Говорите-говорите, я записываю: 5 интересных фактов о языковых способностях младенцев

Специалисты выделяют три основных этапа, согласно которым происходит обучение родному языку: сначала дети выучивают звуки, потом слова и в итоге научаются строить целые предложения. Однако, навыки восприятия и различения звуков, слов и предложений, по данным исследователей, формируются задолго до того, как дети смогут применять их в собственной речи.

Дети начинают осваивать язык еще до рождения

Ученые проводили исследование новорожденных, с момента появления на свет которых прошло всего несколько часов, чтобы понять смогут ли они отличить звуки родного языка от иностранного. Ранее предполагалось, что дети выучивают такие небольшие части языка, как гласные и согласные звуки, примерно к шести месяцам.

В исследовании новорожденным давали прослушать 17 гласных звуков из их родного языка (на котором говорила мать) и 17 иностранных гласных звуков. Как было обнаружено, звуки незнакомого языка вызывали у них больше интереса, чем звуки языка матери, что проявлялось в более продолжительных и активных сосательных движениях. Таким образом, было показано, что на момент рождения дети уже были знакомы с родным языком, и это значит, что они начали усваивать его еще в утробе.

Новорожденные различают звуки всех возможных языков

Дети младше двенадцати месяцев могут различать звуки всех существующих языков, но примерно после года они утрачивают эту космополитическую способность. Во всех языках вместе взятых по разным оценкам насчитывается от 150 до восьмисот звуков (или фонем), а в каждом отдельном — примерно сорок.

Крайне чувствительный к звукам мозг новорожденного со временем специализируется на тех из них, которые слышит чаще всего в своем окружении от заботящихся взрослых. С этой особенностью детского восприятия связывают повышенные способности к изучению иностранных языков в детстве.

Новорожденные могут выделять слова в потоке речи

Одна из проблем, с которой сталкиваются дети при освоении языка, — это отсутствие прямых сигналов о том, где заканчивается одно слово и начинается другое. Для того, чтобы решить ее, детский мозг обучается фонетическим правилам (например, правилам ударения в словах и интонациям), и ребенок удивительным образом умеет делать это уже к третьему дню после рождения.

В одном из экспериментов ученые зачитывали младенцам трех дней отроду несуществующие слова, в которых в начале стояли слоги, обычно идущие в конце слова, а в конце — те, с которых обычно слова начинаются. На обработку этих псевдослов у детей уходило больше времени, чем на восприятие нормальных слов, с которыми они могли встречаться раньше. Как и в экспериментах со звуками, ученые считают полученный результат свидетельством того, что дети уже могли выделять настоящие слова из общего потока звуков.

Младенцы различают служебные слова и слова с лексическим значением

В другом исследовании, которое проводили французские ученые, было показано, что «уже в возрасте восьми месяцев маленькие дети могут различить в языке служебные слова и слова с лексическим значением, основываясь на их частотности». Эксперименты показали, что в этом возрасте дети уже понимают концепцию и назначение артиклей, предлогов, местоимений и могут отличать их от других слов языка. Основываясь на частоте использования служебных слов, дети выявляли, что они относятся к закрытому классу и что среди них редко появляются новые. Исходя из этого, ко всем новым словам они относились как к словам, обозначающим что-то конкретное, то есть словам с лексическим значением (это, например, существительные и глаголы).

Младенцы могут распознавать языковые рекурсии

В еще одном исследовании ученые показали, что в возрасте пяти месяцев дети понимают, что есть главные предложения и придаточные, а также то, как они между собой связаны. Человеческий язык устроен так, что можно создавать много вложенных в одно предложение конструкций, которые будут образовывать то, что называется языковыми рекурсиями. Пример такой рекурсии можно обнаружить, например, в известном стихотворении про Джека:

Вот кот,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

Понимание рекурсии предполагает, что человек способен разобраться, кто ловит синицу, а кто ворует пшеницу, то есть понять сложную взаимосвязь и логику между этими вложенными частями предложения.

Для упрощения в эксперименте использовались звуковые «предложения», а не языковые конструкции, и отслеживалась активность головного мозга в ответ на нарушение правил связывания получившихся звуковых фраз. По словам ученых, детский мозг замечал эти ошибки и затрачивал на попытки распознать их семантическую связность больше сил. Это, как вы уже понимаете, говорит о том, что дети знали, как было бы правильно связать между собой вложенные части предложения.

***

Таким образом, можно сказать, что изучение языка и оттачивание его восприятия на разных уровнях (на уровне фонем, слогов, слов, предложений) происходит гораздо раньше, чем ребенок может продемонстрировать все свои способности родителям, то есть начать говорить. Дети очень многое выхватывают из речи окружающих, и именно поэтому разговаривать с ними нужно с самого рождения (желательно делать это более высоким голосом и как бы напевая и растягивая гласные).