«Мы полностью отказались от экранного времени»: колонка отца двухлетки

Экранное время — это один из самых загадочных вопросов родительства. И если в том, что детям не стоит показывать мультики до двух лет, педиатры более или менее единогласны, то вот после двух начинается самое интересное.

Некоторые дети способны спокойно высидеть час перед мультиками, а потом пойти заниматься своими делами, а у других даже серия «Малышариков» вызывает бурную истерику и мешает заснуть вечером.

Показывать ребенку мультики (и в каких объемах) или нет — это личный выбор родителей. И если вдруг вы поняли, что без экранного времени вашему ребенку будет лучше, чем с ним, мы делимся с вами опытом Мэверика Файлса, который решил отучить своего тоддлера от просмотра мультиков — почему он принял такое решение, как он это делал, и что в итоге получилось. Перевели его колонку, опубликованную на сайте The Good Men Project, с небольшими сокращениями.


И я, и моя жена — младшие дети в наших семьях.

Так что когда мы поженились в 2017 году, у наших сестер уже были дети-тоддлеры. И, как многие пары с детьми, мы, конечно же, осуждали их, когда видели, как наш трехлетний племянник ловко играет в Fruit Ninja на айпэде, или как наша четырехлетняя племянница смотрит видео про Барби на YouTube.

Однако когда ты становишься родителем, ты понимаешь, что родительство — это совсем не просто, особенно, когда ты проводишь все свое время дома, пытаешься работать, а еще у тебя есть двухлетний сын, и все это в небольшом доме в Гонконге.

Вот в таких обстоятельствах мы с женой оказались в 2020 году.

Мы никогда не давали нашему сыну гаджетов — тут особо нечем гордиться, потому что в декабре ему только исполнилось два года. На протяжении большей части 2020 года ему не было двух лет — это возрастной минимум, до которого детям не рекомендуют вообще смотреть в экран.

Но, как мы все знаем, 2020 год был не очень «нормальным».

Мы неплохо справлялись с отказом от экранного времени, когда мы работали из дома. Наш сын в это время играл с няней, но при этом он знал, что мы находимся в соседней комнате, работаем за компьютерами. Так ему было комфортно, он был доволен, и мы не чувствовали вины за то, что оставляем его с няней.

Проблемы начались, когда ситуация в Гонконге начала улучшаться, и в августе-сентябре нам пришлось вернуться на работу. Мы чувствовали себя виноватыми за то, что оставляем ребенка с няней, и очень хотели как-то компенсировать свое отсутствие по возвращению с работы.

Но дети в этом возрасте требуют очень много сил.

И это именно то, чего тебе не хватает, когда ты возвращаешься домой после долгого рабочего дня. Так что мы сдались и выбрали легкий путь: завели специальные полчаса вечером, когда наш сын мог посмотреть «образовательные» мультики, сидя между мамой и папой на диване в гостиной.

Ему понравилось его новое занятие, и у него очень быстро появились любимые песенки и видео. Но они стали нравиться ему слишком сильно. Как только он слышал звонок в дверь, он тут же бежал к дверям, улыбался нам, говорил: «Мамочка, папочка», и тут же вел нас в гостиную, говоря: «Телевизор» так, как будто он ждал этого момента целый день.

И каждый раз, когда мы выключали телевизор по истечению тридцати минут, он устраивал огромную истерику, и нам приходилось очень сильно его отвлекать для того, чтобы он мог переключиться и успокоиться.

Еще большей проблемой, которую мы заметили, оказалось то, что он стал дольше засыпать по ночам и начал устраивать внезапные и беспричинные скандалы, сопровождающиеся бурными рыданиями. Так что, примерно месяц спустя после начала его новой телевизионной рутины, мы исключили все другие возбудители и поняли, что проблема была в перевозбуждении из-за экранного времени.

Моя жена составила основательный план того, как мы можем полностью избавиться от его экранного времени — запланированного и случайного. Если честно, те результаты, которых мы смогли достичь буквально за неделю, нас удивили. Вот, что мы делали, и вот, почему это сработало (как нам кажется).

Главный принцип: если ты что-то забираешь, предложи что-то настолько же веселое (или более веселое) взамен

Тоддлеры — еще не очень сложные личности, они обладают лишь базовыми психологическими навыками, поэтому простой принцип «дать-взять» отлично с ними работает.

Если вы хотите, чтобы они отказались от того, что им нравится, замените это чем-то не менее увлекательным. Так что мы сели и перебрали разнообразные занятия, в которые мы могли бы вовлекать ребенка по возвращению домой, чтобы в следующий раз, когда мы придем с работы, а сын попросит включить телевизор, у нас было, что предложить ему взамен.

День 1: Разрыв

Мы предполагали, что первый день без телевизора будет самым тяжелым, так что мы решили предложить ему что-то новенькое. Это может быть новая игрушка, книга, пазл или что-то еще, что нравится вашему тоддлеру.

В нашем случае это мыльные пузыри, так что мы купили мыльный раствор и выдували пузыри по всему дому — он просто забыл о телевизоре, увлеченный этими маленькими жемчужинами.

День 2: Еще что-нибудь новенькое

У нас было заказано несколько деревянных пазлов, которые мы покупали для предстоящей поездки (но она не состоялась). Так что второй день был посвящен сборке этих пазлов с разноцветными животными.

День 3: Много маленьких занятий

Важно помнить о том, что любое занятие с тоддлером сохраняет новизну совсем не долго. Так что третий день мы начали с того, что делали до этого и добавили еще несколько новых мелочей: раскрашивали пустые коробки от яиц, просеивали чечевицу через сито и играли с кухонной утварью. Хитрость в том, чтобы уделять каждому занятию столько времени, сколько надо, чтобы оно не успело наскучить ребенку и не заставило его вспоминать о былом веселье с телевизором.

Дни 4–7: Долгосрочные образовательные решения

В эти дни мы решили предложить более долгосрочные решения. Так что мы взялись за книги со стихами и картинками, которые обладают той же «образовательной ценностью», что и мультики.

К тому моменту наш сын уже почти забыл о своей телевизионной привычке, так что он принял эти менее «веселые», но более полезные занятия без проблем.

Результат: более позитивный, чем мы ожидали

Спустя всего неделю новой рутины, ожидания нашего сына перезагрузились, и теперь, вместо прежних требований телевизора, он ждет, что мы будем заниматься с ним всякими интересными делами вроде чтения книг и сборки пазлов, когда вернемся домой.

На третий или четвертый день его режим сна тоже вернулся в норму, внезапные истерики пропали, и он снова стал спокойно спать. Более того, мы были удивлены, что все это привело к всплеску интереса к чтению. Теперь все, чего хочет наш сын — чтобы мама с папой ему читали — иногда одни и те же книги по 4–5 раз в день.

В обмен на это нам пришлось тратить больше времени и усилий на планирование нашего досуга и полностью избегать просмотра телевизора или чрезмерного использования телефона на глазах у сына. Несколько сериалов на Нетфликсе — это неплохая цена за такие отличные результаты!

Вывод

Мне кажется, самый главный вывод, который я сделал из всего этого опыта — это то, что дети в возрасте 2–5 лет невероятно впечатлительны, но это значит и то, что избавиться от плохих привычек в этом возрасте тоже намного проще. Хитрость в том, чтобы разобраться в том, что конкретно больше всего привлекает ребенка в данной привычке, и предложить ему то же самое, но в более конструктивной форме.

Лайфхаки Как не стать героем мамских чатов: курс молодого отца
Если вы думаете, что ваш мужской вклад в родительство закончился на роддоме — спойлер: всё только начинается. Этот курс для тех, кто хочет остаться жив, любим и...
Ликбез «Великое возвращение»: все про месячные после родов
Когда они начнутся? От чего это зависит? Будут ли они такими же, как до беременности, станут сильнее или слабее? Можно ли забеременеть, пока их еще нет? (спойле...