Он портит мне жизнь! Психологи — о феномене «неудобного ребенка»

«Опыт принятия другого помогает нам принять себя», — говорят специалисты.

Иллюстрация Настасьи Железняк

Антон — «неудобный ребенок»: он долго собирается на прогулку, его приходится ждать, когда он долго наблюдает за снежинками или движением машин. Он не сразу реагирует на обращенные к нему вопросы. Наташа тоже «неудобная»: она шумная и активная, задает тысячу вопросов и не всегда выслушает ответы. Она из тех, кто может стучать ногами в спинку впереди стоящего кресла в транспорте. Миша тоже крайне «неудобен» — он агрессивно отстаивает свои права, отказывается делиться игрушками и, бывает, даже пытается поколотить другого ребенка. Вика устраивает истерики — дома и на людях.

Все эти дети неудобны — для окружающих и еще чаще для семьи. Такую оценку дают им взрослые, а вот самим детям это не мешает, им с собой удобно. Но что именно скрывается за таким поведением? Стоит ли его принять или нужно с ним работать? О чем оно может говорить? Разбираемся с психологами «Психодемии».

Кто он — неудобный ребенок?

Неудобным мы называем такого ребенка, поведение которого взрослые не одобряют. С ним может быть сложно и членам семьи, и тем, кто оказался рядом в транспорте или на улице. Воспитание такого ребенка требует много сил.

«Часто это абсолютно нормальные дети, которым просто требуется внимание, как, впрочем, любому ребенку, — рассказывает научный руководитель направления детской психологии в Психодемии Александр Покрышкин. — У них могут быть особенности поведения, которые раздражают взрослых: одни задают слишком много вопросов, другие все делают неторопливо. Это может не сочетаться с нашими ожиданиями и представлениями о том, каким ребенок в принципе должен быть. Но ребенок может иметь свое мнение, не соглашаться со взрослыми, убегать и „жадничать“, распоряжаться своими игрушками по собственному усмотрению. Он может не проявлять эмпатию по отношению к другим, не сочувствовать животным или близким, как мы этого ожидаем. Он бывает неуклюжим, нуждается в помощи там, где, как нам кажется, он должен справляться сам: чтобы поесть, одеться, раздеться, помыть руки».

Интересное по теме

Родительство — естественное явление, которое все еще не нормализовано в обществе

В чем причины «неудобного поведения»?

Единственной причины такого поведения нет — каждый ребенок индивидуален.

Системная семейная психология рассматривает всех членов семьи в их взаимосвязи друг с другом, а поведение каждого –– как сообщение или коммуникацию. Любое поведение имеет свою функцию в семье, утверждает семейный психолог Ася Кочергина.

Неудобное поведение ребенка, например, капризы, агрессию, прочие эмоциональные всплески, можно рассматривать как послание остальным членам семьи. Причины этого могут быть следующие:

 В семье произошли перемены: кто-то приехал, уехал, умер или родился. Ребенок переживает эти изменения и привлекает к себе внимание, нуждается в поддержке и перестройке своей жизни.

 Авторитет обоих родителей или одного из них «просел». Например, когда один родитель не справляется с критикой другого. И малыш видит, что один человек может быть угрозой для другого. Или когда ребенку не ставят границы, не говорят, что он не прав.

С помощью поведения ребенок может встать во главе семьи, ведь его капризы или агрессия заставляют всю семью вращаться вокруг этого. Малыш получает преференции, но и несет огромный груз. Ведь он маленький и должен находиться в положении ребенка, под крылом, окруженным заботой взрослых, но и одновременно получать знания о том, какие правила существуют в мире.

 Неудобное поведение оказывается полезным в случае конфликта между родителями или даже между родителями и прародителями. Вместо того, чтобы ссориться друг с другом, взрослые объединяются, пытаясь справиться с неудобным поведением ребенка. Это поведение «склеивает» семью, но цена у этого высока — малышу приходится нести груз ответственности взрослого человека.

Интересное по теме

Детство кончилось: как родители перекладывают на детей ответственность за благополучие в семье (и к чему это приводит)

Важно учитывать, что сложное поведение может быть проявлением нормативных возрастных кризисов. Это периоды, когда психика и социальные роли ребенка и всей семьи трансформируются, — например, кризис трехлетки, когда он на все твердит «я сам». Эти этапы взросления нормальны, но проявляются у разных детей по-разному.

Кризисы могут быть и семейные — например:

 появление второго и следующих детей;

 выход из семьи в большой мир: в сад, где появляется распорядок и границы;

 переход из сада в школу;

 подростковый период и так далее.

В эти периоды семейная система особенно уязвима. Трясти может всех.

Интересное по теме

Кризис трех лет: что это вообще такое и как его пережить? Большой ликбез для родителей

Что может сделать семья?

Члены семьи могут сделать многое. Важно перестроиться, пересмотреть прежние, отжившие правила и вместе выработать новые. Делать это на спокойном фоне, открыто обсуждать, обмениваться эмоциями и поддерживать друг друга.

«Я считаю ценным сказать, что родителю важно видеть шире! — говорит Ася Кочергина. — Не искать проблемы в психике маленького человека — они, конечно, могут быть. Полезнее обращать внимание на то, что переживает семья, достаточно ли уверенно родители стоят у штурвала и во главе иерархии; не становится ли ребенок „клеем“ для семьи. Посмотрите шире, снимите с ребенка не детскую ответственность, покажите, что вы сильные и надежные, дайте ему возможность проживать свою детскую жизнь в тепле и при вашей поддержке. А со взрослыми вопросами вы справитесь сами».


Важно, чтобы каждый в семье умел заботиться о себе.


Отслеживать собственное состояние, потребности. Делать для себя пусть небольшие, но важные действия: принять ванную, пойти на массаж — если устало тело. Встретиться с друзьями, если не хватает общения. Запросить поддержку у других членов семьи.

Во-первых, это поможет оставаться в ресурсном состоянии для того, чтобы ухаживать за ребенком. Во-вторых, это будет для него ценным примером заботы о себе.

Принятие ребенка таким, какой он есть, размышления на тему его взросления важны, чтобы он вырос уверенным в себе, спокойным и внутренне свободным, чтобы он научился принимать себя и свою индивидуальность. Все это тоже требует времени и ресурса.

А если это нейроотличность?

О нейроотличности говорят, если мозг ребенка функционирует особенным образом. Речь может идти о дислексии, расстройстве аутистического спектра, СДВГ (синдроме дефицита внимания и гиперактивности) и так далее. Этот диагноз может поставить только специалист.

Интересное по теме

«Слишком громкий, слишком быстрый, слишком болтливый»: монолог матери, которая растит ребенка с СДВГ

Как считает ученый, писатель Ник Уолкер, нейроотличность — это врожденное или генетическое свойство, либо обусловленное жизненным опытом, меняющим мозг. А может быть сочетанием обоих факторов.

Такой ребенок, как считает Александр Покрышкин, нуждается в активной помощи со стороны взрослых. Важно, чтобы воспитывающие его люди учитывали индивидуальные особенности малыша, наблюдали за тем, как он воспринимает и реагирует на мир, как он общается. Мы можем в каких-то моментах узнавать себя и это может помочь нам понять ребенка, посмотреть на мир его глазами.

Чем может помочь общество?

Общество — это широкое понятие. Это и люди, которые участвуют в воспитании, и те, кто наблюдает жизнь семьи и того, как ребенок проявляет себя в мире, — случайные прохожие или те, кто сидят на соседних креслах в транспорте.

Росс Грин, автор книги «Взрывной ребенок. Новый подход к пониманию и воспитанию легкораздражимых, хронически несговорчивых детей» сказал слова, которые было бы ценно услышать каждому:

«Ребенок ведет себя хорошо, если может. Ваш ребенок и так знает, что драться, ругаться и взрываться не следует. Надо определить, что является дестабилизатором и стабилизатором для вашего ребенка. Например, могут отсутствовать стабилизаторы — навык контроля эмоций, навык интеллектуальной гибкости, навык сознательного самоуправления. Дестабилизаторы — это то, что увеличивает тревогу, это события или ситуации, провоцирующие взрыв».

Интересное по теме

Как приручить маленького дракона: советы для родителей вспыльчивых детей

Это важно учитывать всем взрослым: и родителям, и воспитателям, и окружающим. От маленького человека не стоит требовать невозможного. Он может нуждаться в разъяснениях, поддержке, отражении эмоций, навыках.

Чем может помочь детский психолог?

Детский психолог — это человек, который может вам помочь ответить на важные вопросы: что происходит с моим ребенком? в чем причина его поведения? как это должно быть? что я могу сделать?

Это не означает, что каждому нужна терапия. Но если есть вопросы, то разумно обратиться с ними к специалисту.


«В русскоязычном пространстве есть идея, что детский психолог — это замаскированный психотерапевт для взрослых. Что мы придем к детству родителей или его сложностям и проблемам, если начнем работу с малышом. Но это не совсем верно», — рассказывает Александр Покрышкин.


На самом деле помощь психолога может состоять в том, чтобы сказать, нужно ли сейчас заниматься с логопедом, консультироваться с нейропсихологом; как организовать выход в детский сад; помочь приучить ребенка к горшку. Специалист даже может сказать, как помочь с математикой, например. Да, он может порекомендовать психотерапию для взрослых или для всей семьи, но это не единственное, чем детский психолог может быть полезен.

Это человек, у которого есть современный взгляд и актуальные знания, кто может выслушать, понять, что происходит, посмотреть на ситуацию с разных сторон, в том числе и глазами родителя.

В целом, специалисты сходятся в том, что «неудобный ребенок» — это всего лишь оценочная категория. Личность ребенка шире, чем это понятие. Более того, маленькому человеку бывает важно и полезно быть неудобным. Потому что часто это означает «просто быть собой, проявлять себя». И он имеет право быть принятым таким, какой он есть, — как, впрочем, и любой взрослый. Опыт принятия другого помогает нам принять себя.

Понравился материал?

Понравился материал?

Поддержите редакцию