Редакция
30 March 2021

«Мы полностью отказались от экранного времени»: колонка отца двухлетки

Экранное время — это один из самых загадочных вопросов родительства. И если в том, что детям не стоит показывать мультики до двух лет, педиатры более или менее единогласны, то вот после двух начинается самое интересное.

Некоторые дети способны спокойно высидеть час перед мультиками, а потом пойти заниматься своими делами, а у других даже серия «Малышариков» вызывает бурную истерику и мешает заснуть вечером.

Показывать ребенку мультики (и в каких объемах) или нет — это личный выбор родителей. И если вдруг вы поняли, что без экранного времени вашему ребенку будет лучше, чем с ним, мы делимся с вами опытом Мэверика Файлса, который решил отучить своего тоддлера от просмотра мультиков — почему он принял такое решение, как он это делал, и что в итоге получилось. Перевели его колонку, опубликованную на сайте The Good Men Project, с небольшими сокращениями.


И я, и моя жена — младшие дети в наших семьях.

Так что когда мы поженились в 2017 году, у наших сестер уже были дети-тоддлеры. И, как многие пары с детьми, мы, конечно же, осуждали их, когда видели, как наш трехлетний племянник ловко играет в Fruit Ninja на айпэде, или как наша четырехлетняя племянница смотрит видео про Барби на YouTube.

Однако когда ты становишься родителем, ты понимаешь, что родительство — это совсем не просто, особенно, когда ты проводишь все свое время дома, пытаешься работать, а еще у тебя есть двухлетний сын, и все это в небольшом доме в Гонконге.

Вот в таких обстоятельствах мы с женой оказались в 2020 году.

Мы никогда не давали нашему сыну гаджетов — тут особо нечем гордиться, потому что в декабре ему только исполнилось два года. На протяжении большей части 2020 года ему не было двух лет — это возрастной минимум, до которого детям не рекомендуют вообще смотреть в экран.

Но, как мы все знаем, 2020 год был не очень «нормальным».

Мы неплохо справлялись с отказом от экранного времени, когда мы работали из дома. Наш сын в это время играл с няней, но при этом он знал, что мы находимся в соседней комнате, работаем за компьютерами. Так ему было комфортно, он был доволен, и мы не чувствовали вины за то, что оставляем его с няней.

Проблемы начались, когда ситуация в Гонконге начала улучшаться, и в августе-сентябре нам пришлось вернуться на работу. Мы чувствовали себя виноватыми за то, что оставляем ребенка с няней, и очень хотели как-то компенсировать свое отсутствие по возвращению с работы.

Но дети в этом возрасте требуют очень много сил.

И это именно то, чего тебе не хватает, когда ты возвращаешься домой после долгого рабочего дня. Так что мы сдались и выбрали легкий путь: завели специальные полчаса вечером, когда наш сын мог посмотреть «образовательные» мультики, сидя между мамой и папой на диване в гостиной.

Ему понравилось его новое занятие, и у него очень быстро появились любимые песенки и видео. Но они стали нравиться ему слишком сильно. Как только он слышал звонок в дверь, он тут же бежал к дверям, улыбался нам, говорил: «Мамочка, папочка», и тут же вел нас в гостиную, говоря: «Телевизор» так, как будто он ждал этого момента целый день.

И каждый раз, когда мы выключали телевизор по истечению тридцати минут, он устраивал огромную истерику, и нам приходилось очень сильно его отвлекать для того, чтобы он мог переключиться и успокоиться.

Еще большей проблемой, которую мы заметили, оказалось то, что он стал дольше засыпать по ночам и начал устраивать внезапные и беспричинные скандалы, сопровождающиеся бурными рыданиями. Так что, примерно месяц спустя после начала его новой телевизионной рутины, мы исключили все другие возбудители и поняли, что проблема была в перевозбуждении из-за экранного времени.

Моя жена составила основательный план того, как мы можем полностью избавиться от его экранного времени — запланированного и случайного. Если честно, те результаты, которых мы смогли достичь буквально за неделю, нас удивили. Вот, что мы делали, и вот, почему это сработало (как нам кажется).

Главный принцип: если ты что-то забираешь, предложи что-то настолько же веселое (или более веселое) взамен

Тоддлеры — еще не очень сложные личности, они обладают лишь базовыми психологическими навыками, поэтому простой принцип «дать-взять» отлично с ними работает.

Если вы хотите, чтобы они отказались от того, что им нравится, замените это чем-то не менее увлекательным. Так что мы сели и перебрали разнообразные занятия, в которые мы могли бы вовлекать ребенка по возвращению домой, чтобы в следующий раз, когда мы придем с работы, а сын попросит включить телевизор, у нас было, что предложить ему взамен.

День 1: Разрыв

Мы предполагали, что первый день без телевизора будет самым тяжелым, так что мы решили предложить ему что-то новенькое. Это может быть новая игрушка, книга, пазл или что-то еще, что нравится вашему тоддлеру.

В нашем случае это мыльные пузыри, так что мы купили мыльный раствор и выдували пузыри по всему дому — он просто забыл о телевизоре, увлеченный этими маленькими жемчужинами.

День 2: Еще что-нибудь новенькое

У нас было заказано несколько деревянных пазлов, которые мы покупали для предстоящей поездки (но она не состоялась). Так что второй день был посвящен сборке этих пазлов с разноцветными животными.

День 3: Много маленьких занятий

Важно помнить о том, что любое занятие с тоддлером сохраняет новизну совсем не долго. Так что третий день мы начали с того, что делали до этого и добавили еще несколько новых мелочей: раскрашивали пустые коробки от яиц, просеивали чечевицу через сито и играли с кухонной утварью. Хитрость в том, чтобы уделять каждому занятию столько времени, сколько надо, чтобы оно не успело наскучить ребенку и не заставило его вспоминать о былом веселье с телевизором.

Дни 4–7: Долгосрочные образовательные решения

В эти дни мы решили предложить более долгосрочные решения. Так что мы взялись за книги со стихами и картинками, которые обладают той же «образовательной ценностью», что и мультики.

К тому моменту наш сын уже почти забыл о своей телевизионной привычке, так что он принял эти менее «веселые», но более полезные занятия без проблем.

Результат: более позитивный, чем мы ожидали

Спустя всего неделю новой рутины, ожидания нашего сына перезагрузились, и теперь, вместо прежних требований телевизора, он ждет, что мы будем заниматься с ним всякими интересными делами вроде чтения книг и сборки пазлов, когда вернемся домой.

На третий или четвертый день его режим сна тоже вернулся в норму, внезапные истерики пропали, и он снова стал спокойно спать. Более того, мы были удивлены, что все это привело к всплеску интереса к чтению. Теперь все, чего хочет наш сын — чтобы мама с папой ему читали — иногда одни и те же книги по 4–5 раз в день.

В обмен на это нам пришлось тратить больше времени и усилий на планирование нашего досуга и полностью избегать просмотра телевизора или чрезмерного использования телефона на глазах у сына. Несколько сериалов на Нетфликсе — это неплохая цена за такие отличные результаты!

Вывод

Мне кажется, самый главный вывод, который я сделал из всего этого опыта — это то, что дети в возрасте 2–5 лет невероятно впечатлительны, но это значит и то, что избавиться от плохих привычек в этом возрасте тоже намного проще. Хитрость в том, чтобы разобраться в том, что конкретно больше всего привлекает ребенка в данной привычке, и предложить ему то же самое, но в более конструктивной форме.

Не пропустите самое интересное
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать наши новости
Спасибо, мы будем держать вас в курсе