Ирина Прокофьева
Детский психолог и сказкотерапевт, автор серии детских книг «Сказки для богатых детей»
Если даже чудище смогло измениться, что уж говорить об обычных мужчинах?
Недавно мы рассказывали про три вредных сценария в любимых сказках. Но их, конечно, намного больше. В этом материале мы с экспертом Ириной Прокофьевой продолжаем разбирать, как за интересными, любимыми с детства сюжетами скрываются сценарии и стереотипы, формирующие негативные поведенческие модели.
Детский психолог и сказкотерапевт, автор серии детских книг «Сказки для богатых детей»
Главный герой или героиня сказки часто оказываются в роли пассивного персонажа, ожидающего помощи извне. Проблемы решаются через чудо, помощь феи-крестной, волшебную лампу и прочие внешние силы.
В «Золушке» героиня терпеливо переносит все невзгоды и унижения со стороны мачехи и сводных сестер, однако ситуация меняется не в результате ее собственных действий, а благодаря волшебству феи-крестной.
В «Сказке о рыбаке и рыбке», истории об Аладдине и волшебной лампе, сказке про Кота в сапогах и других появляется волшебный атрибут или помощник, который все делает за героя.
Но возглавляет этот рейтинг, пожалуй, Емеля из сказки «По щучьему веленью». Целей он себе не ставит, профессии не имеет, лежит на печи и из-под пинка выполняет простую работу. Это взрослый дееспособный мужчина, но он фактически является иждивенцем в своей семье. А затем по волшебству жизнь налаживается — без каких-либо усилий с его стороны.
Интересное по теме
3 вредных сценария в любимых сказках — и что делать, если не хочется отказываться от чтения «Золушки»
Сказки про чудесное избавление от проблем и исполнение желаний волшебным образом создают веру, что внешние силы обязательно придут на помощь, отменяя необходимость собственных действий. Убеждение, что трудности могут быть преодолены без личных усилий и ответственности, развивает инфантильность и ожидание чуда вместо активного решения проблем. Вера в чудо — это, конечно, замечательно, но только в комплекте с реальными действиями, которых здесь как раз-таки нет.
Читайте и смотрите с детьми истории, где герои активно действуют, меняя обстоятельства своей жизни: это как современные Мерида и Моана, так и классические герои — например, Маугли. Также сюда подходит современное прочтение «Рапунцель», где героиня не сидит в ожидании спасения, а сама находит способ выбраться из башни и отправиться познавать мир.
Интересное по теме
«Старшие дочери — самые крутые мужики». Колонка о детских травмах и родительских ожиданиях
Один из самых распространенных вредных стереотипов в детских сказках. Героини обладают исключительной красотой, и часто именно это становится залогом их успеха.
Яркий пример — «Белоснежка и семь гномов». Главная героиня описана как «самая красивая на свете», и именно это вызывает зависть мачехи и привлекает внимание принца. Вся ее история и судьба вращаются вокруг внешности, а не личных качеств или достижений.
В «Спящей красавице» красота главной героини также определяет ее судьбу. Именно красота служит ключевым фактором, который помогает принцу найти ее и спасти. Сюжет оставляет впечатление, что внешняя привлекательность — необходимое условие успешной жизни и счастья.
В «Золушке», которую мы с вами очень любим (не так ли?), восхищение принца вызывает тоже внешность, а не личные качества девушки. Да и в любой другой сказке главные героини непременно будут обладать прекрасной внешностью (часто это касается и героев-юношей).
Интересное по теме
Двойная сплошная: почему нас до сих пор встречают по одежке
Такие сюжеты могут формировать у детей, особенно у девочек, комплекс неполноценности по поводу своей внешности. Может сформироваться убеждение, что любовь, ценность и успех зависят от внешней красоты, а не от личных качеств, навыков и достижений, а это может вызвать проблемы с самооценкой. Вспомните, сколько комплексов внушила девочкам по всему миру идеальная кукла Барби.
Важно делать акцент на историях, где главные героини достигают успеха благодаря своим личным качествам, и обсуждать это с ребенком. Хорошо также включить в программу чтения сказки, в которых герой не соответствует сказочным «стандартам» или затрагивается тема внешности. Это могут быть «Гадкий утенок», «Карлсон», «Пеппи Длинныйчулок» (Пеппи — не эталон красоты и манер).
Интересное по теме
7 повестей Астрид Линдгрен, которые вы могли не знать
Многие классические сказки поощряют идеализацию романтических отношений и самопожертвование ради их сохранения. Это жертвование собой (или даже своей жизнью) ради любимого или попытки изменить мужчину.
Яркий пример — Русалочка. Ради принца, который даже не знает о ее существовании, она готова отказаться от голоса и семейного окружения. В итоге Русалочка теряет свою жизнь, не добившись ни любви, ни счастья. Сюжет демонстрирует крайнюю самоотверженность ради любви и веру, что настоящий союз можно построить только через страдания и жертвы.
В «Аленьком цветочке» («Красавица и Чудовище») героиня также демонстрирует жертвенность. Девушка верит, что ее любовь сможет изменить чудовище, — и в конечном счете благодаря ее вере и преданности оно превращается в прекрасного принца. Терпение и жертвование собой ради отношений принесли награду: даже чудище смогло измениться! Что уж говорить об обычных мужчинах?!
На первый взгляд, эти сказки кажутся романтичными, однако несут весьма опасный для девочек сценарий: представление о том, что для любви и счастливой жизни нужно жертвовать своими интересами и даже собой, веру в возможность изменить партнера через свои страдания. Это может привести к тому, что в будущем они будут выбирать токсичные и неравноправные отношения, считая, что это допустимо и даже романтично.
Интересное по теме
«Только познакомились, но будто знали друг друга всю жизнь. Все развивалось так быстро». Как распознать токсичные отношения
Чтобы сформировать у детей здоровые представления об отношениях, лучше предлагать сюжеты, в которых герои и героини уважают себя и своих партнеров и строят союз на основе взаимопонимания, равенства и личного развития. Примерами могут стать Шрек и Фиона, Аладдин и Жасмин, Анна и Кристофф из «Холодного сердца», Рапунцель и Флинн, Мулан и Ли Шанг — они строят отношения на взаимном уважении и сотрудничестве, работая вместе для решения проблем.
Существует ли идеальная сказка? Та, что несет ценные послания, формирует здоровую личность, не содержит вредных стереотипов? Актуальная, современная, интересная и полезная именно вашему ребенку?
Найти такие сказки не всегда просто, но выход есть: можно самому сочинить сказку для своего ребенка. Она может быть не только интересной, но и полезной — ведь сказки способны исцелять эмоциональные раны и помогать в управлении чувствами, формировать важные черты характера и корректировать поведение, избавлять от страхов и решать повседневные проблемы. Воздействие через сказку (сказкотерапия) является одним из наиболее действенных методов психологической работы с детьми.
Сочинение сказок для ребенка (или совместно с ребенком) — это отличная возможность провести качественное время вместе, получить удовольствие от творческого процесса и уделить внимание развитию личности своего малыша. А еще эти прекрасные моменты станут важными и светлыми воспоминаниями о детстве, которые будут давать вашему ребенку силы и ресурсы в будущем.