Вышибалы, колдунчики, сабже и испорченный телефон: во что мы играли в детстве

И чему могли бы научить своих детей сейчас.

Иллюстрация Лизы Стрельцовой

Многие говорят, что, став родителями, мы катапультируемся в собственное детство и внезапно можем вспомнить то, о чем, казалось бы, давно забыли. Колечко-колечко, выйди на крылечко. Тише едешь — дальше будешь. Море волнуется раз. Если при этих словах вас еще не захлестнула волна ностальгии, она точно накроет вас после прочтения этой подборки.

Вышибалы

Для этой игры вам понадобится легкий мячик (иначе будет слишком больно) и большая компания, от пяти человек (иначе будет слишком скучно).

Вам нужно начертить на поле две линии на расстоянии 5-7 метров друг от друга и выбрать двух вышибал, каждый из которых будет стоять на своей линии. В центре между ними будут находиться все остальные игроки.

Вышибала со своей позиции кидает мяч в сторону другого вышибалы, стараясь при этом попасть в игроков. Мяч, пролетевший мимо всех участников, ловит второй вышибала, игроки из серединки разворачиваются к нему и снова ждут, когда он кинет мяч.

Итак, задача вышибал — задеть мячом игроков, а задача игроков, в свою очередь, — увернуться и ловить «свечки» (если кто-то забыл, «свечка» — это мяч, не успевший упасть на землю и пойманный игроком, «свечка» дарит дополнительную жизнь в игре).

Тот, в кого попал мяч, считается выбывшим и покидает поле игры. Когда на поле остается последний игрок, то он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему полных лет. Если он сумел это сделать, то вышибалы остаются на своих позициях и игра начинается снова. Если же последнего игрока выбили, тогда команда проиграла, и вышибалами в следующем раунде становятся те, кто первым был выбит.

В некоторых вариантах игры в вышибалы мяч не только бросают, но иногда еще и катят по земле, как в кегельбане, а все игроки из серединки должны выстроиться в шеренгу, расставив ноги «воротцами», пропуская мяч.

Резиночка

Осторожно, от этой игры просто веет духом СССР!

Для того чтобы поиграть, вам понадобится отрезок бельевой веревки длиной 3-4 метра и компания как минимум из трех человек. Резиночку надо связать, чтобы она образовала замкнутый контур, и потом растянуть на ногах двоих играющих. Третий игрок должен выполнить определенный ряд прыжков. Если он ошибется, то ему придется поменяться местами с кем-то, кто раньше держал резинку.

Уровни сложности игры варьируются в разных направлениях. Во-первых, есть «этажи» — на первом этаже резиночку держат низко, на уровне щиколоток, а потом постепенно поднимают до уровня бедер и даже выше.

Во-вторых, может изменяться и ширина натянутой резиночки — сперва ноги расставлены на ширине плеч (этот уровень называется «широтки»), потом резинку натягивают только на одну ногу (это так называемые «узинки»). Ну и высший пилотаж — «иголочки», при которых резиночка держится только на указательных пальцах.

В прыжках через резиночку есть много вариантов правил (например, игроки заранее должны решить, засчитываются ли «зацепки» — если резинка коснулась обуви) и миллиард разновидностей последовательности прыжков.

Но, наверное, лучше всего мы помним «Десяточки»: в самом начале нужно было встать слева от резинки, потом впрыгнуть двумя ногами в серединку между резиночек и выпрыгнуть справа. Десять раз.

Или «Девяточки» — стартовая позиция была в серединке между резиночками, потом в прыжке нужно было развести ноги и приземлиться с наружных сторон резинки. Девять раз. Аэробика отдыхает!

Если вы хотите оживить в памяти все остальные варианты прыжков через резиночку, загляните на эту страницу со схемами!

Интересное по теме

Дороже золота: 11 сокровищ нашего детства

Море волнуется раз

В эту игру можно играть и дома, и на свежем воздухе. Из группы участников (неплохо было бы, чтобы их было пять или больше) выбирается ведущий. Он отворачивается от остальных и говорит:

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура на месте замри!

Все остальные дети в это время раскачиваются и кружатся, расставив руки в стороны. На слове «замри» каждый из игроков должен застыть в позе, напоминающий один из предметов морской тематики: рыбу, сундук с сокровищами, осьминога, пирата, корабль, чайку и т.д.

Ведущий подходит к одному из игроков и, прикоснувшись к нему, «оживляет» его фигуру: если тот изображает парусник, то он может двигаться, словно судно плывет по волнам. Тот, кто хуже всех исполнил пантомиму, становится ведущим в следующем раунде. Важно: ни в коем случае нельзя смеяться или двигаться, пока другие игроки показывают свои фигуры!

В игре возможны варианты — вместо «морской» фигуры можно показывать «звериную» или какую угодно другую!

Светофор

В эту игру тоже веселее всего играть большой компанией. С помощью считалочки выбирается водящий, на земле или на полу отмечаются две линии на расстоянии нескольких метров друг от друга. За одну из линии встают все игроки. Водящий становится в центр, между двумя линиями, и поворачивается к игрокам спиной. Потом он называет любой цвет и поворачивается к игрокам. Те, у кого этот цвет есть на одежде, показывают его ведущему и спокойно переходят к другой линии. Те, у кого на одежде нет названного цвета, должны перебежать на другую сторону, а задача ведущего — осалить их в этот момент. Новым водой становится тот, кого осалили. Если всем удалось переправиться на другую сторону, то ведущий должен назвать новый цвет.

Перед началом игры стоит уточнить, считаются ли также цвета на заколках, бусинках и ботинках, или играют все-таки пуристы.

Испорченный телефон

А вот наконец и игра немного поспокойнее. Для нее вам, правда, тоже понадобится большая группа — чем больше человек, тем больше угар. Все участники садятся на лавку или на бревно в ряд. Всем должно быть удобно шептать друг другу в ухо.

Ведущий загадывает слово и шепчет его первому игроку так, чтобы это слово не услышали другие. Первый шепчет на ухо второму то слово, которое он понял, от второго цепочка идет дальше. Последний игрок должен громко назвать то, что услышал. При удачном течении игры между этим словом и загаданным уже почти нет ничего общего (например, «орхидея» превратилась в «диарею»).

В новом раунде последний игрок становится ведущим и все участники сдвигаются на скамейке на одного. Как вариант — ведущий может говорить не слово, а целое предложение. Чем быстрее и тише произносятся слова, тем больше они видоизменяются в процессе.

Колечко-колечко

Если вы уже сели на скамейку, то можете поиграть и в игру «Колечко». Снова нужно будет выбрать ведущего. Все остальные игроки (а их должно быть как минимум три) сидят и складывают ладошки лодочкой.

Ведущий берет любой мелкий предмет — то есть наличие упомянутой в названии игры ювелирной продукции не обязательно, подойдет и камушек, не так жалко будет потерять. Затем ведущий подходит по очереди к каждому игроку и говорит: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Вкладывая свои руки в руки участников, одному из них ведущий действительно должен передать маленький предмет.

При этом сделать это надо так, чтобы все остальные не догадались, кому именно досталось «колечко». Потом ведущий отходит от скамейки и говорит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко». В этот момент игрок, которому достался подарочек, должен выбежать в сторону к ведущему, а остальные игроки должны попытаться его остановить. Если у них это получилось, то ведущий остается на своей позиции и в новом раунде. Если же игроку с колечком удалось добежать до ведущего, то тогда в новом раунде он его заменит.

Колдунчики

Пора вставать с лавки и снова хорошенько побегать, ведь для этого как раз и были придуманы «Колдунчики».

Минимальный состав участников — трое, но впятером тоже будет прикольнее. Перед началом игры выбирается один ведущий, «колдун».

Если собралась совсем большая группа, тогда «колдунов» может быть два. Все остальные игроки разбегаются по площадке, чтобы не попасть в руку колдуну. Колдун должен осалить остальных участников этого действа, прикоснувшись к ним рукой. Тот, кого колдун коснулся, становится заколдованным, он должен остановиться на месте и широко расставить руки в стороны. Любой из незаколдованных может освободить его своим касанием. Колдун должен пристально следить за заколдованными, чтобы к ним близко не подходили их спасатели.

Раунд игры заканчивается, когда все участники оказались заколдованными. Если охота играть еще не прошла, то тогда на новом круге можно выбрать новых колдунов.

Тише едешь — дальше будешь

Для этой игры вам понадобится поле длиной от 20 до 50 метров, очерченное двумя линиями. Тоже нужно будет выбрать ведущего, который становится за одной из линий и поворачивается спиной к остальным игрокам, а они, в свою очередь, стоят за другой линией.

Водящий говорит: «Тише едешь — дальше будешь. СТОП!» Пока он не сказал «СТОП», игроки бегут в его сторону, но как только он говорит «СТОП», они должны остановиться. Вода поворачивается и проверяет, кто из ребят еще находится в движении. Если он заметил, что кто-то не успел остановиться, то этот игрок выбывает из игры или возвращается на старт, в зависимости от принятых в группе правил. Побеждает тот, кто быстрее всех сумеет добежать до ведущего и дотронуться до него. Этот игрок становится новым водой.

Цель ведущего — запутать играющих, постоянно меняя темп, в котором он в следующий раз произнесет свою коронную реплику.

Сабже

Пора снова немного передохнуть на лавке. Но на этот раз с мячом. Если вы хотите поиграть в «Сабже», то для этой игры вам тоже понадобится ведущий. Он придумывает вопрос, по очереди подходит к каждому игроку и кидает мяч, предлагая варианты ответа.

Если игроку нравится предложенный вариант, то он ловит мяч, а если нет — то отталкивает его. Если игрок два раза подряд оттолкнул мяч, то по правилам игры он обязан принять третий бросок.

Кажется, для ясности нужно привести пример. Ведущий придумал вопрос: «Какая у тебя любимая еда?» В первый раз он кидает мяч и говорит: «Чипсы», но ребенок отталкивает мяч. Во второй раз, бросая мяч, он говорит: «Сухофрукты», но мяч опять отталкивают. Тогда он говорит: «Вареная морковь», и игроку приходится с этим мириться.

Если ведущий кинул мячик и сказал при этом «Сабже», то тогда игрок сам может придумать ответ на вопрос. В конце игры у каждого из игроков получается маленькая история из принятых ими ответов, например: «Меня зовут Аня, мне девять лет, я люблю вареную морковь и живу во дворце».

Классики

Завершаем нашу подборку поистине традиционной забавой. Для классиков вам нужны хотя бы два игрока и мел. Мелом на асфальте надо нарисовать квадратики, площадью примерно 50 на 50 сантиметров, с циферками от одного до десяти. Можно просто прыгать по этим клеткам, следуя изображенным на них номеркам (ура, занимаемся не только физической активностью, но заодно еще и учим цифры).

Можно договориться о сложной последовательности прыжков: с каких клеток нужно прыгать одной ногой, а с каких — двумя. Если игрок заступился за линию своего квадрата или не удержал равновесие на одной ножке, то ход переходит к другому игроку. Есть еще более сложный вариант игры классики с битой — когда вы кладете, например, небольшой камушек на цифру 1 и показываете тем самым, что будете сейчас «пропрыгивать» первый класс, а потом, если все прыжки прошли удачно, переходите во второй класс и кладете биту на цифру два.

Ну а теперь признавайтесь, какие у вас были любимые игры в детстве?