Задержка речевого развития у детей — актуальная проблема для современных родителей. Специалисты винят в этом то гаджеты, то стресс, то самих родителей. В Калифорнийском университете в Беркли провели исследование и назвали еще одну причину этого нарушения — финансовые проблемы родителей.
Ученые выявили разницу в развитии детей богатых и бедных родителей несколько десятилетий назад. Профессор психологии Махеш Сринивасан и обладательница докторской степени по психологии Моника Элвуд-Лоу решили обратиться к старому исследованию и посмотреть на все с другой точки зрения. Действительно ли богатые родители лучше справляются с родительскими обязанностями, чем бедные? Или социоэкономический статус тут ни при чем?
Интересное по теме
Бедные родители — плохие родители? В Твиттере спорят, можно ли рожать детей, не имея среднего достатка
В исследовании принимали участие 84 родителя с трехлетними детьми. Все мамы и папы имели средний или высокий уровень дохода.
Первый эксперимент заключался в следующем: одну группу родителей попросили рассказать о тех временах, когда у них были финансовые проблемы, а другую — о том периоде, когда им не хватало чего-то кроме денег (например, в рационе семьи было недостаточно фруктов). Затем родителей отправили играть с детьми.
Второй эксперимент был более детальным. На детях закрепили небольшие устройства, которые записывали их повседневные разговоры и считали каждое слово, которое дети произносили или слышали. Данная технология называется LENA.
Исследователи проанализировали собранные устройствами данные и выяснили, что в конце месяца родители реже общаются с детьми, чем в другое время. В этот период денег в семье меньше, чем обычно — родители ждут зарплаты.
Ученые пришли к выводу, что дело не в социоэкономическом статусе, а в том, что проблемы с деньгами негативно влияют на родителей с любым уровнем дохода, с образованием или без.
Какими бы родителями мы ни были — финансовые трудности превращают нас в менее словоохотливых людей.
«Если вы беспокоитесь о том, что приготовить сегодня на ужин, еле находите деньги, чтобы оплатить счета за медицинские услуги, или пытаетесь выяснить, как записать ребенка в школу, если вас выселили из вашего района, то вы, скорее всего, не будете описывать ребенку, какого цвета сегодня небо, пока едете с ним вместе на автобусе», — отмечают исследователи.
Ученые считают, что после ряда исследований о разнице между богатыми и бедными родителями в обществе появилось убеждение, будто богатые лучше справляются с родительскими обязанностями.
Якобы обеспеченные и богатые родители больше знают о том, как воспитывать ребенка, больше с ним занимаются, больше с ним разговаривают, поэтому специалисты советовали родителям с низким уровнем дохода больше общаться со своими детьми и сконцентрироваться на развитии своих родительских навыков.
При этом у бедных родителей меньше возможностей для общения со своими детьми, чем у обеспеченных. Зачастую они работают на нескольких работах, к тому же у них мало денег на развлечения и, соответственно, недостаточно возможностей для того, чтобы обеспечить своему ребенку яркий и запоминающийся опыт, который обогатит его словарный запас — путешествие, поездку, экскурсию, поход, концерт.
В результате в копилку проблем бедных родителей добавляется еще одна — постоянное чувство вины. Со временем их дети вырастают, и в школах и вузах к ним относятся предвзято — ведь они из необеспеченной семьи, а значит, успехов в учебе от них можно не ожидать. Это сказывается на качестве обучения.
Исследователи приводят в пример резервацию племени чероки. В 1997 году представители этого племени стали хорошо зарабатывать благодаря доходам с казино. Родители стали больше проводить времени с детьми, их дети стали лучше учиться и не пропускали занятия в школе, как это бывало раньше. Впоследствии в тех местах снизилась преступность. То есть, корень проблемы был не в индивидуальных характеристиках чероки как родителей, а именно в бедности.
Ученые призывают сосредоточиться на искоренении бедности, потому что даже самый просвещенный и замечательный родитель будет меньше посвящать времени ребенку, если проблем у него выше крыши.
Ученые из Калифорнийского университета в Беркли Бетти Харт и Тодд Рисли в 1995 году изучали взаимоотношения детей и родителей в 42 семьях с разным уровнем достатка. Харт и Рисли выяснили, что бедные родители реже разговаривают со своими детьми, чем богатые.
Специалисты решили, что от того, насколько большим был словарный запас ребенка в раннем детстве, зависят его дальнейшие академические успехи. Эту разницу между словарным запасом детей из богатых и бедных семей назвали «word gap».
После этого среди американских родителей возник бум на карточки со словами, а также на передачи и игрушки, который обогащают лексикон ребенка. Правительство США запустило государственные программы, в рамках которой родителей призывали чаще говорить со своими детьми. Активно разговаривать с детьми рекомендуется, например, и медработникам в штате Джорджия.
Тем не менее, теория часто подвергалась критике и сомнениям. И вот теперь мы видим, как спустя много лет специалисты из все того же Калифорнийского университета в Беркли взглянули на эту проблему под другим углом.