Мы обожаем стихи и сказки Маши Рупасовой — ее творчество радует не только детей, но и возвращает взрослым уютные воспоминания о детстве. Как она эта делает, в чем ее секрет? Откуда взялся Царь Колбаска и кто такие Мартын и Барсик? Что важно участь, когда пишешь для детей и как стать такой классной? Главред НЭН Лена Аверьянова попыталась узнать у самой Маши.
Спасибо! Я царя Колбаску очень люблю — писать его было невероятно весело. На его появление повлияла присказка моей бабушки Маши. Она была прирожденная сказочница — могла сплести историю из чего угодно. И мы к ней, естественно, лезли: ба, сказку! расскажи сказку! Когда у нее не было настроения, она ворчала: ну, какую тебе сказку? про царя Колбаску? И не рассказывала! Оставляла нас, как сейчас говорят, с незакрытым гештальтом. И вот сорок лет спустя я этот гештальт закрыла, получив от этого непередаваемое удовольствие.
Мне кажется, основа детства всегда одна и та же — счастье принадлежности к семье. Гаджеты счастливому детству не помеха, я думаю, они вообще особого значения не имеют — лишь бы ты был нужен своей семье, лишь бы тебя любили.
Лишь бы ты ощущал, что ты свой, ты нравишься, ты — радость. Вот это основа, на которую потом можно смело опираться.
А сама по себе немытая черника погоды не сделает.
Я еще двадцать лет назад шутила, что интеллектуально и психологически я застряла на уровне поделок из природных материалов. Думаю, я от детского в себе канала и не отключалась так, как это обычно происходит у взрослых. Мне почему-то легко присоединяться к детству от 0 до 10 лет. Если мне нужно настроиться на канал 2+, я перечитываю свои записи о двухлетнем сыне и мгновенно вспоминаю, что такое два года. И пишу новую книжку.
Я думаю, да. Дети во все времена проходят необходимые стадии развития и превращения во взрослого. С косметическими отличиями, которые нам кажутся существенными из-за того, что мы живем не очень много, 70-80 лет.
Сейчас мне кажется важным вопрос детских границ: дети не знают, где проходят границы их личности, и эти границы должны устанавливать мы, родители.
Буквально говорить и объяснять на пальцах: так с тобой обращаться нельзя, вот тут выбирать можешь только ты, это — не мое дело, здесь — ты решаешь, этим ты можешь со мной не делиться. А чужие, уязвимые, проницаемые границы ребенка — непростая задача, мы и со своими-то границами еще не разобрались.
У меня наоборот, материнство — это оранжерея, где творчество плодоносит как сумасшедшее. Я начала писать, когда сыну было три, и за семь лет у меня вышло 19 книг и два спектакля.
В сказке важно совместность ребенка и родителя, как я думаю. Если кто-то из них не получает удовольствия, сказку можно откладывать, чтобы вернуться к ней попозже. Я не говорю, конечно, о ситуациях, когда мама или папа читают сказку в сто двадцать пятый раз за день, там уже не до совместности, дотянуть бы до отбоя.
Я юного фаната вообще не вижу, если честно. И каждый раз до глубины души удивляюсь, когда получаю фото или видео, где малыш читает мою книжку.
Я пишу от избытка радости, как, знаете, люди улыбаются, когда у них хорошее настроение.
Кому они улыбаются? Да никому, просто так, от радости.
Хотела бы. Я, еще работая учителем литературы, была от школьной программы не в восторге. А сейчас и подавно — мне кажется, у нас такая прекрасная современная детская литература, что ну никак нельзя ее игнорировать.
Я не специально так пишу. Я и общаюсь так же, просто для собственного удовольствия. Как говорит мой сын, «чтобы развеселить жизнь». Но я рада, что стихи получаются многослойными — дети от многослойных стихов растут, и когда они ловят какой-то инсайт, им это как бальзам на душу: понял! как круто быть взрослым?
У меня нету котов и никогда не было. Я думаю, на меня повлиял образ кота, который сообща придуман русскоязычным интернетом. А катализатором стали коты моей подруги, Мартын и Барсик. Эти коты заведуют фб-страничкой «Неглаженные котики».
Думаю, это моя недоработка.
В этом стихотворении не увидели насмешки над эгоизмом маленького ребенка, протестующего против единственной отдушины замотанной мамы.
Современный родитель — и я тоже — страдает от родительского невроза, от бесконечного чувства вины перед ребенком. Думаю, многие родители восприняли этот стишок как еще одну шпильку в свой адрес.
Я отлично восстанавливаюсь от долгого непрерываемого времени, которое трачу на работу. Такого, правда, не случалось с марта, когда сын ушел на домашнее обучение. Но в марте 2021 он вернется в школу, и уж я восстановлюсь! Пока спасаюсь часовыми прогулками по лесу, но ребенок любит составить мне компанию: хоть пообщаемся, говорит.
С негативными комментариями сталкиваюсь регулярно, реагирую в зависимости от ресурса — конструктивно, позорно или вовсе не реагирую, оставляю на потом.
Агрессию порождает страх: человек только-только нашел баланс, выдохнул, а кто-то незнакомый из интернета (скажем, я) пишет: а я считаю, что быт надо делить поровну между всеми членами семьи!
И если человек в себе не уверен, не устойчив, то он пугается и воспринимает чужое мнение как атаку на свое хрупкое выстраданное равновесие. И начинает отбиваться: а что плохого, если женщина занимается семьей и домом, а мужчина все это оплачивает? Ничего плохого тут нет, просто такое положение дел комментатора пугает гораздо больше, чем меня.
О да, я любую энергию ценю и негативную с удовольствием преобразовываю в созидательную. У меня вообще масса стыдных чувств — зависть, скажем, или раздражение — легитимизированы и поставлены на службу человеку, то есть, мне.
Сейчас я работаю урывками, когда позволяет наш хоумскулинг. Если у меня аврал, работаю, когда муж берет ребёнка на себя. Могу сидеть, не разгибаясь, все выходные. Вечером пишу или рано утром. Стихи писать проще всего, а вот большие истории требуют тишины.
Вообще не пишутся. В январе я написала сборник о котах, и с тех пор вдохновение меня покинуло. Я недавно хватилась и решила устроить себе челлендж: попробую писать стихи без вот этого радостного моторчика внутри. Может, сегодня и начну.
Меня тоже, конечно, никто не знал, но я сначала выкладывала стихи в ЖЖ и в соцсетях, и к моменту появления сборника, у меня было какое-то количество читательского признания. Наверное, это было моим конкурентным преимуществом. А главным моим преимуществом была Наринэ Абгарян, которой нравились мои стихи. И когда я дописала сборник, Наринэ переслала его своему главному редактору. Так вышла моя первая книга. А теперь и я поступаю как Наринэ: если попадается прекрасный автор, я предлагаю его рукопись своим издателям.