Николай Воронин
Нейропсихолог Европейского медицинского центра
— Феномен игры давно привлекает ученых. Раньше считалось, что основная задача игры — развитие и совершенствование навыков, которые будут необходимы во взрослом возрасте. Бесспорно, это так, игра помогает детям тренировать:
Также игра помогает ребенку лучше понять не только окружающий мир, но и самого себя, свои эмоции и переживания.
Исследования последних десятилетий указывают на еще одну важнейшую функцию игры — развитие механизмов мозга, которые обеспечивают наше общение, и, самое главное, желание взаимодействовать с другими. То есть игра в детском возрасте помогает ребенку не только обрести нужные навыки, но и приспособиться к правилам поведения в обществе.
— Общаясь с другими детьми и взрослыми в игровых ситуациях, ребенок усваивает гибкие модели поведения, которые необходимы для жизни и общения в окружающем нас мире.
Как различаются виды игр, так же различны и мозговые механизмы, которые активируются и во время игровой деятельности. Нет единого «центра игры» в головном мозге — наоборот, во время игры всегда задействованы разные структуры, которые отвечают за:
А главное, в процессе игры происходит сонастройка этих мозговых зон, они учатся взаимодействовать между собой.
Что является движущим фактором в этом обучении? Радость, которую мы испытываем в процессе игры. Раньше ученые рассматривали эмоции как побочный продукт работы сознания, а теперь их считают главнейшей составляющей любой психической активности, в том числе и процесса обучения. Чувство радости обеспечивается дофаминовой системой подкрепления головного мозга. Именно поэтому во время игры у детей активизируются процессы запоминания, внимания, фантазия и творческий поиск.
Узнать, как именно у детей во время игры работает зрительно-моторная координация, раскрываются творческие способности и развивается память, можно в новом спецпроекте от Kinder. В сотрудничестве с экспертами бренд снял видео, где просто и доступно показывает, как игры могут помочь раскрыть творческий потенциал ребенка, сформировать почерк и стимулировать внимание.
— Нет общепринятого понимания какого-то единого рецепта. Мы не можем сказать: возьмите вот такую игрушку и она будет ребенка «развивать». Мне кажется, не столь важно количество функций в играх, как потенциал для взаимодействия с другими. Если ребенок играет в самую последнюю версию игры, но родители не готовы разделить его увлечение, ответить на вопросы — мотивация для получения знаний снижается. И наоборот, играя в самую простую игру, но активно обсуждая ее с родителями и сверстниками, ребенок стимулирует любознательность. Игры, во время которых ребенок общается с другими детьми, родителями, и при этом узнает что-то новое, помогают оттачивать нужные во взрослой жизни навыки.
— Сегодня ученые точно знают, что для успешного развития мозга ребенка важно межличностное взаимодействие.
Раньше ребенок получал знания один на один с книгой, конструктором или простеньким компьютером. Сейчас технологии и вовлеченное родительство делают все куда интереснее — даже когда ребенок играет в приложении, он всегда может спросить совета у родителей или друзей и поделиться своими успехами.
С научной точки зрения это создает дополнительные возможности для ребенка: такое взаимодействие обеспечивает встраивание приобретаемых знаний в нейросети более высокого уровня. То есть ребенок учится проактивному контролю — не просто получает информацию об окружающем мире, а понимает, как использовать ее в будущем.
Также современные приложения и игры открывают новые возможности в общении с детьми и для родителей. Ученые выяснили, что когда дети и родители играют вместе (в том числе на смартфонах), такая игра по своей сути является социальной, и задействует примерно те же мозговые механизмы социального интеллекта, что и при взаимодействии в реальной жизни. А значит, с точки зрения психологии, такое время, проведенное вместе, помогает развивать и связь между родителями и детьми.
Игра на смартфоне, в которую можно играть вместе с родителями, — это как раз тот вариант, когда приложение дополняет, а не заменяет общение с близкими. Kinder запустил именно такое приложение — Applaydu, с дополненной реальностью (здесь можно «оживить» игрушку из шоколадного яйца, отсканировав ее) и интересными заданиями, которые можно проходить с мамой и папой.
Ребенок становится героем приключения:
Каждая новая игрушка из Kinder Сюрприз открывает новые возможности: мини-игры, костюмы для аватара и AR-маски.
Игры разработаны с учетом рекомендаций Департамента образования Оксфордского университета, а за механику отвечали эксперты Gameloft — компании, которая уже 20 лет создает культовые игры (например, серии Asphalt и Shrek).
Всего в приложении 11 мини-игр, которые помогают стимулировать:
В Applaydu нет рекламы и встроенных покупок. Бесплатно скачать приложение можно в App Store или Google Play. Приложение совместимо со всеми устройствами Android и iOS, начиная с Android 4.4 и iOS 12.
Приложение Applaydu от Kinder показывает, какие возможности для детей и родителей открывают игры. Узнать больше о том, почему игра — это язык детей и как игры влияют на память, можно на сайте проекта.
— Компьютерные технологии уже сегодня помогают родителям стимулировать у детей важные для жизни навыки. Я уверен, что эта тенденция сохранится, и однажды компьютер в известном эмпирическом тесте Тьюринга будет невозможно отличить от человека. Достижения в области машинного обучения и искусственного интеллекта уже сейчас открывают множество возможностей для родителей и детей.
Приложения и компьютерные игры могут существенно расширять возможности родителей в общении с детьми. Технологии помогают стимулировать у ребенка актуальные, востребованные в современном мире способности. Если с ребенком будут играть родители, то такая игра в приложении подарит детям эмоциональный и чувственный опыт, который необходим для социализации ребенка в полном смысле этого слова.
На правах рекламы.