Существует несколько типичных ситуаций, в которых родители охотно награждают своих детей сладостями, вот они:
Интересное по теме
Агрессивные воспитатели и заботливая бабушка: колонка о том, как пищевое насилие, пережитое в детстве, меняет нашу жизнь
Понятное дело, что все дети любят сладкое, и до определенного момента все эти схемы будут исправно работать. Однако долгосрочный вред от их использования, как правило, оказывается весомее кратковременной пользы (точь-в-точь как с физическими наказаниями, да).
Вот, какие негативные последствия (по мнению врачей) могут ждать детей, которые привыкли получать конфетку за свои успехи, за хорошее поведение и как средство от расстройства.
Проблемы со здоровьем. В качестве награды родители вряд ли предлагают своим детям морковь или брокколи — «призовая» еда, как правило, бывает не самой полезной — это конфеты, мороженое, лимонад, леденцы или чипсы. Все хорошо в меру, а вот регулярное и частое употребление всех этих продуктов увеличивает риск возникновения кариеса, ожирения, недостатка питательных веществ и других проблем.
Эмоциональное переедание. Поощряя ребенка сладким, родители устанавливают и закрепляют связь между радостью и едой. В будущем это может привести к расстройствам пищевого поведения: по старой привычке ребенок начнет «заедать» стресс или есть от скуки, чтобы хотя бы ненадолго почувствовать себя хорошо и радостно.
Неправильные приоритеты. Если вся еда становится лишь прелюдией для десерта, у ребенка закрепляются неправильные пищевые привычки. Он перестает прислушиваться к себе, меньше анализирует, нравится ли ему еда, которую он ест, не чувствует насыщения. Превращая сладкое в награду за чистую тарелку, родители ставят конфеты и печеньки на самый верх пищевой иерархии, что заставляет ребенка хотеть их еще сильнее, и относиться к другим продуктам как к вынужденной и неприятной необходимости.
Неправильная мотивация. Многие родители хотят научить ребенка правильно питаться и принимать здоровые, взвешенные решения, но сладости сложно назвать оптимальным воспитательным методом. Как показывают исследования, угрозы и подкуп — это лишь временная мотивация, которая не помогает ребенку в дальнейшем принимать самостоятельные решения. Невозможно научить ребенка питаться правильно, если родители регулярно манипулируют им при помощи сахара.
Чем можно заменить сладкие награды? И что делать, если конфетно-рыночные отношения уже настолько прочно вошли в вашу рутину, что о других решениях вы даже не задумывались?
Вспомните те ситуации, в которых вы чаще всего используете еду в качестве мотиватора, регулировщика и сверхцели. Может быть, вы привыкли поощрять своих детей сладостями за успехи в саду или школе. Может быть, вы привыкли мотивировать ребенка на выполнение бытовых задач при помощи сладостей. Отметьте для себя все эти случаи и проанализируйте, как часто они происходят.
Важный момент, который не стоит упускать. Понятное дело, что мы тут живописали все ужасы конфетной мотивации, но не стоит клеймить себя и убиваться — многие родители совершают такую ошибку, и иногда действительно кратковременный эффект от подкупа и шантажа оказывается нам жизненно важнее, чем долгосрочные перспективы. Главное, что вы готовы что-то изменить (хотя, должны признать, перестроить ребенка на новую систему поощрений может быть непросто).
Конфета или хэппи-мил — это всего лишь простой способ решить какую-то другую задачу. Например, вы используете их для того, чтобы убедить ребенка помогать вам, или чтобы поднять ему настроение, пожалеть его или порадоваться его успехам. Лакомство — это простой способ поднять настроение, сгладить конфликт или договориться, однако в каждой из этих ситуаций есть и другие способы донести до ребенка то, что вы пытаетесь до него донести. Можно даже составить отдельную таблицу, в которую вы запишете самые распространенные ситуации, в которых вы прибегаете к помощи сладкого, и те чувства и эмоции, которые вы хотели бы выразить.
Интересное по теме
«Конфеты стали атрибутом счастливого детства»: колонка о том, как сахар заменяет нам заботу и мотивацию
В тех случаях, где проблема решается конфетой, ее можно решить другим способом — и он даже не должен быть материальным. Если вы привыкли успокаивать сладостями ребенка, который расстроился или ударился — попробуйте вместо этого уделить ему больше внимания, поносить его на руках, пообнимать, придумайте свой «волшебный» ритуал, который поможет унять боль и обиду.
Если мороженое стало мотиватором делать уроки или убираться в комнате — замените его на другие приятности: это может быть совместный просмотр любимого мультика, новая книга, буйные игры или внеочередная поездка в парк — в конце концов, родительское внимание и время дети ценят намного выше конфет и мороженого.
В решении бытовых вопросов вроде регулярного мытья головы, чистки зубов или уборки прекрасно работает табличка с наклейками — вроде той, что выдают в супермаркетах. Расчертите таблицу, каждый ряд в которой будет заканчиваться подарком-сюрпризом. За каждое своевременно выполненное дело приклеивайте наклейку в графу таблицы, а когда наклейки дойдут до подарка — подарите ребенку что-нибудь — поездку в зоопарк, новый пазл, раскраску или любую другую игрушку в подходящей вам ценовой категории. Количество «шагов», которые необходимо сделать до получения подарка, вы определяете сами — главное учтите, что чем младше ребенок, тем меньше «шагов» должно быть в таблице — малыш просто не способен так долго концентрироваться на желанном подарке.
Чем еще можно заменить сладости? Объятиями, поездкой в гости, ночевкой у друзей, правом выбирать блюдо на ужин или семейное мероприятие на выходные, поздним отбоем (для детей постарше), дополнительным экранным временем — возможности бесконечны, и выбирать их стоит, исходя из интересов, увлечений и возраста конкретного ребенка.
Позитивное подкрепление — это хороший воспитательный метод, который позволяет мотивировать ребенка без угроз и запугиваний, однако стоит убедиться, что у вас это подкрепление не строится на сладостях и вредной еде, которую обычно ребенку нельзя есть (запретный плод всегда сладок, помните?).
Диетологи и специалисты по детскому питанию рекомендуют не создавать культ сладкой и запретной еды, выдавая ее только по особым случаям и праздникам, а превратить ее в обыденность и рутину — и (ох!) позволить ребенку самому научиться регулировать потребление сладостей и полезностей. Такое возможно в том случае, если ребенку с ранних лет не отказывают в интуитивном питании и не разделяют еду на «полезную» и «вредную» (в этом случае «полезная» рискует превратиться в неприятную обязаловку, а не в осознанный выбор).
Понравился материал?