хамелеоном» — изучать зверей в зоопарке и придумывать себе суперспособности, крутить руль в книжке про машинки и изучать длину кита в «Грубиянке в крапинку». В детстве Эрик Карл мечтал стал энтомологом, и его любовь к насекомым, да и к животным вообще никуда не делась. Как и желание привить эту любовь детям, показать красоту самого обычного паучка, самой обычной гусеницы, загадочность хамелеона, силу слона — показать природу во всем ее великолепии.

Сам Эрик Карл не знает, в чем секрет такой популярности «Очень голодной гусеницы», но очевидно, что детям хочется перечитывать ее. И возможно, как считает сам автор, в книге заложен ответ на вопрос, который неосознанно задает себе каждый ребенок, глядя на своих родителей: «Неужели я тоже когда-нибудь превращусь в таких вот чудесных людей, взрослых, сильных и смелых, знающих ответы на все вопросы?». И в этой книге он получает однозначный ответ на свой вопрос: как маленькая прожорливая гусеничка становится в конце бабочкой, так и он тоже станет взрослым, сильным и всезнающим.

«Очень голодной гусенице» в этом году исполнится 51 год, но многим российским читателям она все еще кажется необычной и неоднозначной. Но мы не сомневаемся, что однажды и «Гусеница» займет свое место на каждой полке и станет точно такой же классикой, как «Колобок» или «Репка», потому что в первую очередь это выбор детей!

Ликбез Мать четырех детей на службе у ФБР: как простая медсестра помогала ловить самых опасных преступников Америки
История создательницы криминального профайлинга – метода составления психологического портрета убийц и насильников.